Работая психологом в детском саду на протяжении 9 лет, я занималась диагностикой и подготовкой детей к школьному обучению.
В течение последних четырех лет, определяя готовность к школе по методике Е.К. Вархотовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой “Экспресс–диагностика готовности к школе” (Изд–во “Генезис”М., 1999г.), мы обратили внимание на то, что дети, имеющие хороший потенциал обучения и развития, могут недостаточно успешно справляться с заданиями, предлагаемыми данной методикой
Сравнивая результаты выполнения субтестов на протяжении двух лет, пришли к выводу, что возникающие затруднения и ошибки идентичны у разных групп детей. В процессе наблюдения за детьми, отметили, следующие трудности в общении: неумение устанавливать контакт со сверстниками и с незнакомым взрослым, подчиняться законам коллектива. В результате, мы пришли к выводу о необходимости разработки своей программы подготовки детей к школе, которая помогла бы нам устранить имеющиеся проблемы у детей и обеспечила максимальную подготовку их к школе.
Наша программа является логическим дополнением к любой программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Программа может использоваться как самостоятельная для подготовки к школе неорганизованных детей.
В основу программы легла идея о необходимости приоритета в развитии: навыков общения; психических процессов; мелкой моторики; положительной мотивации обучения.
Целью проводимых занятий является развитие всех компонентов психологической готовности к школе. Оно достигается благодаря решению трех конкретных задач:
- Развитие психологических качеств: внимания, памяти, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики, зрительно–моторной координации, речи;
- Формирование интереса и положительной мотивации обучения;
- Выявление личностного потенциала обучения и развития.
Коррекционно – развивающая работа проводится с детьми на специальных занятиях во время учебного года. Занятия рассчитаны на детей 5.5–7 лет. Всего 20 занятий, кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 20–30 минут.
Программа занятий учитывает ряд важных моментов:
Каждое занятие направлено на сплочение детского коллектива, развитие навыков общения у детей дошкольного возраста с взрослым и со сверстниками, развитие умения подчинять свое поведение законам детских групп. Все это в комплексе формирует социальную зрелость детей.
Занятия спланированы с возрастанием уровня сложности, начиная с более легких подготовительных заданий и заканчивая более сложными заданиями, направленными на развитие интеллектуальной сферы.
В ходе занятия целенаправленно меняются виды работ (учитывая ограниченные возможности произвольного внимания дошкольников), что позволяет поддерживать устойчивый интерес, активизировать умственную и практическую деятельность детей, вселять уверенность в своих возможностях, снимать страх перед школой и не допускать переутомления.
Занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками.
Часть 2. Рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально–волевой и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: игры на развитие навыков общения; игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи; игры и упражнения на развитие произвольной сферы; упражнения на развитие мелкой моторики; игры на формирование положительной мотивации к обучению.
Часть 3. Завершающая.
Основной целью этой части является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Здесь предусматривается проведение какой–либо общей игры.
Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку. В нашем случае, это “кинезиологический комплекс”; способствует межполушарному взаимодействию и межполушарной специализации (А.Л.Сиротюк “Коррекция развития интеллекта дошкольников”. М.,2002г.).
Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Приветствие и прощание носят ритуальный характер.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за партами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Для проведения занятий каждому ребенку необходимо иметь: половину тетради в клетку или блокнот; простой и цветные карандаши; рабочие листы.
Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов (если программа используется педагогом– психологом).
Содержание программы
Блок I. “Давайте поиграем”
Цель: Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.
Занятие 1. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Занятие 2. Обучить детей эффективным способам общения.
Занятие 3. Развивать навыки сотрудничества. Научить детей доверять друг другу.
Занятие 4. Развивать умение сотрудничать со сверстниками.
Блок II. “Поможем Незнайке”
Цель: Развитие произвольного внимания и поведения.
Занятие 5. Развитие произвольного внимания и произвольности движений.
Занятие 6. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Развитие саморегуляции и самоконтроля.
Занятие 7. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.
Занятие 8. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу.
Блок III. “Письмо от жителей Солнечного города”
Цель: Овладение детьми элементом мнемотехники.
Занятие 9. Развитие механической зрительной памяти.
Занятие 10. Развитие ассоциативной памяти.
Занятие 11. Развитие зрительной памяти с опорой на световой спектр.
Занятие 12. Развитие зрительной памяти с опорой на световой спектр.
Блок IV. “Знайкина олимпиада”
Цель: Развитие мыслительных процессов и зрительно–моторной координации.
Занятие 13. Развитие логического мышления и сообразительности.
Занятие 14. Развитие логического и понятийного мышления.
Занятие 15. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения, развитие речи.
Занятие 16. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения, развитие речи.
Блок V. “Путешествие в Солнечный город”
Цель: Формирование положительной мотивации к обучению в школе.
Занятие 17. Уточнить знания детей о школьных принадлежностях. Подвести детей к пониманию необходимости учения.
Занятие 18. Уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать желание учиться, собранность, аккуратность.
Занятие 19. Подвести детей к пониманию необходимости учения.
Занятие 20. Уточнить знания детей о школе.
Примерные планы – конспекты занятий .
Занятие 1. (Блок I. “Давайте поиграем”)
Задачи: развитие навыков общения у детей; создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; способствование сплочению детского коллектива.
Приветствие
Дети вместе с психологом стоят в кругу. Дети прикасаются друг к другу ладошками, смотрят в глаза и произносят:
Доброе утро, Маша… (называются имена детей по кругу),
Доброе утро, Елена Владимировна,
Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),
Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)!
Игра “Доброе животное”
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: “Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”.
Игра “Дракон кусает свой хвост”
Цель: снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок – “голова” дракона, последний – “хвост”. “Голова” пытается поймать “хвост”, а тот уворачивается. “Тело” дракона неразрывно. Как только “голова” схватила “хвост”, она становится “хвостом”. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Игра “Узнай по голосу”
Цель: Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Вопросы для общения:
Что вам больше всего понравилось на нашем занятии, или что больше всего запомнилось?
Чем бы вы хотели заняться на следующей встрече?
Вопросы для общения подходят как воспитателям, так и родителям.
Прощание
Дети, стоя в кругу, по –очереди, говорят, прикасаясь друг к другу ладошками:
Спасибо, Саша,
Спасибо, Маша и так все дети,
Берутся все вместе за руки:
Спасибо всем нам (аплодируют себе и всем, кто присутствовал на занятии).
Занятие 5. ( Блок II. “Поможем Незнайке”)
Задачи: развитие произвольного внимания и произвольности движений; развитие мелкой моторики.
Приветствие.
Игра “Зеваки”.
Цель : развитие произвольного внимания.
Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу “Стоп!” останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону.
Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок запутался и ошибся, выходит из игры. Игра может закончиться, когда 2–3 детей останется в игре. Они торжественно объявляются победителями.
Пальчиковая гимнастика:
Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой.
Упражнение “Обведи по точкам”.
Цель: задание направлено на развитие целостного восприятия предметов, а также на обучение ребёнка выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.
Ребёнку необходимо соединить все точки рисунка “МЫШОНОК” одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Упражнение “Воздушный шарик”
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие сидят или стоят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”.
Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение “Раскрась фигуры”.
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Элемент кинезиологического комплекса
(См. книгу “Коррекция развития интеллекта дошкольников”. А.Л.Сиротюк, М., 2001). Данный комплекс можно заменить пальчиковой или дыхательной гимнастикой, пластическим или танцевальным этюдом, на усмотрение ведущего.
ПАРОХОД
Пароход плывет по речке
И пыхтит он словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.
Вопросы для общения.
Мы с вами играли в игру “Зеваки”. А кто такие “зеваки”?
А быть “зевакой” это хорошо или плохо?
Что может случиться с “зевакой” на улице, в школе и т.д.?
Прощание
Занятие 9. (Блок III. “Письмо от жителей Солнечного города”)
Задачи:
развитие механической зрительной памяти; развитие произвольной саморегуляции;
развитие мелкой моторики..
Приветствие
Упражнение “10 символов”.
Цель: развитие механической зрительной памяти.
Предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках).
Время для запоминания 20 секунд.
Воспроизвести символы в тетради по памяти. Записи убрать.
Пальчиковая гимнастика
Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните присказку: “Мы писали, мы писали, наши пальчики устали”.
Упражнение “Обведи по точкам”.
Цель: задание направлено на развитие целостного восприятия предметов, а также на обучение ребёнка выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.
Ребёнку необходимо соединить все точки рисунка “РЫБКА” одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Упражнение “Копирование образца”.
Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на бланке.
Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствует образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка.
Элемент кинезиологического комплекса.
СОБАКА
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Упражнение “Найди отличия”.
Цель: развитие зрительного внимания.
Детям предлагаются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия.
Ведущий предлагает детям внимательно посмотреть на картинки. Далее он задает вопросы:
Что здесь нарисовано?
Эти картинки одинаковые или нет?
Перечислите все отличия на этих картинках.
Упражнение “Танец”.
Цель: танцевальная психотерапия, тренировка психомоторных функций, самовыражение индивидуальности ребенка.
Ведущий предлагает детям потанцевать. Ребенок должен выразить в танце какой – либо образ, по желанию. При затруднении ведущий предлагает следующие темы: станцуй “бабочку”, “зайчика”, “веселого ежика”, “лошадку”, “дерево”, “цветок”, “птичку” и т.п. ведущий следит за тем, чтобы дети именно танцевали, то есть выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, а не изображали чувства мимикой.
Вопросы для общения
Саша, кого ты изобразил в своем танце?
Сложно ли было изобразить в танце растение?
Какими действиями ты показал, что ёжик веселый?
Занятие 13. (Блок IV. “Знайкина олимпиада”)
Задачи: развитие логического мышления и сообразительности; развитие зрительного внимания и произвольности.
Приветствие
Упражнение “Сложи узор”.
Детям предлагается набор “Сложи узор” (если данный набор отсутствует, можно его заменить квадратами и треугольниками из цветного картона). Далее по образцу детям необходимо сложить узор.
Игра “Говори наоборот”.
Цель: развитие сообразительности.
“Я буду говорить слово, а вы, кому я кину мяч, должны сказать наоборот, например: большой – маленький” (10–12 пар слов).
Упражнение “Штрихи в рисунке”.
Упражнение состоит из штриховки различных фигурок, используя различные виды штриховок .
Упражнение “Тропинка”.
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности.
Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово – задание.
Слово – задание |
Движения |
“Тропинка” | Все дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. |
“Копна” | Дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. |
“Кочки” | Дети приседают, положив руки на голову. |
Задания чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит задание, получает поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество очков.
Элемент кинезиологического комплекса.
КРАБ
Краб ползет по дну,
Выставив клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигать на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.
Прощание
Занятие 18. (Блок V. “Путешествие в Солнечный город”)
Задачи: уточнить знания детей о школьных принадлежностях; воспитывать желание учиться, собранность, аккуратность.
Приветствие
Игра “Первоклассник”.
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях. Воспитывать желание учиться, собранность, аккуратность.
На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, ему предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель.
Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно; не забывать поощрять тех, кто точно выполнил эти правила в игре.
Упражнение “Кот и лодыри”.
Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.
Читается стихотворение С. Маршака “Кот и лодыри”. После прочитанного беседа:
Кто такой лодырь? Скажи по другому. Быть лодырем – это плохо или хорошо?
Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
Зачем люди учатся? Зачем дети ходят в школу?
Прощание