Конспект интегрированного занятия "Ты в ответе за всех, кого приручил" (изодеятельность)

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Программное содержание: развивать воображение детей, вызвать эмоциональную отзывчивость на сказку, учить соотносить услышанное с собственным опытом и собственными чувствами, использовать полученные знания в творческой деятельности, развивать навыки рисования цветными карандашами, воспитывать чувство ответственности, сопереживания чужой беде.

Материал: листы бумаги, цветные карандаши, скоросшиватель.

    • Зрительный ряд: иллюстрации к сказке А. Де Сент – Экзюпери “Маленький принц”, фото кошки.
    • Музыкальный ряд: В.А. Моцарт “Фантазия”
    • Литературный ряд: отрывки из сказки.

Словарная работа: иллюстрация, приручить.

Предварительная работа: рекомендуется воспитателю, воспитателю по экологии провести беседу, наблюдения за домашними животными, птицами, рыбками, и т.п.

Ход занятия.

1 часть.

Вопросы к детям:

    • Вы любите сказки?
    • Как называется твоя любимая сказка?

– Когда я была маленькой, однажды я услышала сказку. Она мне очень понравилась. Повзрослев, я часто перечитывала эту сказку. Она называется “Маленький принц”. Я расскажу ее вам.

“Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга. Печальна и однообразна была его жизнь. Долгое время у него было лишь одно развлечение – он любовался закатом.

На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы – у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили, но однажды неведомо откуда занесло зернышко на планету. Зернышко проросло. Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка – он никогда еще не видел таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья все прихорашивалась, заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. И вот, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.

Маленький принц не смог сдержать восторга: “Как вы прекрасны!”

Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней измучился.

– Я ужасно боюсь сквозняков. Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно, очень неуютная планета.

И красавица закашляла, чтобы Маленький принц почувствовал себя виноватым.

Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Обидные слова он принимал близко к сердцу, и стал чувствовать себя очень несчастным.

Маленький принц решил странствовать с перелетными птицами. Он посещал разные планеты, пока не прилетел на Землю.

Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега, и, наконец подошел к саду, полному роз.

– Добрый день, – сказал он.
– Добрый день, – отозвались розы.

И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок. Он почувствовал очень – очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду. Он лег в траву и заплакал.

Вот тут-то и появился Лис.

– Здравствуй, – сказал он.
– Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – Кто ты?
–Я – Лис, – сказал Лис.
– Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – Мне так грустно.
– Не могу я с тобой играть, я не приручен, – сказал Лис.
– А как это – приручить? – спросил Маленький принц.

– Это давно забытое понятие, – объяснил Лис, – оно означает “создать узы”. Ты для меня всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен, и я тебе не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, ты будешь для меня единственным на целом свете, и я буду для тебя одним в целом свете.

– Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц, – есть одна роза, наверное она меня приручила.

– Очень возможно, – согласился Лис. – Когда ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца, потом сказал:

– Пожалуйста, приручи меня?

– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

– Надо запастись терпением, – ответил Лис, – сперва сядь вон там, поодаль, на траву, – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…

Так маленький принц и поступил. Через некоторое время он приручил Лиса.

Но однажды настал час прощания.

–Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис и умолк. Потом прибавил:

– Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза – единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

– Вы не чуть не похожи на мою розу, – сказал он им. – Вы еще ничто. Никто вас не приручил и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился и теперь он – единственный в целом свете. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас я накрывал стеклянным колпаком. Я слушал, как она жаловалась и как хвасталась. Я прислушивался к ней даже тогда, когда она умолкала. Она – моя.

И Маленький принц возвратился к Лису.

– Прощай, – сказал он.

– Прощай, – сказал Лис, – вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу”.

Воспитатель: – Знаете, ребята, а я ведь тоже приручила кошку. Ее зовут Челсия (предлагается посмотреть фотографии кошки). Я очень ее люблю. Ни когда ее не обижу. Потому что она меня приручила. (Возможны рассказы детей о своих любимцах.)

2 часть.

– Давайте послушаем мелодию. Представьте, что это собака заблудилась, потеряла своего хозяина. Что она чувствует? Какое у нее настроение? (I часть “Фантазии” В.А. Моцарта – грустная, тревожная). А теперь? (2часть “Фантазии” – веселая, радостная) Как вы думаете, что случилось? (Ответы детей).

Физминутка.

3 часть – практическая.

– А давайте нарисуем наших любимцев.

Дети рисуют карандашами домашних животных, птиц, рыбок и т.п.

Анализ детских рисунков.

Как зовут твоего любимца?

Какое настроение у него на твоем рисунке?

Детям предлагается оформить книгу “Наши любимцы”.