№ |
Наименование
раздела |
Кол-во часов |
Составляющие качества образования |
Форма |
Самостоятельная работа уч-ся |
||
Предметно- информационная |
Деятельностно- коммуникативная | Ценностно- ориентационная |
|||||
3-й класс |
|||||||
1 | Что и как изучает история | 1 | Знают содержание понятий: “история”, “исторический источник”, археология”, “этнография” и др.; основные исторические источники; науки, помогающие истории изучать прошлое | Могут привести примеры исторических источников; раскрыть предметы изучения наук, без которых невозможно восстановление прошлого. Используют в речи изученные понятия | Осознают важность и необходимость исторических знаний. Формируют интерес к изучению истории | Вводный урок | Беседа № 1 Составление схемы “Исторический источник” |
2 | Как ведут счет лет в истории | 1 | Знают содержание понятий: “летоисчисление”, “лента времени”, “год”, “век”, “тысячелетие”, “эпоха”, “эра”; основные способы летоисчисления | Могут называть единицы времени от самой маленькой (секунда) до самой большой (эра); соотнести год с веком; показать положение ист . события на ленте времени | Понимают место исторического события в историческом пространстве | Комбинированный урок с практической работой | Беседа. Зарисовать ленту времени и обозначить на ней события |
3 | Твоя Родина и твои родные в потоке времени | 1 | Знают содержание понятий: “родина”, “история отечества”, “семья”, “родословная”, “предки”; как схематически изобразить взаимосвязь разных поколений в семье (генеалогическое древо) | Умеют определить свою принадлежность по отношению к разным членам семьи; составить родословную своей семьи | Понимают историческую связь поколений. Развивают чувство причастности к истории через историю своей семьи | Комбинированный урок | Заполнить схему “Моя родословная” (при возможности сделать фоторепортаж) |
4 | Я и мое имя. | 1 | Знают наиболее распространенные имена в разных странах; происхождение и значение имен детей своего класса; именины своих имен | Умеют рассказать о происхождении и значении наиболее распространенных имен, своего имени | Осознают свою причастность к истории через историю своего имени | Комбинированный урок с элементами игры | Узнать о происхождении и значении своей фамилии |
5 | Название моего города (села, деревни) | 1 | Знают происхождение названия своего города (села, деревни), события и исторических деятелей, которые были к этому причастны | Умеют рассказать о происхождении названия своего города (села, деревни), назвать ист. лиц и события, при которых оно возникло | Развивают интерес к своей местности | Комбинированный урок | Найти материал о названия любого города |
6 | История в архитектурных памятниках | 1 | Знают содержание понятия “архитектурный памятник”, имеют представление о том, как можно проследить исторический процесс в изменении жилища человека | Умеют различать архитектурные памятники разных эпох, соотносить их др. с др.; передавать свои впечатления от восприятия архитектурных памятников | Развитие уважения к истории и памятникам + своей страны | Комбинированный урок. Урок путешествия | Составить рассказ о том, как бы ты жил в пещере, замке, дворце, современном доме, крест |
7 | Архитектурные памятники нашего города | 1 | Знают основные архитектурные памятники города, их создателей и историю создания | Умеют рассказать об архитектурных памятниках города, истории их создания. Умеют оценить отношение людей к охране архивных памятников города | Осознают личную ответственность в деле охраны исторических памятников своего города | Экскурсия | Написать сочинение об одном из арх. памятников города |
8 | Загадка вещей | 1 | Знают, о чём могут рассказать вещи | ||||
9-10 | Путешествие в прошлое начинается… Восточные славяне |
1 | Знают содержание понятий: “восточные славяне”, “летопись”, “род”, “община”; происхождение, территорию расселения, соседей, занятия вост. славян | Умеют показывать на карте территорию расселения вост. славян, их соседей; рассказывать об условиях жизни и занятиях славян | Понимают историческую взаимосвязь поколений, народов, населенную территорию России | Урок. Изучение нового материала | |
11 | Верование восточных славян | 1 | Знают содержание понятий: “язычество”, “идол”, “обряд”, основных славянских богов, некоторые славянские праздники и обряды с ними связанные | Умеют привести примеры из совершенной жизни, подтверждающие “живучесть” старинных обычаев и обрядов | Учатся выражать свое отношение к данной проблеме. Осознают уникальность, самобытность обрядовой культуры | Урок театрализация | Составить кроссворд по теме |
12 | Какой была Русь при первых князьях | 1 | Знают содержание понятий: “Русь”, “христианство”, “киевские князья” | Умеют показывать на карте границы государства Др. Руси; рассказать о жизни и деятельности первых князей | Учатся давать оценку деятельности исторических личностей. Осознают роль в истории | Комбинированный урок | Составить схему правления первых князей Др. Руси |
13 | Города Древней Руси | 1 | Знают города – центры Др. Руси периода феод. Раздробленности, историю их создания достопримечательности | Умеют показать на картине расположение знакомых городов; характеризуют памятники архитектуры и зодчества по плану | Комбинированный урок | ||
14 | Батыево нашествие | 1 | Знают содержание понятий: “монголо-татары”, “Золотая Орда”; о ходе завоевания м-т Руси и его последствиях, места основных сражений проявления народного героизма | Умеют показать на картине места главных сражений; определить значение татаро-монгольского ига для развития Руси | Осознают роль в истории | Комбинированный урок | Составить и записать в тетради схему “Города, захваченных м-т” |
15 | Отпор крестоносцам | 1 | Знают содержание понятий: “рыцари”, “Ледовое побоище”, ход сражения, его героев | Умеют рассказать по схеме о ходе сражения. Учатся давать характеристику исторического деятеля по плану | Эмоционально откликаются, сопереживают события, связанные с родной страной | Беседа 9. Зарисовать в тетради схему Ледового побоища | |
16 | Культура Древней Руси | 1 | Знают содержание понятий: “фольклор”, “письменность”, “ремесла”, “зодчество”, историю появления славянской письменности; основные жанры фольклора; ремесла развитие в данный исторический период на Руси; памятники зодчества | Умеют рассказать об основных направлениях в культуре Древней Руси; характеризовать памятники культуры по плану | Осознают уникальность и самобытность культуры Древней Руси | Урок с элементами театрализации | |
17 | Возвышение Москвы. Куликовская битва | 1 | Знают причины возвышения Москвы; причины и ход Куликовской битвы, её героев. Осознают значение Куликовской битвы в свержении татаро-монгольского ига | Рассказывают по схеме о ходе Куликовской битвы, характеризуют исторического деятеля по плану, делают выводы о значении Куликовской битвы | Учатся давать оценку реальных исторических событий и личностей. Понимают важность данного события в истории России | Урок изучения нового материала | Зарисовать в тетрадь схему Куликовской битвы |
18 | Земля и люди Московского государства. Культура Московской Руси | 1 | Знают содержание понятий: “крестьяне”, “бояре”, “дворяне”; условия жизни разных слоёв общества в Московском государстве; основные памятники архитектуры и живописи Московской Руси, наиболее известных деятелей культуры | Характеризуют условия жизни разных категорий населения. Описывают картину, архитектурное сооружение по плану | Утверждают ценность свободной личности. Формируют эстетическое восприятие окружающего мира | Комбинированный урок | Написать сочинение-описание по картине А.Рублёва “Троица” |
19 | Как жила Московская Русь при “Грозном” царе | 1 | Знают содержание понятий: “царь”, “приказы”, “стрельцы”, “опричники”, “Домострой”; биографию Ивана IV | Характеризуют историческую личность по плану. Показывают на карте изменение государственных границ в XVI веке | Осознают роль личности в истории | Урок изучения нового материала | Ответить на вопросы на стр. 86 |
20 | Смутное время | 1 | Знают содержание понятий: “смутное время”, “ополчение”; причины создания ополчения, его предводителей; значение народа в сохранении независим ости Руси | Работают с картой. Описывают события и примеры личного героизма людей в устных рассказах | Воспринимают идею патриотизма. Гордятся примерами личного героизма русских людей | Комбинированный урок | Сообщение об одном из землепроходцев |
21 | Жизнь людей в городе и в деревне | 1 | Знают, кто такие “крепостные”, их правовое положение, условия жизни и труда; как и чему учились наши предки | Характеризуют и оценивают взаимоотношения между людьми из разных слоев общества. | Осознают степень социального неравенства | Театрализация | Прочитать беседы 16,17,19 |
22-23 | Царь Пётр и его дела | 2 | Знают содержание понятий: “империя”, “регулярная армия”, “кунсткамера”; биографию Петра I, его вклад в развитие Российской империи | Характеризуют роль деятельности Петра I в развитии России. Выступают с сообщениями о преобразованиях, сделанных Петром Великим | Осознают роль личности в истории. Утверждаются в важности просвещения | Комбинированный урок | Сообщения о М. В. Ломоносове и А. В. Суворове |
24-25 | Царствование Екатерины Великой | 2 | Знают биографию Екатерины II; основных исторических деятелей этой эпохи; условия жизни простого народа в правление Екатерины Великой | Характеризуют исторического деятеля по плану. Выступают с сообщениями об исторических деятелях эпохи Екатерины Великой | Осознают роль личности в истории | Комбинированный урок | Ответить на вопросы на с . 131 |
26 | Российская империя | 1 | Знают содержание понятий, изученных в течение четверти; исторических деятелей этого исторического периода, преобразования, сделанные ими | Дают характеристику исторической личности по плану. Оценивают преобразования, произошедшие в обществе | Развивают интерес и формируют осознанное отношение к истории своей страны | Обобщающий урок | |
27-28 | Отечественная война 1812 года | 2 | Знают содержание понятий: “Отечественная война”, “партизаны”; ход и главные сражения, полководцев и героев Отечественной войны 1812 года; значение победы в этой войне для России | Рассказывают по схеме о ходе Бородинского сражения. Доказывают роль народа в победе в Отечественной войне 1812 года | Развивают патриотические чувства. Гордятся мужеством русского народа | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Зарисовать в тетрадь схему Бородинского сражения |
29 | Освобождение крестьян и другие изменения в России | 1 | Знают причины и последствия отмены крепостного права; другие преобразования, произошедшие в это время | Рассказывают об изменениях, произошедших во второй половине XIX века | Воспринимают идеи гуманизма и ненасилия, прав человека и демократических ценностей | Комбинированный урок | Прочитать беседу 26. |
30-31 | Культура России XIX века | 2 | Знают особенности и этапы развития культуры XIX века; ярких представителей литературы, музыкального искусства, архитектуры, их биографии и произведения | Рассказывают о жизни и творчестве деятелей культуры. Характеризуют произведения (музыкальные, живописные, архитектурные) по плану. | Развивают эстетический вкус. Осознают вклад русской культуры этого периода в мировую культуру | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Сообщения о деятелях культуры XIX века |
32 | Конец Российской империи | 1 | Знают основные события, приведшие к концу Российской империи: русско- японская война, особенности личности и характера правления Николая II ,Февральская революция | Выделяют причины свержения монархии (смены государственного строя). Характеризуют и оценивают деятельность последнего царя Российской империи | Осознают роль личности в истории. Понимают необходимость тех перемен, которые произошли в начале ХХ века | Урок изучения нового материала | Приготовить рассказ о самом запомнившемся событии или деятеле Российской империи |
33 | Российская империя: начало и конец | 1 | Знают содержание понятий, изученных по теме; исторических деятелей Российской империи, деятельность которых оказала влияние на развитие страны; ярких представителей науки и культуры, их творения; знаменательные события | Оценивают деятельность исторических деятелей. Рассказывают и сравнивают преобразования, произошедшие при правлении разных исторических деятелей, оценивают их. Выделяют причины и значение того или иного исторического события. Описывают произведения культуры и искусства по плану | Осознают значение данного исторического этапа в развитии нашего государства. Развивают чувство патриотизма | Контрольный урок | |
34 |
Наша родина в прошлом | 1 | Знают основные вехи и деятелей в истории изученного периода | Работают с лентой времени и историческими картами. Пользуются планами характеристик при ответах. Выделяют причины и значение того или иного исторического события или явления | Проявляют осознанный интерес к историческим знаниям. Воспринимают идеи гуманизма и ненасилия, патриотизма и взаимопонимания | Обобщающий урок |
При составлении данной рабочей программы мы опирались на авторские программы
- Н.И.Ворожейкиной "История нашей Родины";
- Саплиной Е.В., Саплина А.И. "Введение в историю"Составляющие качество образование
Для работы по этой программе потребуются учебники:
- Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России для 3 класса четырехлетней начальной школы. - Смоленск, 1998.
- Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4 класса начальной школы в 2-х частях. - Смоленск, 1999.
- Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М. :Дрофа, 1996.