Нетрадиционные уроки и задания
помогают вовлечь всех без исключения ребят в
плодотворную работу, наглядно показать им
необходимость глубоких и прочных знаний,
самообразования. Активизируется понятийная,
мыслительная деятельность учеников, повышается
их качество и глубина, мобилизируется
деятельность памяти.
Чтобы ученики не ограничивались усвоением
изучаемого в неизменном виде, необходимо
предлагать им различные познавательные задания.
Вместе с содержанием и приемами изложения такие
задания указывают школьникам направление и
характер учебной деятельности.
Неплохие результаты, на мой взгляд, дают игровые
моменты на уроке. Игровая форма может
заинтересовать школьников любого возраста, она
дает возможность обеспечивать не только
интеллектуальное, но и эмоциональное усвоение
понятий и знаний.
Приведу пример урока по теме «Древняя Греция.
Македонские завоевания в IV веке до н.э.»
Урок – путешествие «Александрия Египетская»
Цели:
1. Познакомить учащихся с важнейшими архитектурными памятниками древней Александрии Египетской.
2. Совершенствовать навыки работы с картой, контурной картой, умение анализировать незнакомый текст.
3. Продолжение эстетического воспитания, воздействуя на воображение и эмоции учащихся.
Оборудование:
1. Карта «Завоевательные походы Александра Македонского».
2. Контурные карты.
3. Раздаточный материал – тексты с описанием города.
4. План-схема города и условные значки.
5. Рисунки учащихся, на которых изображены: маяк, библиотека, музей, театр.
6. На доске написаны задания.
ХОД УРОКА
I. Вступительная часть.
У доски в классе поставлен стул.
Учитель: « Ребята! Сегодня урок начнется необычно. Представьте, что это – «волшебный трон». Как вы думаете, кто придет к нам в гости, займет место на «троне» и будет рассказывать о себе?»
Учащиеся называют А.Македонского. Одному из желающих предлагается сыграть роль А.Македонского и от его имени рассказать об императоре, а остальные учащиеся слушают и дополняют.
Учитель: «А. Македонский создал огромную державу, совершая завоевательные походы. Летом 323 г. до н.э. он внезапно заболел и умер. Македонские полководцы, боевые соратники, друзья Александра стали делить земли, входившие в созданную им державу. В начале III века до н.э. на месте державы А.Македонского возникло множество государств. Главными из них были: Египетское, Македонское, Сирийское. А крупнейшим торговым и культурным центром стала столица Египетского царства – Александрия. В этот город мы и отправимся в путешествие».
Ученики работают с картой, показывают и описывают словами местоположение названных учителем территорий.
II. Выбор маршрута путешествия.
Учитель: «Последнее место, где мы побывали, путешествуя – это древняя Греция. Каким путем мы отправимся из Греции в Александрию?»
Ребятам предлагается определить маршрут путешествия с помощью нетрадиционного задания и отметить свой путь (по суше или морю) на контурной карте.
Затем условные значки размещают на карте «Завоевательные походы А.Македонского».
III. Преодоление препятствий.
Учитель: «У каждого путешественника на пути встречаются преграды, подстерегают опасности. Представьте, что подул сильный исторический ветер, вот что он напутал:
1. Препятствие – путаница.
Нужно соотнести события и даты.
776 г. до н.э Поход А.Македонского на Восток;
490 г. до н.э. Саламинская битва;
480 г. до н.э. Марафонская битва;
334-325 г. до н.э. Первые Олимпийские игры.
2. Препятствие – лабиринт.
Из него можно найти выход, объясняя значение слов.
Ареопаг –> лаконичная речь –> стратег –> демократия –> –> педагог –> оратор –> агора –> фаланга –> театр.
IV. Путешествие по городу.
Учитель: «Препятствия пройдены. Мы в Александрии. Чем же знаменит этот город? Какие здания, красивые места можно увидеть, путешествуя по нему?»
Учащимся предлагается следующий текст:
«Крупнейшим городом Средиземноморья
стала столица Египетского царства – Александрия
Египетская, основанная Александром Македонским
в дельте Нила. По Нилу везли сюда из Египта хлеб и
папирус, из Нубии – золото и слоновую кость. По
каналу, прорытому между Нилом и Красным морем,
шел путь в далекую Индию. На острове перед
городом был построен маяк, высотой 140 метров. Он
указывал кораблям вход в гавань. На рынках города
можно было найти товары из Европы, Африки и Азии.
В Александрии были прямые мощеные улицы, театр,
роскошные царские дворцы, гимназии и знаменитый
Музей, то есть «святилище муз». В Музее была
обсерватория для наблюдения за небесными
светилами и огромная библиотека».
Ребята работают в парах над заданием: подчеркнуть какие здания, красивые места можно увидеть на улицах города.
После ответов учеников на план-схему города размещаются условные значки с изображением маяка, царского дворца, храма, гимназии, музея, театра.
Несколько ребят заранее готовят сообщения о маяке, библиотеке, музее. Их рассказ сопровождается показом рисунков ребят, на которых изображены архитектурные памятники так, как они выглядели в древности.
Учитель: «Какова же судьба этих замечательных сооружений?»
Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике, на которых показан современный вид этих сооружений.
V. Итоги путешествия.
На доске написаны пары прилагательных
Красивые – прекрасные.
Большие – величественные.
Своеобразные – неповторимые.
Изумительные – великолепные.
Учитель: «Какое впечатление произвело на вас сообщение о памятниках культуры Древней Александрии? Напишите в тетради, используя написанные на доске пары прилагательных «Эти памятники культуры ……»
Заслушиваются ответы учащихся, они делятся впечатлениями о путешествии, рассказывают то, что им заполнилось.