Искушение научиться решать нестандартные задачи (и не только математические) всегда велико. А неумение их решать, прежде всего, связано с чувством неуверенности в собственных силах. На самом деле для решения нестандартных задач применяются стандартные методы и приемы. В данной работе рассмотрены уравнения, содержащие целую часть числа, для решения которых достаточно знаний в объеме школьной программы, составлен алгоритм их решения и сделана попытка систематизации по способам решения.
Целой частью действительного числа x (или функцией “антье”) называется наибольшее целое число n, не превосходящее x.
Целая часть числа x обозначается символом или (реже) символом Е (Х). Читается так: “целая часть х” или “антье x”.
Например, =2, =-3.
Из определения “антье x” следует, что
+1, или 0<1,т.е. x=+, где 0<1.
Алгоритм решения уравнений, содержащих целую часть.
I. Рассмотреть уравнение, отметить его особенности, привести к виду
[f(x)] =g(х) или [f(х)] = [g(х)].
II. Для уравнения вида: [f(х)]= g(х).
у1= f(х) и у2= g(х) – линейные функции | |
да (см. пункт II.1) | нет (см. пункт III) |
1. Применить замену: g(х) = t, где tZ.
2. Найти зависимость х (t).
З. Подставить х(t) в исходное уравнение.
4. Решить неравенство 0 f (t) - t < 1, учитывая, что t Z.
5. Найти х (t).
6. Записать ответ.
III.
Если из уравнения следует, что хZ. | |
да (см. пункт III.1) |
нет (см. пункт III.2) |
1. Замена [х] = х – {х} сводит уравнение к рациональному, решение которого является решением исходного уравнения.
2. Возможны следующие способы решения:
а) Замена [х] = х -{х}. Найти корни получившегося уравнения способом перебора.
б) Построить график уравнения у = g(х) для значений х, удовлетворяющих условию g(х) f(х) < g(х)+1
Найти по графику значения х (корни уравнения), удовлетворяющие неравенству.
в) Построить графики функций у1= [f(х)] и у2 = g(х).Найти уравнения (чаще количество корней) по графику.
IV. Для уравнения вида [f(х)]=[g(х)] возможны следующие способы решения:
а)
1.Применить замену [f(х)]= t, тогда [g(х)] = t, где tZ.
2. Решить систему неравенств учитывая, что tZ
.
3. Найти х, подставив значение t в систему неравенств из пункта 2.
4. Записать ответб)
1. Построить графики уравнений у1=[f(х)] и у2=[g(х)].
2. Найти общие точки графиков.
3. Записать ответ.в)
1. Составить и решить неравенство -1<f(х) - g(х) < 1 (по свойству функции “антье”).
2. Построить графики функций у1 = f(х), у2= g(х) для значений х, удовлетворяющих неравенству из пункта 1.
3. Определить границы значений х, при которых целые части функций
у1 = f(х), у2= g(х) равны.
4. Записать ответ.
- Уравнения вида [f(х)]=g (х)
Пример:
Пусть , где t Выразим x: 16x=11t-16, x =.
Тогда уравнение принимает вид:
, ; ; 0<1
2
т.к. t то t1=3, t2=4, t3=5, t4=6, t5=7. Найдем x, получим ответ.
Ответ: x1=1 , x2=1, x3=2, x4=3 , x5=3
II. Уравнения вида [f(x)] = [g(x)]
Пример: . Пусть t, тогда
t , t, (1) , (2)
Решение отсутствует, если промежуток (2) “правее” промежутка (1)
; 2t, t
Решение отсутствует, если промежуток (2) “левее” промежутка (1)
; 2t, t ,
Значит, решение существует при. Т.к. t , то t1=1, t2=2, t3=3, t4 =4 и тогда из неравенства (1) и (2) получаем:
t1=1, 2 0 тогда 2
t2=2, 3,5 2,5 тогда 3,5
t3=3, 5, 5, тогда 5
t4=4, 6,5, 7,5 тогда 7,5
Ответ: 2, 3,5 7,5.
III. Уравнения, решаемые способом перебора.
Пример: , x
Т.к. x- то получаем уравнение или 25x2=, но 0<1, значит,
0x2<1
Т.к. x, то 25x2>0 при любых x. Получаем 25x2<1, x2 <,
-<x<
Выбираем решение перебором:
1) -<x<0, , тогда исходное уравнение принимает вид: , откуда
25x2 –x-1=0, Д=101
x1,2 =; x= не удовлетворяет условию -<x<0
является корнем уравнения
0
Получаем уравнение:
; 25x2=x, но т.к. x, то x=- корень данного уравнения
является корнем исходного уравнения
Ответ: 2 корня x=; x=
IV. Уравнения, сводящиеся к решению рациональных уравнений.
Пример:
Из уравнения следует, что (x+1)Z, значит, xZ.Тогда (3x2-x)- целое, поэтому .Поэтому И уравнение принимает вид:
3x2-x=x+1, откуда 3x2-2x-1=0 и x1=1, x2=.Но xZ,значит, x= не является решением уравнения.
Ответ: x=1
Пример: = Построим графики функций: y= и y= (рис. 1)
По графику (рис.3) видим общие точки графиков.
Пример: =
-1<, -1<<1;
Построим графики функций при 1, y= y=
Определим границы значений x
Подставим y=1 в y=, тогда x=2, верно
y=2 в y=, тогда x=2,5; неверно, значит 2<2,5
2) y=2 в y=, x=3,5; верно
у=4 в y=, x=6,5; неверно, значит 3,5<6,5
y=4 в y=, x=7,5 y=5 в y=, x=8 проверяем, получим 7,5<8
Ответ: 2<2,5, 3,5<6,5, 7,5x<8
V. Способ решения, объединяющий аналитические и графические приёмы.
Пример :x2+3x=x2+0,5
По определению функции “антье” данное уравнение равносильно двойному неравенству:
x2+ x2+3x<x2+ (1)
Решим неравенство:
1) 4x2-6x+1, 4x2-6x+1=0, Д=36-16=20 x1,2=; x1,2=
2) 4x2-6x+3>0 , 4x2-6x+3=0 , Д=36-48=-12, Д<0 x- любое
Итак, решением неравенства (1) является:
Построим в этом промежутке параболу y=x2+рис.6.
Пределы, в которых изменяются значения функции, определяются ординатами точек пересечения параболы с прямыми x=. При x= y= тогда
В этих пределах два целых значения y: y1=1, y2=2.
Им соответствуют x1=, x2=.Это и есть решения данного уравнения.
VI. Построение графиков элементарных функций и функций вида y = [f(x)].
Пример 8.x3-, x3=. Тогда x3=, отсюда следует, что x3
Построим графики функций y=x3 и y=
По графику (рис.8) видим, что единственное решение при -2
Ответ: x=
Литература
1. А. Мерлин, Н. Мерлина Нестандартные задачи по математике в школьном курсе.– М: Математика №39, 2000.
2. Семёнов В.И. Некоторые методические и методологические аспекты углубленного изучения математики. 9-11 классы. – Кемерово: Обл. ИУУ, 1988
3. В.К. Смышляев Практикум по решению задач школьной математики.– М: “ Просвещение”, 1978
4. Д.О. Шклярский, Н.Н.Ченцов, И.М. Яглов Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Арифметика и алгебра.– М: “Наука”,1976