Нетрадиционные уроки и задания

Разделы: История и обществознание


Нетрадиционные уроки и задания помогают вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показать им необходимость глубоких и прочных знаний, самообразования. Активизируется понятийная, мыслительная деятельность учеников, повышается их качество и глубина, мобилизируется деятельность памяти.
Чтобы ученики не ограничивались усвоением изучаемого в неизменном виде, необходимо предлагать им различные познавательные задания. Вместе с содержанием и приемами изложения такие задания указывают школьникам направление и характер учебной деятельности.
Неплохие результаты, на мой взгляд, дают игровые моменты на уроке. Игровая форма может заинтересовать школьников любого возраста, она дает возможность обеспечивать не только интеллектуальное, но и эмоциональное усвоение понятий и знаний.
Приведу пример урока по теме «Древняя Греция. Македонские завоевания в IV веке до н.э.»

Урок – путешествие «Александрия Египетская»

Цели:

1. Познакомить учащихся с важнейшими архитектурными памятниками древней Александрии Египетской.
2. Совершенствовать навыки работы с картой, контурной картой, умение анализировать незнакомый текст.
3. Продолжение эстетического воспитания, воздействуя на воображение и эмоции учащихся.

Оборудование:

1. Карта «Завоевательные походы Александра Македонского».
2. Контурные карты.
3. Раздаточный материал – тексты с описанием города.
4. План-схема города и условные значки.
5. Рисунки учащихся, на которых изображены: маяк, библиотека, музей, театр.
6. На доске написаны задания.

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть.

У доски в классе поставлен стул.

Учитель: « Ребята! Сегодня урок начнется необычно. Представьте, что это – «волшебный трон». Как вы думаете, кто придет к нам в гости, займет место на «троне» и будет рассказывать о себе?»

Учащиеся называют А.Македонского. Одному из желающих предлагается сыграть роль А.Македонского и от его имени рассказать об императоре, а остальные учащиеся слушают и дополняют.

Учитель: «А. Македонский создал огромную державу, совершая завоевательные походы. Летом 323 г. до н.э. он внезапно заболел и умер. Македонские полководцы, боевые соратники, друзья Александра стали делить земли, входившие в созданную им державу. В начале III века до н.э. на месте державы А.Македонского возникло множество государств. Главными из них были: Египетское, Македонское, Сирийское. А крупнейшим торговым и культурным центром стала столица Египетского царства – Александрия. В этот город мы и отправимся в путешествие».

Ученики работают с картой, показывают и описывают словами местоположение названных учителем территорий.

II. Выбор маршрута путешествия.

Учитель: «Последнее место, где мы побывали, путешествуя – это древняя Греция. Каким путем мы отправимся из Греции в Александрию?»

Ребятам предлагается определить маршрут путешествия с помощью нетрадиционного задания и отметить свой путь (по суше или морю) на контурной карте.

Затем условные значки размещают на карте «Завоевательные походы А.Македонского».

III. Преодоление препятствий.

Учитель: «У каждого путешественника на пути встречаются преграды, подстерегают опасности. Представьте, что подул сильный исторический ветер, вот что он напутал:

1. Препятствие – путаница.

Нужно соотнести события и даты.

  • 776 г. до н.э Поход А.Македонского на Восток;

  • 490 г. до н.э. Саламинская битва;

  • 480 г. до н.э. Марафонская битва;

  • 334-325 г. до н.э. Первые Олимпийские игры.

2. Препятствие – лабиринт.

Из него можно найти выход, объясняя значение слов.

Ареопаг –> лаконичная речь –> стратег –> демократия –> –> педагог –> оратор –> агора –> фаланга –> театр.

IV. Путешествие по городу.

Учитель: «Препятствия пройдены. Мы в Александрии. Чем же знаменит этот город? Какие здания, красивые места можно увидеть, путешествуя по нему?»

Учащимся предлагается следующий текст:

«Крупнейшим городом Средиземноморья стала столица Египетского царства – Александрия Египетская, основанная Александром Македонским в дельте Нила. По Нилу везли сюда из Египта хлеб и папирус, из Нубии – золото и слоновую кость. По каналу, прорытому между Нилом и Красным морем, шел путь в далекую Индию. На острове перед городом был построен маяк, высотой 140 метров. Он указывал кораблям вход в гавань. На рынках города можно было найти товары из Европы, Африки и Азии.
В Александрии были прямые мощеные улицы, театр, роскошные царские дворцы, гимназии и знаменитый Музей, то есть «святилище муз». В Музее была обсерватория для наблюдения за небесными светилами и огромная библиотека».

Ребята работают в парах над заданием: подчеркнуть какие здания, красивые места можно увидеть на улицах города.

После ответов учеников на план-схему города размещаются условные значки с изображением маяка, царского дворца, храма, гимназии, музея, театра.

Несколько ребят заранее готовят сообщения о маяке, библиотеке, музее. Их рассказ сопровождается показом рисунков ребят, на которых изображены архитектурные памятники так, как они выглядели в древности.

Учитель: «Какова же судьба этих замечательных сооружений?»

Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике, на которых показан современный вид этих сооружений.

V. Итоги путешествия.

На доске написаны пары прилагательных

  • Красивые – прекрасные.

  • Большие – величественные.

  • Своеобразные – неповторимые.

  • Изумительные – великолепные.

Учитель: «Какое впечатление произвело на вас сообщение о памятниках культуры Древней Александрии? Напишите в тетради, используя написанные на доске пары прилагательных «Эти памятники культуры ……»

Заслушиваются ответы учащихся, они делятся впечатлениями о путешествии, рассказывают то, что им заполнилось.