На основе системного анализа межсубъектного взаимодействия мы рассматриваем сотрудничество в единстве творческих, диалогических, рефлексивных характеристик, что позволяет обосновать наш подход к измерению и оценке состояния и особенностей сотрудничества в современной школе.
При этом мы считаем сотрудничество наиболее развитой, полной формой взаимодействия, к которой в большей или меньшей степени приближается всякое межсубъектное взаимодействие.
Взаимодействие как система, элементами которой непременно является три компонента (субъект, другой субъект, объект), приводит нас к пониманию сотрудничества как взаимодействия, в котором каждый из трех элементов выполняет функцию цели, но не средства, и ни один элемент не доминирует в системе и не определяет полностью ее свойств.
Если целями сотрудничества одновременно являются и субъекты (взаимодействующие стороны), и объект (предметная основа взаимодействия), то средством служит сам процесс взаимодействия, который разворачивается сразу и по логике объекта, и по логике субъекта. Сотрудничество осуществляется ради объекта (его созидания, творческого преобразования) и ради субъектов (их личностного развития).
Цели сотрудничества образуют объективную структуру взаимодействия в будущем, будущее состояние системы, которое организует процесс взаимодействия в настоящем с включением опыта прошлого. В этом смысле сотрудничество может рассматриваться не как реальное, но как потенциальное взаимодействие, реальный же процесс межсубъектного взаимодействия в большей или меньшей степени лишь приближается к сотрудничеству как к своей цели.
С позиции синергетики сотрудничество представляет собой оптимальную структуру взаимодействия, вероятностно возникающую в результате самоорганизации социальной среды и отражающую тенденции её развития. Это означает, что вероятность взаимодействия в форме сотрудничества выше в соответствующей среде (с соответствующими характеристиками). Поскольку под средой понимается множество случайных взаимосвязей (взаимодействий) между однородными элементами, то определить свойства среды, развивающейся в направлении сотрудничества, можно, проанализировав характеристики процесса межсубъектного взаимодействия.
С субъективной (субъектно-личностной, психологической) стороны сотрудничество означает, что субъект в процессе взаимодействия реализует свои отношения творчески, диалогически, рефлексивно.
Творчески – реализуя свои способности "с избытком", выявляя в объекте взаимодействия новые стороны и отношения, тем содействуя реализации способностей другим субъектом (целевое отношение к объекту).
Диалогически – ориентируясь на потребности другой стороны в данном объекте, обращаясь к ко-субъекту как к целостности, имеющей право на другие потребности (неожидаемые), тем обнаруживая и свои собственные потребности (целевое отношение к другому субъекту).
Рефлексивно – соотнося свои способности и потребности с общими целями, тем отображая и корректируя взаимодействие в целом (целевое отношение к себе).
Во всяком "живом" взаимодействии в большей степени проявляются те характеристики взаимодействия, какие ценности (потребности) имеются у его участников. При осуществлении полноценного сотрудничества субъекты стремятся (ориентируются) в равной мере на творчество, диалог, рефлексию. Соответственно, для организации сотрудничества необходимо обеспечить условия для реализации субъектами этих трех ценностей вместе.
Субъект, имеющий опыт сотрудничества, обнаруживает свою позицию (творческое, диалогическое, рефлексивное отношение) вновь и вновь. Доминирование же только одной-двух ценностей во взаимодействии деформирует сотрудничество и ведет к тупикам в развитии взаимоотношений субъектов (к конфликтам и др.).
Любой из эпизодов взаимодействия может быть оценен с позиции реализации творчества, диалога, рефлексии как характеристик сотрудничества. Можно показать, что творчество, диалог, рефлексия являются необходимыми качествами сотрудничества, а их взаимосвязь – достаточное условие для актуализации сотрудничества в данных условиях. Влияя на эти характеристики, можно активно приближать любое взаимодействие к сотрудничеству.
Предполагается, что обогащение взаимодействия участников образовательного процесса (в обсуждаемом смысле) способствует тому, что сотрудничество становится все менее эпизодическим, все более характерным для среды.
Исходя из собственного определения сотрудничества как взаимодействия, в котором реализуются ценности творчества, диалога, рефлексии, мы разработали опросник "ТУСОВКА" (Тест Уровня Сотрудничества В Классе) как диагностический инструмент для изучения уровня развития коллективов школьников 5-9 классов.
Опросник состоит из 20 утверждений, раскрывающих разные аспекты сотрудничества в классе. При формулировании ряда утверждений мы использовали "Методику определения уровня сформированности социально-ориентированной деятельности в подростковой группе" В.М.Сергеева, но при этом утверждения опросника были тщательно отобраны и проанализированы с новых позиций.
Опросник получился портативным, при фронтальном исследовании требуется не более 5 –7 минут на один класс, а запись ответов школьников на 20 пунктов опросника в два столбика (№ 11 напротив № 1 и т.д.) до минимума сокращает время на обработку результатов.
В итоге мы получили возможность быстро и многопланово оценивать состояние дел в классах, параллелях, сменах, потоках обучения, при комплектовании новых классов, а также при назначении в класс нового классного руководителя. Мы использовали данный опросник для оценки результативности социально-психологической адаптации выпускников нашей начальной школы в пятых классах.
Важно: опрос школьников проводит завуч или психолог.
Теперь опишем саму методику.
Инструкция классу: “Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс ( + ), в случае несогласия – минус ( - ). Можно два- три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете "не знаю". Помните, что здесь нет "правильных" и "неправильных" ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно”.
Список утверждений:
1. Ребята стараются хорошо выполнять дела,
полезные всей школе.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно
говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог
высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем
все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться и
продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на
награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель нам предлагает, что
делать, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый
в классе понимал, зачем мы делаем то или иное
дело.
10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна
школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым
дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает
мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем
активно участвует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится
помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его
пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами
классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся за
помощью к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель
делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
Ключ, обработка и интерпретация результатов.
Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от № 1 до № 10 (и аналогично от № 11 до № 20) это следующие шкалы:
(I) Ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.
(II) Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.
(III) Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.
(IV) Ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.
(V) Ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.
(VI) Ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.
(VII) Оценка творческости (креативности) классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.
(VIII) Оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
(IX) Оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
(X) Откровенность. Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Кроме того, мы полагаем, что отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, поэтому низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.
Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый "+" ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый "-" ответ). За каждый "?" ответ засчитывается 0,5 балла.
Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически, в виде профиля.
ВАЖНО: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.
Для простоты анализа низкими считаются результаты ниже 60 %, нормальными - в интервале 60 – 80 %, высокими – в интервале 80 - 100 %. Возможна разработка внутришкольных норм.
Особо интерпретируются результаты X шкалы: при значениях ниже 50 % результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50 – 60 % речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.
Примеры практического использования опросника "ТУСОВКА" приведены в моей статье в журнале "Классный руководитель" № 6, 2003 год.