Урок русского языка (4-й класс) "Обобщение знаний о глаголе"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема. Обобщение знаний о глаголе.

Цели:

1) обобщить знания учащихся о глаголе, закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока;
2) развивать познавательный интерес, внимание, восприятие, память;
3) воспитывать любовь к русскому языку, самостоятельность.

Оборудование: карточка с вопросами у каждого ученика, таблица для спряжения глаголов у каждого ученика, карточки со словами, наглядность.

Ход урока.

I. Организация класса.

– Сегодня мы с вами проведём урок, дружно работая, и попробуем сделать вывод о том, насколько хорошо изучаем русский язык.

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

– Прежде всего, если не возражаете, я хотела бы посмотреть, как красиво и каллиграфически правильно вы научились писать.

– Хотите узнать, какую букву мы будем писать?

– Элементы этой буквы на вашей парте. Сконструируйте его.

– Догадались? Давайте хором назовём эту букву. Это буква м.

– Из каких элементов состоит эта буква? (Обращаюсь к таблице.)

– Постарайтесь написать эту букву также красиво.

(Вопросы, пока дети пишут букву:)

  • Ты знаешь, какой звук обозначает эта буква?
  • Почему назвали два звука?
  • Какой это согласный звук: звонкий или глухой?
  • Назовите слово, в котором звук м мягкий, твёрдый.

2. Словарная работа.

– Я не зря предложила написать именно эту букву, потому что с неё начинается слово. И это слово:

МОРФОЛОГИЯ

– Прочитаем его орфоэпически, орфографически. Написание этого слова необходимо запомнить. Активизируем все виды памяти. Внимательно посмотрите на слово, постарайтесь его запомнить. Закройте глазки, представьте, что перед вами чистый лист бумаги. Пропишите это слово на нём, проговаривая вслух и мысленно представляя. Попробуйте записать в тетради по памяти, подчёркивая орфограммы.

– Получилось?

– Ребята, не появилось ли у вас желание познакомиться с этим словом поближе, узнать его значение?

– Морфология – это наука, которая изучает части речи.

– Какие части речи вы знаете?

– Сегодня на уроке я предлагаю поговорить об одной из важнейших частей речи в русском языке. По частоте употребления она занимает второе место после существительного.

– Догадались о какой части речи я говорю?

– Хотите узнать, кто из вас был прав? Давайте заглянем в “Толковый словарь “ Даля.

“…часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание.”
В. И. Даль

– Знакомы ли вы с этой частью речи? Стал ли он для вас другом? Ведь только настоящий друг помогает нам в трудную минуту и всегда рядом. К концу урока вы сами сможете понять насколько хорошо знаете глагол и сделать вывод:

МОЙ ДРУГ – ГЛАГОЛ (! ?)

– Помогут вам ответить на это вопрос условные обозначения:

! – знаю хорошо
? – ещё предстоить узнать

и вопросы. Они записаны на карточках, которые лежат на партах у каждого из вас.

Карточка:

1. Что обозначает глагол?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что вы знаете о начальной форме глагола?
4. Как пишется не с глаголами?
5. Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени?
6. Как изменяется глагол в прошедшем времени?
7. Как определить спряжение глагола?

– Просмотрите вопросы, может вы хотите что-то добавить, изменить.

– Готовы работать? Тогда в путь! Желаю вам удачи.

– На доске записаны группы слов. Есть ли среди них лишнее? Докажите. (Работают устно, по одному человеку к доске.)

поюговоримагроном
дремлешьаппетитдолбишь
ветерсядетеплавает
играетроютныряю

– Слова какой части речи остались на доске? (Читаю вопрос с карточки сама.) Что же обозначает глагол?

(Если надо, то обратиться к таблице со словами Даля.)

– Вот мы и ответили на 1 вопрос. Оцените свои знания. Не забывайте о знаках, которые помогают вам.

– Выпишите два понравившихся вам глагола, записывая их в столбик. Вопросы к ним запишите через чёрточку

– Как вы думаете, почему я дала такое задание? (Это поможет ответить нам на 2 вопрос.)

– Расскажите об этом друг другу. (Прослушиваю по рядам.)

– Давайте проверим ваши знания. Какой глагол ты выписал? Вопрос?

– Твой глагол. Какой вопрос ты к нему задал?

– Кто выписал глагол …….. . Какой вопрос к нему поставили?

– Обменяйтесь тетрадями, оцените знания друг друга с помощью наших помощников – условных обозначений.

– Прочитайте, какие знания мы дальше будем проверять? (Что вы знаете о начальной форме глагола?)

– Образуйте её от глаголов, запишите в тетради напротив каждого из них.

– Прочитайте, что у вас получилось?

– Правильно? (Спрашиваю у учеников.) Докажите.

– Как её называют по-другому? Почему эти глаголы так назвали?

– Как заканчиваются глаголы в неопределённой форме? Чем являются сочетания -ть, -ти для глаголов неопределённой формы?

– Вы не забыли оценить свои знания?

– Давайте повторим некоторые правила правописания глаголов. С этой целью предлагаю закончить предложение. Начинаться оно будет такими словами:

Я люблю не … … …

(Дети пишут, хожу между рядами, нахожу интересные предложения. Зачитываем 2-3 предложения.)

– Знание какой орфограммы помогло вам писать грамотно?

– Интересно было отвечать на 4 вопрос? Оцените свои знания.

– Работать дальше будем? Я записала на доске глаголы:

ЧИТАЮ

ЧИТАЛ

ПРОЧИТАЮ

– Прочитайте. Почему их именно три?

– 1 ряд – выпишите глагол настоящего времени, 2 ряд – глагол будущего простого времени, 3 ряд – глагол прошедшего времени.

– Какой глагол выписал? Кто может доказать, что он прав?

– Ты какой глагол выписал? Кто не согласен? Есть ли другие мнения?

– Какой глагол выписал ты?

– Есть ли отличия у глаголов настоящего, будущего простого и прошедшего времени?

– Прочтите 5 вопрос. Кто готов ответить?

– Если не возражаете, работать будем по вариантам. У каждого на столе есть табличка, в ней вы будете изменять глаголы, которые записаны на доске. Ребята 1 варианта находят глагол будущего простого времени, 2-го - настоящего времени.

– Выбрали свой глагол? Изменяйте глаголы, выделяя окончания.

– Проверьте выполнение задания друг у друга.

– Давайте сравним окончания у глаголов будущего простого и глаголов настоящего времени.

– В 1 лице ед. ч. в будущем времени какое окончание? А в настоящем?

– Во 2 лице ед. ч. у глаголов простого будущего времени какое окончание? Назовите окончание настоящего времени. (Остальные окончания аналогично.)

– Как вы думаете, почему именно так проверяли выполненное задание?

– Не забудьте оценить себя.

Физминутка.

– Я называю глагол, а вы выполняете действия: встали, потянулись, распрямились, присели, поднялись, улыбнулись, сели.

– Выполнять действия нам помогали глаголы. В каком времени они стоят?

– Что помогает нам узнать глагол прошедшего времени?

– Как изменяется глагол прошедшего времени?

– Составьте и запишите 3 словосочетания, употребив существительные и глаголы в женском, мужском, среднем роде. Выделите окончания в словах той части речи, о которой мы сегодня говорим. Какие словосочетания вы записали? Окончания какой части речи вы выделили? Докажите.

– Что заметили? Вывод вам поможет сделать вот такая карточка:

 м. р.
прош. вр.ж. р.–а
ед. ч.ср. р.–о

– Готовы ответить на следующий вопрос?

– Я приготовила вам ещё одну карточку:

СПРЯЖЕНИЕ

– Как связано это слово с темой нашего урока? Сколько спряжений имеют глаголы?

– Назовите признаки 1 спряжения, 2 спряжения.

– Попробуйте определить спряжение глаголов. На партах у вас лежат круглые карточки со словами. Вам надо определить спряжение той части речи, о которой мы говорим на уроке. Кто готов?

– А почему вы так легко определяли спряжение? (Потому что все окончания были ударные.)

– А я знаю одну подсказку:

Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати своё внимание.
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.

– Я тоже пользуюсь ею, когда определяю спряжение.

Спешу, спешишь, спешат – 2 спряжение. Правильно?

– Что помогает вам определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?

– Перед вами 2 группы слов. В первой группе глаголы с ударными окончаниями, а во второй с безударными. Конечно с этими глаголами хлопот больше, поэтому я предлагаю самим выбрать группу глаголов и распределить в 2 столбика по спряжениям.

летитрежешь
идутготовят
молчишьскачут
ведёшьходишь
стоятроет
ждётточишь

– Определились? Тогда за работу.

– Проверьте себя. Оцените свою работу.

III. Итог урока.

– Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его знаком, который точно отвечает тем знаниям, которые вы получили о глаголе. (Мой друг – глагол (!, ?))

– Если хотите поделиться со мной своими результатами, поднимите тетрадочки вверх, чтобы я смогла разделить вашу радость.