В наше время, когда общество предъявляет к человеку высокие требования: умение добывать новые знания и умение применять их на практике, умение работать с новыми техническими средствами (например, компьютер), умение общаться, мы, взрослые должны помочь им максимально подготовиться к дальнейшей жизни. В “Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе” дается определение социализации, которое, на мой взгляд, в большей степени отражает его сущность: “Социализация – процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой стороны – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт”. Социализируясь, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя, как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.
В нашей школе основополагающими принципами социализации личности в детском обществе являются:
- Гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей. Это особенно важно, так как на практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети усваивают в повседневной жизни.
- Самореализация детей связана с их самопознанием и саморазвитием, что является необходимым условием и средством самовоспитания, успешной организации любой деятельности и своих отношений с окружающим миром.
- Включенность подростков в реальные социально-значимые отношения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
- Реальное школьное самоуправление, при котором дети вместе со взрослыми организуют жизнь школы на трех уровнях:
– организационно-методическом – выработка
общей программы действий, методическая помощь;
– нормативном – взрослые выступают гарантом
реализации детского самоуправления;
– социально-психологическом – создание
атмосферы взаимопонимания.
Следование этим принципам помогает всему педагогическому коллективу и, особенно, социальному педагогу, работающему с подростками, создать все условия для того, чтобы дети смогли реализовать свои потребности в общении, творческой деятельности, защищенности, признании. Достигнуть удовлетворения своих потребностей дети могут в конкретной деятельности, которая отличается по:
- направленности, содержанию и формам;
- мере включения в нее детей и взрослых;
- пространству и времени осуществления;
- степени превалирования личных, групповых и общественных интересов.
Формы работы можно объединить в три группы по признаку включенности подростков в реальные социально-значимые отношения.
1. Реальные социально-значимые дела. Их отличает возможность достижения определенного результата, полезного, как для самих детей, так и для окружающих.
В нашей школе одно из таких дел – шефство старшеклассников над младшими школьниками. Желание общаться, заботиться о младших, проявлять самостоятельность, возможность принять новую роль, отличную от позиции ученика помогает подросткам организовывать общие с малышами, их родителями и педагогами дела (например, в этом учебном году был подготовлен и проведен праздник “Привет, мартышка!”) и создание для младших школьников благоприятных условий для отдыха (строительство снежного городка на территории школы).
Старшеклассники, начиная шефство над младшими, тем самым приобщают детей к самоуправлению. Чередование творческих поручений позволяет вовлечь максимальное количество детей в процесс подготовки дела – выявить, стимулировать и развивать творческий потенциал ребенка.
2. Имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения.
Такие игры (или как мы их называем тренинги) в нашей школе проводятся под руководством психолога. Например, были проведены тренинги на темы:
- “Мы с тобой одной крови”;
- “Привет, одноклассник”;
- “Давайте познакомимся”.
Наблюдения за детьми во время проведения тренингов позволяют мне увидеть потенциал каждого ребенка, понять внутренний мир ребенка и помочь ему правильно использовать свои возможности. Тренинги взаимосвязаны друг с другом и в течении учебного года мы проводим мониторинг полученных данных, что позволяет нам отследить динамику развития социального “Я” каждого ребенка.
3. Формы досуговой деятельности.
В нашей школе это и различные конкурсы:
- плакатов;
- социальной рекламы,
и праздники, шоу-программы, фестивали:
- “Стартинейджер”;
- фестиваль солдатской песни,
и мероприятия, которые стали традиционными в нашей школе:
- посвящение в выпускники;
- а ну-ка, девушки;
- многопрофильная игра “Кубок каникул”, который проводится в зимние и (или) весенние каникулы и состоит из нескольких туров, каждый из которых позволяет реализовать разные способности, например, спортивные, интеллектуальные, творческие и т.д. Положение о Кубке разрабатывает организационный комитет, в котором определяются содержание каждого этапа, оценивание и награждение;
- неделя классов и творческих объединений, когда дети совместно со взрослыми оформляют свой кабинет, готовят выступление – рассказ о своем классе на сцене, рисуют газеты о своем летнем отдыхе. Так как в этом году нашему городу исполняется 50 лет, то и тема недели “Мы в нашем городе”.
Перед началом каждого дела формируется инициативная группа учащихся, которая занимается разработкой сценария праздника, готовит костюмы, подбирает музыку, в общем, организует КТД. В подготовке к делу старшеклассники расширяют границы самопознания, развивают качества, необходимые для межличностного общения, находят взаимопонимание с другими людьми, самоопределившись нравственно, психологически и практически подготовившись к активной творческой деятельности.
В основе такой деятельности – сотрудничество взрослых и детей. Включение взрослых в общественную жизнь детей не может быть руководством. Отказ от парадигмы воздействия – только взаимодействие. Содержанием сотрудничества взрослого и ребенка выступают их со-бытие, со-участвование, со-знание, со-творчество. Со-бытие – совместность происходящего для людей. Со-участвование – эмоциональное, действенное включение в дела другого, активная помощь, сопереживание, сочувствие. Со-знание – не только знание, но и отношение, подключенное к сознанию общественному, к культуре. Со-творчество – формирование жизненных целей, ценностных ориентаций – творческие дела. Взаимное обогащение ведет к самоопределению, самореализации, самоутверждению детей, как личностей. Сотрудничество взрослых и детей выступает как основа социализации.
Сценарий презентации классов (10–11-е классы)
"Мое поколение – это ..."
Цель: способствовать формированию положительной картины мира и умения делать оптимальный выбор.
Задачи:
- Продолжить формировать положительный образ молодого поколения.
- Продолжить формировать умение принимать человека как высшую ценность.
- Развивать умение совместной деятельности.
- Создать условия для самореализации учащихся и развития их творческих способностей
Предварительная работа:
- Проводятся репетиции с классами с целью помощи в разработке идеи смысла выступления.
- Украшение зала.
- Проводится жеребьевка классов. Очередность выступления вывешивается перед входом в зал.
- Заранее расставляются парты по количеству классов. На каждой парте ватман и маркеры для конкурса символов.
- Готовятся грамоты для награждения классов.
Ход праздника
(Звучит веселая музыка, выходят ведущие.)
В1: – О, боже мой. Как все надоело: учителя замучили – все уроки, да уроки: алгебра, физика, география. Всякие там формулы, тангенсы, котангенсы, точки, запяточки.
В2: – Вот, вот. А мне дома родители загрызли, на дискотеку не пускают. Мама все время досмотр проводит: помада яркая, каблуки высокие и юбку все время до колен натягивает. Да и вообще ничего они не понимают в настоящих девчонках и пацанах.
В1: – Почему они все время сравнивают нас с собой. "А в наше время ...", "А вот...
В2: – Наступил XXI век: компьютеры, пейджеры, блокбластеры.
В1: – А все-таки наше поколение не такое плохое. У многих из нас есть много талантов, которые взрослые не замечают.
В2: – Да, ты права. (В зал) Посмотри, сколько талантов в этом зале: вот первый, второй и на последнем ряду третий. Вот сколько много.
В1: – А давайте покажем им – старшему поколению, что мы не такие уж невзрачные.
В2: Я думаю, они в нас не разочаруются, (задумчиво) А назовем мы все это ..., а назовем мы все это ....
В1: (Восторженно) Мое поколение – это...
В2: – Что?
В1: – Не что, а так назовем нашу презентацию.
Вместе: – Мое поколение – это ....
В1: – А откроет наш конкурс 10"А" класс. Итак "Мое поколение – это ..." от 10"А". Встречаем.
(Выступление 10 "А" класса.)
В1: – Да, танцевать мы действительно умеем. А еще...
В2: (перебивая) А что еще мы умеем, нам покажет 11 "Б" класс. Встречаем.
(Выступление 11 "Б" класса).
В2: – Как все замечательно, всем весело. А про жюри мы совсем забыли. Довеселились. Сегодня в нашем жюри:
- Оксана Александровна Аверьяскина – социальный педагог
- Наталья Николаевна Колдасова – старшая вожатая
- Бурундуков Дмитрий – МО УЭХК
- Лапин Евгений – МО УЭХК
Аплодисменты нашему жюри.
В1: – А вот в 10 "В" классе инопланетяне какие-то завелись. Давайте посмотрим на них. Встречаем 10 "В".
(Выступление 10 "В" класса).
В1: – Я тоже хочу объявить что-нибудь, а то все ты, да ты. Итак, конкурс! Попрошу выйти на сцену по 2 представителя от класса. Вы должны будете нарисовать символ молодого поколения и предоставить нам и нашему жюри. Чтобы собраться с мыслями, попрошу Вас пройти в холл, где ждут уже ватманы и маркеры. А пока они ваяют свои символы, мы посмотрим выступление 11 "Г" класса. Встречаем.
(Выступление 11 "Г" класса).
В1: – Итак, давайте посмотрим, что нарисовали художники нашего поколения. Прошу на сцену.
(Ребята выходят на сцену с плакатами.).
В2: – Небольшое интервью. Что вы изобразили? Почему именно это символизирует наше поколение? (Плакаты развешиваются на сцене.)
В1: – Аплодисменты нашим художникам. А на нашу сцену рвется 10 "Б" класс. Встречаем.
(Выступление 10 "Б" класса).
В1: – Еще раз аплодируем 10 "Б" класс и ждем с нетерпением 11 "А" класс.
(Выступление 11 "А" класса).
В2: – Вот мы тут танцуем, поем, а 10 "Г" совсем засиделся. Встречаем 10 "Г" класс.
( Выступление 10 "Г" класса).
В1: – Ну, вот и все. Можно идти домой.
В2: – Подожди, Оля. А как же результаты, вручение грамот?!
В1: – Ну, ладно. Пусть жюри обсуждает, а мы подождем.
В2: – Ну, просто так сидеть и ждать не интересно. Пока жюри совещается, мы с Вами попробуем сочинить финальную песню, а слова для песни каждый класс сейчас сочинит сам. Вы получаете лист с 2 словами и сочиняете двустишие с ними. А пока вы сочиняете, мы поставим музыку, под которую Вы будете петь.
(Поставить музыку в стиле "рэп").
Слова для песни:
10 "Г": смех, успех
10 "Б": мода, природа
11 "А": кино, кимоно
11 "Г": учение, значение
10 "В": спорт, курорт
11 "Б": дискотека, библиотека
10 "А": поколение, движение
В1: – Итак, певцы готовы, жюри тоже готово. Давайте послушаем наше жюри.
В2: – Ну вот все получили свои заслуженные награды. Осталось спеть финальную песню. Попрошу выйти на сцену наших певцов и встать по очередности. Номера написаны на Ваших листах. Итак, музыка.
(Исполняется песня под “рэп”).
В1: – Давайте проводим наших певцов аплодисментами.
В2: – Ну вот и все. Наш праздник заканчивается.
В1: – Я надеюсь, что взрослые немного перестанут нас осуждать.
В2: – И посмотрят на наше поколение с другой стороны.
В1: – Всем спасибо и до новых встреч!
ПЕСНЯ
1.
В нашем классе всегда звучит смех,
И поэтому нас ждет успех.
2.
У нас клевая мода,
Мы не ошибка природы.
3.
Когда идем мы все в кино,
Одеваем кимоно.
4.
Учение в нашем поколении
Имеет большое значение.
5.
В спорте мы участвуем,
На курорте отдыхаем.
6.
Лучше б нам на дискотеку
Чем ходить в библиотеку.
7.
Мы новое поколение
Выбираем радикальное движение.