Рабочая программа реализации пропедевтического курса истории

Разделы: История и обществознание



п/п

Наименование раздела
и темы

Кол-во часов

Составляющие качества образования

Форма
занятия

Самостоятельная работа уч-ся

Предметно-
информационная
Деятельностно- коммуникативная Ценностно-
ориентационная

3-й класс

1 Что и как изучает история 1 Знают содержание понятий: “история”, “исторический источник”, археология”, “этнография” и др.; основные исторические источники; науки, помогающие истории изучать прошлое Могут привести примеры исторических источников; раскрыть предметы изучения наук, без которых невозможно восстановление прошлого. Используют в речи изученные понятия Осознают важность и необходимость исторических знаний. Формируют интерес к изучению истории Вводный урок Беседа № 1

Составление схемы “Исторический источник”

2 Как ведут счет лет в истории 1 Знают содержание понятий: “летоисчисление”, “лента времени”, “год”, “век”, “тысячелетие”, “эпоха”, “эра”; основные способы летоисчисления Могут называть единицы времени от самой маленькой (секунда) до самой большой (эра); соотнести год с веком; показать положение ист . события на ленте времени Понимают место исторического события в историческом пространстве Комбинированный урок с практической работой Беседа. Зарисовать ленту времени и обозначить на ней события
3 Твоя Родина и твои родные в потоке времени 1 Знают содержание понятий: “родина”, “история отечества”, “семья”, “родословная”, “предки”; как схематически изобразить взаимосвязь разных поколений в семье (генеалогическое древо) Умеют определить свою принадлежность по отношению к разным членам семьи; составить родословную своей семьи Понимают историческую связь поколений. Развивают чувство причастности к истории через историю своей семьи Комбинированный урок Заполнить схему “Моя родословная” (при возможности сделать фоторепортаж)
4 Я и мое имя. 1 Знают наиболее распространенные имена в разных странах; происхождение и значение имен детей своего класса; именины своих имен Умеют рассказать о происхождении и значении наиболее распространенных имен, своего имени Осознают свою причастность к истории через историю своего имени Комбинированный урок с элементами игры Узнать о происхождении и значении своей фамилии
5 Название моего города (села, деревни) 1 Знают происхождение названия своего города (села, деревни), события и исторических деятелей, которые были к этому причастны Умеют рассказать о происхождении названия своего города (села, деревни), назвать ист. лиц и события, при которых оно возникло Развивают интерес к своей местности Комбинированный урок Найти материал о названия любого города
6 История в архитектурных памятниках 1 Знают содержание понятия “архитектурный памятник”, имеют представление о том, как можно проследить исторический процесс в изменении жилища человека Умеют различать архитектурные памятники разных эпох, соотносить их др. с др.; передавать свои впечатления от восприятия архитектурных памятников Развитие уважения к истории и памятникам + своей страны Комбинированный урок. Урок путешествия Составить рассказ о том, как бы ты жил в пещере, замке, дворце, современном доме, крест
7 Архитектурные памятники нашего города 1 Знают основные архитектурные памятники города, их создателей и историю создания Умеют рассказать об архитектурных памятниках города, истории их создания. Умеют оценить отношение людей к охране архивных памятников города Осознают личную ответственность в деле охраны исторических памятников своего города Экскурсия Написать сочинение об одном из арх. памятников города
8 Загадка вещей 1 Знают, о чём могут рассказать вещи        
9-10 Путешествие в прошлое начинается…
Восточные славяне
1 Знают содержание понятий: “восточные славяне”, “летопись”, “род”, “община”; происхождение, территорию расселения, соседей, занятия вост. славян Умеют показывать на карте территорию расселения вост. славян, их соседей; рассказывать об условиях жизни и занятиях славян Понимают историческую взаимосвязь поколений, народов, населенную территорию России Урок. Изучение нового материала  
11 Верование восточных славян 1 Знают содержание понятий: “язычество”, “идол”, “обряд”, основных славянских богов, некоторые славянские праздники и обряды с ними связанные Умеют привести примеры из совершенной жизни, подтверждающие “живучесть” старинных обычаев и обрядов Учатся выражать свое отношение к данной проблеме. Осознают уникальность, самобытность обрядовой культуры Урок театрализация Составить кроссворд по теме
12 Какой была Русь при первых князьях 1 Знают содержание понятий: “Русь”, “христианство”, “киевские князья” Умеют показывать на карте границы государства Др. Руси; рассказать о жизни и деятельности первых князей Учатся давать оценку деятельности исторических личностей. Осознают роль в истории Комбинированный урок Составить схему правления первых князей Др. Руси
13 Города Древней Руси 1 Знают города – центры Др. Руси периода феод. Раздробленности, историю их создания достопримечательности Умеют показать на картине расположение знакомых городов; характеризуют памятники архитектуры и зодчества по плану   Комбинированный урок  
14 Батыево нашествие 1 Знают содержание понятий: “монголо-татары”, “Золотая Орда”; о ходе завоевания м-т Руси и его последствиях, места основных сражений проявления народного героизма Умеют показать на картине места главных сражений; определить значение татаро-монгольского ига для развития Руси Осознают роль в истории Комбинированный урок Составить и записать в тетради схему “Города, захваченных м-т”
15 Отпор крестоносцам 1 Знают содержание понятий: “рыцари”, “Ледовое побоище”, ход сражения, его героев Умеют рассказать по схеме о ходе сражения. Учатся давать характеристику исторического деятеля по плану Эмоционально откликаются, сопереживают события, связанные с родной страной   Беседа 9. Зарисовать в тетради схему Ледового побоища
16 Культура Древней Руси 1 Знают содержание понятий: “фольклор”, “письменность”, “ремесла”, “зодчество”, историю появления славянской письменности; основные жанры фольклора; ремесла развитие в данный исторический период на Руси; памятники зодчества Умеют рассказать об основных направлениях в культуре Древней Руси; характеризовать памятники культуры по плану Осознают уникальность и самобытность культуры Древней Руси Урок с элементами театрализации  
17 Возвышение Москвы. Куликовская битва 1 Знают причины возвышения Москвы; причины и ход Куликовской битвы, её героев. Осознают значение Куликовской битвы в свержении татаро-монгольского ига Рассказывают по схеме о ходе Куликовской битвы, характеризуют исторического деятеля по плану, делают выводы о значении Куликовской битвы Учатся давать оценку реальных исторических событий и личностей. Понимают важность данного события в истории России Урок изучения нового материала Зарисовать в тетрадь схему Куликовской битвы
18 Земля и люди Московского государства. Культура Московской Руси 1 Знают содержание понятий: “крестьяне”, “бояре”, “дворяне”; условия жизни разных слоёв общества в Московском государстве; основные памятники архитектуры и живописи Московской Руси, наиболее известных деятелей культуры Характеризуют условия жизни разных категорий населения. Описывают картину, архитектурное сооружение по плану Утверждают ценность свободной личности. Формируют эстетическое восприятие окружающего мира Комбинированный урок Написать сочинение-описание по картине
А.Рублёва “Троица”
19 Как жила Московская Русь при “Грозном” царе 1 Знают содержание понятий: “царь”, “приказы”, “стрельцы”, “опричники”, “Домострой”; биографию Ивана IV Характеризуют историческую личность по плану. Показывают на карте изменение государственных границ в XVI веке Осознают роль личности в истории Урок изучения нового материала Ответить на вопросы на стр. 86
20 Смутное время 1 Знают содержание понятий: “смутное время”, “ополчение”; причины создания ополчения, его предводителей; значение народа в сохранении независим ости Руси Работают с картой. Описывают события и примеры личного героизма людей в устных рассказах Воспринимают идею патриотизма. Гордятся примерами личного героизма русских людей Комбинированный урок Сообщение об одном из землепроходцев
21 Жизнь людей в городе и в деревне 1 Знают, кто такие “крепостные”, их правовое положение, условия жизни и труда; как и чему учились наши предки Характеризуют и оценивают взаимоотношения между людьми из разных слоев общества. Осознают степень социального неравенства Театрализация Прочитать беседы 16,17,19
22-23 Царь Пётр и его дела 2 Знают содержание понятий: “империя”, “регулярная армия”, “кунсткамера”; биографию Петра I, его вклад в развитие Российской империи Характеризуют роль деятельности Петра I в развитии России. Выступают с сообщениями о преобразованиях, сделанных Петром Великим Осознают роль личности в истории. Утверждаются в важности просвещения Комбинированный урок Сообщения о
М. В. Ломоносове и А. В. Суворове
24-25 Царствование Екатерины Великой 2 Знают биографию Екатерины II; основных исторических деятелей этой эпохи; условия жизни простого народа в правление Екатерины Великой Характеризуют исторического деятеля по плану. Выступают с сообщениями об исторических деятелях эпохи Екатерины Великой Осознают роль личности в истории Комбинированный урок Ответить на вопросы на с . 131
26 Российская империя 1 Знают содержание понятий, изученных в течение четверти; исторических деятелей этого исторического периода, преобразования, сделанные ими Дают характеристику исторической личности по плану. Оценивают преобразования, произошедшие в обществе Развивают интерес и формируют осознанное отношение к истории своей страны Обобщающий урок  
27-28 Отечественная война 1812 года 2 Знают содержание понятий: “Отечественная война”, “партизаны”; ход и главные сражения, полководцев и героев Отечественной войны 1812 года; значение победы в этой войне для России Рассказывают по схеме о ходе Бородинского сражения. Доказывают роль народа в победе в Отечественной войне 1812 года Развивают патриотические чувства. Гордятся мужеством русского народа Урок изучения нового материала. Комбинированный урок Зарисовать в тетрадь схему Бородинского сражения
29 Освобождение крестьян и другие изменения в России 1 Знают причины и последствия отмены крепостного права; другие преобразования, произошедшие в это время Рассказывают об изменениях, произошедших во второй половине XIX века Воспринимают идеи гуманизма и ненасилия, прав человека и демократических ценностей Комбинированный урок Прочитать беседу 26.
30-31 Культура России XIX века 2 Знают особенности и этапы развития культуры XIX века; ярких представителей литературы, музыкального искусства, архитектуры, их биографии и произведения Рассказывают о жизни и творчестве деятелей культуры. Характеризуют произведения (музыкальные, живописные, архитектурные) по плану. Развивают эстетический вкус. Осознают вклад русской культуры этого периода в мировую культуру Урок изучения нового материала. Комбинированный урок Сообщения о деятелях культуры XIX века
32 Конец Российской империи 1 Знают основные события, приведшие к концу Российской империи: русско- японская война, особенности личности и характера правления Николая II ,Февральская революция Выделяют причины свержения монархии (смены государственного строя). Характеризуют и оценивают деятельность последнего царя Российской империи Осознают роль личности в истории. Понимают необходимость тех перемен, которые произошли в начале ХХ века Урок изучения нового материала Приготовить рассказ о самом запомнившемся событии или деятеле Российской империи
33 Российская империя: начало и конец 1 Знают содержание понятий, изученных по теме; исторических деятелей Российской империи, деятельность которых оказала влияние на развитие страны; ярких представителей науки и культуры, их творения; знаменательные события Оценивают деятельность исторических деятелей. Рассказывают и сравнивают преобразования, произошедшие при правлении разных исторических деятелей, оценивают их. Выделяют причины и значение того или иного исторического события. Описывают произведения культуры и искусства по плану Осознают значение данного исторического этапа в развитии нашего государства. Развивают чувство патриотизма Контрольный урок  

34

Наша родина в прошлом 1 Знают основные вехи и деятелей в истории изученного периода Работают с лентой времени и историческими картами. Пользуются планами характеристик при ответах. Выделяют причины и значение того или иного исторического события или явления Проявляют осознанный интерес к историческим знаниям. Воспринимают идеи гуманизма и ненасилия, патриотизма и взаимопонимания Обобщающий урок  

При составлении данной рабочей программы мы опирались на авторские программы

  1. Н.И.Ворожейкиной "История нашей Родины";
  2. Саплиной Е.В., Саплина А.И. "Введение в историю"Составляющие качество образование

Для работы по этой программе потребуются учебники:

  1. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России для 3 класса четырехлетней начальной школы. - Смоленск, 1998.
  2. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4 класса начальной школы в 2-х частях. - Смоленск, 1999.
  3. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М. :Дрофа, 1996.