Приведи в моем сознании, все по
существу взаимосвязанные между собой предметы, в
ту именно связь, в которой они действительно
находятся в природе.
И.Г. Песталоцци
- О модернизации образования, внедрении новых технологий в учебный процесс.
В проекте Правительственной программы социально-экономического развития Российской Федерации отмечена возросшая роль общего образования в российском обществе. Здесь сказано: “Приоритетами образования для модернизации образования должны быть…поддержка вхождения нового поколения в глобальный мир, в отрытое информационное общество. Для этого в содержании образования должны занять центральное место коммуникативность, информатика, межкультурное обучение”.
Главная цель информатизации образования, сформулированная в “Концепции информатизации сферы образования” (от 10.07.98), состоит “…в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества”.
В современной школе существует две образовательные парадигмы – формирующая и развивающая. Развивающая парадигма, которую часто обозначают как “личностно ориентированную”, отражена в методологических принципах российского образования, вошедших в текст Закона РФ “Об образовании”:
а) Личностно ориентированные принципы.
- Принцип адаптивности.
- Принцип развития.
- Принцип психологической комфортности.
б) Культурно ориентированные принципы
- Принцип образа мира.
- Принцип целостности содержания образования.
- Принцип систематичности.
- Принцип смыслового отношения к миру.
- Принцип ориентировочной функции знаний.
- Принцип овладения культурой.
в) Деятельностно-ориентированные принципы
- Принцип обучения деятельности.
- Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
- Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
- Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
- Креативный принцип.
- О межпредметных связях и интегрированных курсах.
Изложенные концептуальные принципы развивающего образования предполагают совершенно определенные условия и ограничения, накладываемые на выбор учебных технологий. Под технологиями имеются в виду конкретные приемы и средства, используемые в учебном процессе. Они не связаны жестко с концептуальными принципами: один и тот же принцип может реализоваться при помощи различных технологий.
“Традиционная европейская школьная система, которая процесс воспитания и обучения всегда сводила к пассивному восприятию учеником предначертаний и поучений учителя, является верхом психологической несуразности” (Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – М., 1926, с. 57). Иначе говоря, “…при прочих равных условиях форма работы, требующая умственной активности ученика, предпочтительнее чисто “исполнительской” деятельности”. (Образовательная программа “Школа 2100”)
Современное образование требует преодоления разрозненности учебных предметов. Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания.
Комплексная проблема современной дидактики – межпредметные связи. Межпредметные связи функционируют в обучении как фактор комплексного воздействия на личность, на ее познавательные и нравственные стороны, как фактор ее всестороннего развития. В реальном процессе обучения межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие. Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения: формированию системы научных знаний, обобщению познавательных умений, широких познавательных интересов, мировоззренческих убеждений учащихся.
Основные требования к занятию с межпредметными связями:
- занятие должно иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу;
- на занятиях должна быть обеспечена высокая активность и интерес учащихся;
- межпредметные связи должны способствовать пониманию учащимися сущности изучаемых понятий и явлений;
- в конце занятия на основе межпредметных связей необходимо сформулировать выводы.
Наиболее важные и значимые образовательные цели информатики и информатизации – установление и усиление межпредметных связей, создание условий для восприятия и понимания информационных процессов в обществе, природе, познании – формирование у учащихся информационной картины мира.
Новые информационные технологии изменяют не только структуру любой деятельности, но и приводят к интеграции различных видов деятельности. Система образования должна быть мобильной и ориентироваться на потребности рынка труда. Наиболее перспективным для образовательных учреждений является путь мобильной интеграции, как по вертикали, так и по горизонтали, который должен привести к созданию интегрированного образовательного пространства на базе компьютерных технологий.
- О курсе ЭИ.
Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания предмета “Информатика” способствует повышению его общеобразовательного потенциала, обогащению его содержания, усилению профориентационной направленности курса. В этой связи мною разработана программа профильного курса - экономическая информатика (ЭИ). ЭИ - это совокупность методов и средств информатики, функционирующих в экономической сфере деятельности человека, собирающих, хранящих, преобразующих экономическую информацию. Преподавание ЭИ строиться на основе межпредметных связей информатики, экономики и математики. Его организация предполагает разработку методик отбора понятийного аппарата, содержания обучения, системы задач, ролевых и деловых игр. Цели преподавания экономики и ЭИ не совпадают, но имеют много точек соприкосновения. Изучая экономику, обучаемые познают основные экономические концепции, законы, модели и принципы принятия рациональных экономических решений; приобретают навыки применения полученных знаний на практике. Успешное овладение этой суммой знаний и навыков помогает им в процессе изучения ЭИ. Но наряду с основами экономических знаний, выпускнику необходимы знания в области информатизации экономики, которые обучаемые не в полной мере получают в процессе изучения предмета "Экономика". Поэтому главное образовательное значение курса ЭИ как раз и заключается в разрешении данного противоречия.
Освоение программы ЭИ помогает обучаемым составить представление о структурных, организационных и функциональных особенностях средств и систем информатики, обрабатывающих экономическую информацию. Теоретические знания курса ЭИ закрепляются посредством использования средств новых информационных технологий (СНИТ) для решения бытовых и профессиональных экономических проблем, возникающих в процессах производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. В этой связи, необходимо сформировать умение самостоятельно и осознано выбирать из многочисленного количества инструментов информатики те, которые наиболее эффективно способствуют решению конкретной экономической проблемы.
Курс “Экономической информатики” построен таким образом, что за три года обучения возможно параллельное изучение базового курса информатики дополненного экономическими приложениями. Приобретение начальных профессиональных знаний в области использования информационных технологий при работе секретаря-референта, менеджера, маркетолога, предпринимателя, бизнесмена.
При построении учебного процесса предлагается использовать следующие виды деятельности:
- освоение знаний, посредством практических и лабораторных работ;
- включение в поисково-исследовательскую, проектно-конструктивную деятельность;
- конкурсы, конференции, выставки, защиты;
- семинары.
Реализация программы предполагает широкое использование:
- метода проектов;
- деловых игр;
- лабораторных практикумов;
- тестов;
- кроссвордов;
- компьютерных деловых игр.
- Деловая игра как форма проведения интегрированных занятий.
Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей — проявление творческой активности преподавателя.
На мой взгляд, деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.
Мною уже накоплен определенный опыт проведения интегрированных занятий. Ниже приводится краткое описание занятия, на котором четко просматриваются межпредметные связи трех курсов: информатики, экономики и психологии. Занятие апробировано в рамках профильного курса “Экономическая информатика”.
Прежде чем переходить непосредственно к изложению сценария проведения занятия следует отметить, что в последнее время остро чувствуется необходимость привлечения психологического знания во многих прикладных областях человеческой практики. Психология позволяет ребенку лучше понимать самого себя, выстраивать более гуманно свои отношения с другим человеком (то есть лучше понимать его), окружающим миром в целом и, что самое главное, понимать свою самоценность.
Психологические знания нужны ребенку для того, чтобы он был более устойчивым в своем развитии, адекватно строил свой образ мира, мог прогнозировать свою судьбу, чтобы в основу своего существования ставил принцип – жить как человек в человеческом мире. “Мы бы хотели, чтобы растущий человек понимал, что мир можно и нужно переделать, знал, как его переделать, а если это необходимо (а это всегда необходимо!), то как переделать себя”. (Образовательная программа “Школа 2100”).
Обобщая все вышесказанное, ниже приводится сценарий занятия “Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья”. В качестве метода проведения данного занятия выбрана деловая игра. Цель игры: ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практически закрепить навыки распределения поступивших доходов, научить ведению доходов и расходов; сформировать умение коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время. По ходу игры моделируются процессы распределения доходной и расходной части семейного бюджета. Для обработки числовой информации выбран табличный процессор Excel.
- Вступительная часть.
- Основная часть .
- направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать вкусы, интересы и желания);
- нормальное, бесконфликтное общение;
- доверительность и эмпатия (действительное сочувствие другому; эмоциональный отклик на его неблагополучие, побуждающее к действиям в его пользу);
- понимание друг друга (это больше, чем просто взаимопонимание);
- наличие Дома (не жилплощади, а места где можно отдохнуть от сложностей жизни).
- деньги, а вернее их количество – неумение рационально вести семейный бюджет, что влечет к нехватке средств, становится причиной “финансовых сбоев”.
- привычка одного из членов семьи принимать решение самостоятельно, без советов другого вызывает негативную реакцию.
- лень – нежелание сиюминутно выполнить просьбу одного из членов семьи оборачивается раздражительностью, вызывает конфликты.
- распределение семейных ролей (определение “главы семьи”).]
- ознакомить участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи;
- практически закрепить навыки распределения поступивших доходов;
- научить ведению баланса доходов и расходов;
- сформировать умение коллективного обсуждения сложной информации и принятия решения в ограниченное время.
- Конфликтная ли Вы личность?
- В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
- Жалуетесь ли Вы родителям на учителей?
- Часто ли Вы спорите с друзьями?
- Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
- Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась…
- Экономны ли Вы?
- Получив деньги на карманные расходы, купите ли вы дорогие вещи, если понимаете, что потом трудно будет свести концы с концами?
- Если Вам понравится красивая одежда, остановит ли вас цена?
- Выключаете ли Вы в своей квартире газ и свет сразу же после выполнения той или иной работы?
- Удается ли Вам успешно выполнять несколько дел одновременно?
- Съедаете ли Вы за столом все, что лежит в Вашей тарелке или оставляете еду на донышке?
- Аккуратно ли Вы носите одежду, обувь?
- Покупаете ли Вы хлеба больше, чем требуется?
- Заключительная часть (анализ занятия, подведение итогов).
Проверка готовности к проведению занятия, сообщение темы и формы проведения занятия.
2.1 Вступление
Каждый день в телевизионных и радиопередачах, на страницах газет и журналов, в разговорах с родителями и друзьями мы сталкиваемся со словом “экономика”, “экономический”, “экономить”. Задумывались ли вы о том, что они означают?
Термин “экономика” появился в Древней Греции из двух слов: “ойкос” - дом, хозяйство – и “номос” - закон. Первоначально слово “экономика” означало - “искусство ведения домашнего хозяйства”.
В настоящее время термин “экономика” несет в себе два смысловых значения:
1) Экономические отношения между людьми в процессе производства и обмена товарами и услугами;
2) Наука о хозяйствовании.
В домашней экономике действуют те же законы, что и в большой экономике. Ее основной целью являются: повышение возможностей членов семьи в рациональном использовании ресурсов в условиях роста потребностей и ограниченных возможностей. Она подталкивает человека к разумной организации семейного труда, эффективному использованию ресурсов в семье, формированию оптимальных потребностей.
Перед экономикой семьи стоят следующие задачи:
1) Наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи.
2) Рациональное использование ресурсов, имеющихся в распоряжении семьи.
3) Планирование и экономия финансовых, материальных средств и времени. Составление финансового плана семьи на месяц, год, более долгую перспективу.
4) Применение хозяйственного расчета и научной организации труда в домашней работе.
Семья выполняет важную экономическую функцию в жизни общества.
Можно выделить следующие составные части экономической функции семьи:
Семье свойственны черты социальной и экономической системы, что позволяет выделить семейное и домашнее управление.
Домашнее управление, или домашний менеджмент рассматривается как процесс улучшения повседневной жизни, основанный на умении вести домашнее хозяйство, и способности действовать организованно.
Домашняя экономика как рациональное ведение домашнего хозяйства включает целый комплекс знаний, умений и навыков, применяемых для удовлетворения различных потребностей членов семьи в пределах имеющихся ресурсов и средств. Нужны знания основных потребительских свойств товаров, чтобы правильно делать необходимые покупки, для составления рационов, меню, обеспечивающих максимальную ценность при минимальных денежных затратах на продукты питания; нужны знания содержания основных пищевых веществ, энергетической ценности продуктов, правил обработки, приготовления и хранения продуктов, основ сбалансированного питания. Знание и соблюдения правил простого счетоводства дает возможность анализа доходов и расходов, принятия решений по экономии средств и ресурсов. Организация жизни семьи связана не только с ее финансовыми, трудовыми ресурсами, но и социально-психологическими.
Взаимоотношения, возникающие в семье между ее членами, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета, весьма разнообразны. Стиль и характер взаимоотношений, их результаты существенно зависят от расстановки сил на семейном “фронте”.
По данным психологов, для счастья семьи нужно:
Одной из составных частей человеческих отношений являются конфликты. Рассмотрим некоторые причины возникновения конфликтов:
Таким образом, улучшение взаимоотношений в семье во многом зависит от правильной организации домашнего труда, а так же непосредственно от желания всех членов семьи избегать конфликтов.
2.2 Проведение деловой игры.
Цели игры:
2.2.1 Распределение ролей
Участники выбирают случайным образом один из бейджиков, на котором указана игровая роль.
2.2.2 Психологическое тестирование каждой игровой семьи.
а) не принимаю участия,
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой,
в) активно вмешиваюсь, чем “вызываю огонь на себя”.
а) нет,
б) только если имею для этого веские основания,
в) критикую по любому поводу не только учителей, но и тех подхалимов, которые всегда им поддакивают.
а) только если эти люди не обидчивые,
б) только по принципиальным вопросам,
в) споры – моя стихия.
а) не буду поднимать бучу из-за пустяка,
б) молча возьму солонку,
в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
а) промолчу,
б) ограничусь коротким тактичным замечанием,
в) устрою скандал.
Интерпретация результатов:
От 10 до 20 баллов – Вы тактичны и миролюбивы.
От 6 до 9 баллов – Вы слывете человеком конфликтным.
От 0 до 5 баллов – споры и конфликты это воздух, без которого вы не можете жить.
КЛЮЧ К ТЕСТУ.
а – 4 балла, б – 2 балла, в – 0 баллов.
а) никогда, б) всегда, в) иногда.
а) иногда, б) никогда, в) всегда.
а) не всегда, б) иногда, в) всегда.
а) да, б) нет, в) в зависимости от того, какие дела.
а) иногда оставляю, б) никогда не оставляю, в) оставляю всегда.
а) да, б) нет, в) не всегда.
а) да, б) нет, в) никогда.
Интерпретация результатов:
От 10 до 14 баллов – Вы человек излишне экономный. Всегда тщательно обдумываете свои действия.
От 6 до 9 баллов – вы не любите разбрасываться средствами, которыми располагаете, но время от времени позволяете себе показать “широту натуры”.
От 3 до 5 баллов – вы живете на широкую ногу. Бывает, правда, что Вас охватывает желание экономить, и Вы отказываете себе даже в самом необходимом. Однако потом вы наверстываете упущенное.
От 0 до 2 баллов – Вы беззаботны, не очень ответственны и легкомысленно относитесь не только к деньгам, но и ко всему, что имеет материальную ценность.
КЛЮЧ К ТЕСТУ.
Вопросы |
Ответы, баллы |
||
|
2 |
0 |
1 |
|
1 |
0 |
2 |
|
0 |
1 |
2 |
|
2 |
0 |
1 |
|
1 |
2 |
0 |
|
2 |
0 |
1 |
|
2 |
0 |
1 |
Уровень социальной зрелости каждой семьи определяется по формуле:
,
где - сумма баллов полученных всей семьей после выполнения теста “Экономны ли вы?”;
- сумма баллов полученных всей семьей после выполнения теста “Конфликтная ли Вы личность?”;
- количество членов семьи.
УСЗ семьи:
высокий – от 16 до 34 баллов;
средний – от 3 до 15 баллов;
низкий – от 0 до 2 баллов.
2.2.3 Определение социально зрелой семьи (работа с компьютерной программой “Формирование рационального потребительского бюджета семьи”.)
1 этап.
Каждая семья заполняет бланк №1 “Игровые роли”.
Бланк №1.
ИГРОВЫЕ РОЛИ | |||
1. | Муж | Павлов Сергей | Сергеев Михаил Иванович |
2. | Жена | Семенова Катя | Сергеева Анна Дмитриевна |
3. | Сын | Степанов | Сергеев Петр Михайлович |
4. | Дочь | Даренко Оля | Сергеева Анастасия Михайловна |
5. |
Свекор (отец мужа) | Осминин Роман | Сергеев Иван Васильевич |
6. | Свекровь (мать мужа) | Иванова Маша | Сергеева Валентина Юрьевна |
7. | Тесть (отец жены) | Ожогин Глеб | Собинов Дмитрий Романович |
8. | Теща (мать жены) | Карпухина Надя | Собинова Маргарита Антоновна |
Фамилия семьи: | Сергеевы |
2 этап.
Участники составляют характеристику семьи. Данные заносят в бланк №2.
Бланк №2.
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ: | Сергеевы | |||
Семейный статус | Имя отчество | Возраст | Место работы, учебы | Предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии |
Муж | Сергеев Михаил Иванович | 40 | З-д "Красный металлист" | 5000,00 |
Жена | Сергеева Анна Дмитриевна | 38 | школа №25 | 3000,00 |
Сын | Сергеев Петр Михайлович | 20 | ДГТУ | 500,00 |
Дочь | Сергеева Анастасия Михайловна | 7 | школа №12 | 0,00 |
Свекор | Сергеев Иван Васильевич | 73 | пенсионер | 2500,00 |
Свекровь | Сергеева Валентина Юрьевна | 67 | пенсионер | 2000,00 |
Тесть | Собинов Дмитрий Романович | 70 | пенсионер | 2500,00 |
Теща | Собинова Маргарита Антоновна | 65 | пенсионер | 1500,00 |
Итого: | 17000,00 | |||
Источник дополнительных доходов семьи: | ||||
1. | Пособие на ребенка | 70,00 | ||
2. | Дивиденды | 300,00 | ||
3. | Доходы с приусадебного хозяйства | 1000,00 | ||
Итого: | 18370,00 |
3 этап.
Семьи планируют предстоящие расходы на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Заполняется бланк №3.
Бланк №3.
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА | |||
N п/п | Наименование статьи доходов | Сумма расходов(руб.) | (расходов/ доходов)*100% |
1. | Питание | 53,89 | |
Хлеб и крупы | 1000,00 | 5,44 | |
Мясопродукты | 500,00 | 2,72 | |
Жиры (включая масло) | 200,00 | 1,09 | |
Овощи |
1000,00 | 5,44 | |
Фрукты | 1000,00 | 5,44 | |
Сахар | 200,00 | 1,09 | |
Молочные продукты | 1000,00 | 5,44 | |
Напитки | 5000,00 | 27,22 | |
2. | Одежда | ||
Верхняя одежда | 1000,00 | 5,44 | |
Белье | 100,00 | 0,54 | |
Головные уборы | 100,00 | 0,54 | |
Чулочно-носочные изделия | 100,00 | 0,54 | |
Обувь | 1000,00 | 5,44 | |
3. | Мебель и предметы домашнего обихода | 0,00 | 0,00 |
4. | Культурно-бытовые нужды | 200,00 | 1,09 |
5. | Алкогольные напитки и табак | 200,00 | 1,09 |
6. | Оплата квартиры | 2000,00 | 10,89 |
7. | Транспортные расходы | 1000,00 | 5,44 |
8. | Платежи, сборы, налоги | 700,00 | 3,81 |
9. | Накопления, сбережения | 1000,00 | 5,44 |
Общий итог: | 17300,00 | ИСТИНА | |
(расходы не должны превышать доходы) |
4 этап.
Каждая семья сравнивает свои результаты с соответствующими статьями рационального потребительского бюджета (РПБ), работая с банком №4.
Бланк №4.
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА (РПБ) | |||
N п/п | Наименование статьи доходов | РПБ (%) | (расходов/доходов)*100% |
1. | Питание | 50,00 | 53,89 |
Хлеб и крупы | 7,00 | 5,44 | |
Мясопродукты | 7,00 | 2,72 | |
Жиры (включая масло) | 8,00 | 1,09 | |
Овощи | 6,00 | 5,44 | |
Фрукты | 5,00 | 5,44 | |
Сахар | 3,00 | 1,09 | |
Молочные продукты | 7,00 | 5,44 | |
Напитки | 7,00 | 27,22 | |
2. | Одежда | 18,00 | 12,52 |
Верхняя одежда | 6,00 | 5,44 | |
Белье | 4,00 | 0,54 | |
Головные уборы | 1,00 | 0,54 | |
Чулочно-носочные изделия | 2,00 | 0,54 | |
Обувь | 5,00 | 5,44 | |
3. | Мебель и предметы домашнего обихода | 4,00 | 0,00 |
4. | Культурно-бытовые нужды | 4,00 | 1,09 |
5. | Алкогольные напитки и табак | 4,00 | 1,09 |
6. | Оплата квартиры | 8,00 | 10,89 |
7. | Транспортные расходы | 5,00 | 5,44 |
8. | Платежи, сборы, налоги | 3,00 | 3,81 |
9. | Накопления, сбережения | 4,00 | 5,44 |
Итого: 100,00 | 94,18 |
5 этап.
С помощью бланка №5 осуществляется расчет уровня социальной зрелости каждой семьи.
Бланк №5.
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ | |||||||
УСЗ= ?|(ai - bi)| | |||||||
ai - величина процента расходной статьи бюджета семьи | |||||||
bi - величина процента одноименной статьи в рациональном потребительском бюджете | |||||||
N п/п | Наименование статьи доходов | |(ai - bi)| | |||||
1. | Питание |
3,89 | |||||
2. | Одежда | 1,56 | |||||
3. | Мебель и предметы домашнего обихода | 4,28 | |||||
4. | Культурно-бытовые нужды | 6,91 | |||||
5. | Алкогольные напитки и табак | 0,56 | |||||
6. | Оплата квартиры | 0,44 | |||||
7. | Транспортные расходы |
1,91 | |||||
8. | Платежи, сборы, налоги | 1,56 | |||||
9. | Накопления, сбережения | 20,22 | |||||
УСЗ= | 41,32 | ||||||
Чем больше показатель УСЗ отклоняется от нуля, тем ниже уровень социальной зрелости семьи. |
2.2.4 Анализ результатов тестирования и расчетов. Определение социально зрелой семьи.
Произвести сравнительный анализ результатов психологического тестирования каждой семьи, и результатов полученных после работы с программой “Формирование рационального потребительского бюджета семьи”.