Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 1860-70-х гг.
Братский союз помещиков и чиновников в
деле грабежа крестьян.
Ленин В.И.
Цель урока:
– углубить понятие “реформа”;
– выявить сущность и противоречивость реформ 60-70-х гг., показать, что, с одной стороны, они открывали простор развитию капиталистических отношений, но с другой – все преобразования проводились при полном сохранении принципов и основ самодержавия.
Тип урока: урок - исследование с элементами драматизации.
В организации данного урока мы использовали задания из пособия Борзовой Л.П. Игры на уроке истории. - М.: Владос-Пресс, 2001. - С.109.
Задание № 1:
Для углубления понятий “реформа”, “революция” и “эволюция”, класс был разделен на три группы. Каждая получила различные словари.
Учащимся раздавались задания на карточках.
Карточка – задание I группы:
Выписать понятие “реформа” из словарей и на их основе создать свое.
- Реформа – преобразование, изменение,
переустройство чего-нибудь.
Реформа общеобразовательной школы; социальные реформы (преобразование, изменение какой-нибудь стороны общественной жизни, не затрагивающие основ существующего социального строя) (С.И.Ожегов. Словарь русского языка /Под редакцией чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой – 19-ое изд., испр. – М.: Рус. яз. – 1987. – С. 554).
- 2. Реформа – 1. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядка, институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей социальной стороны). 2. Любое нововведение (Российская социологическая энциклопедия (Под редакцией академика РАН Т.В.Осипова: Издательская группа НОРМА –ИНФРА. – М. – 1998. – С. 447).
- Реформа (фр. reforme, лат. – reformare – преобразовывать) – преобразование, изменение, переустройство (Словарь иностранных слов. – 18-ое изд., - М.: Рус. яз. – 1989. – С. 524).
Карточка – задание II группы:
Выписать понятие “революция” из словарей и на их основе создать свое.
1. Революция – 1. Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации отжившего общественного и политического строя и передает власть в руки передового класса. 2. Коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. /Под редакцией чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 19-ое изд., испр. – М.: Рус. яз. – 1987. – С. 549).
2. Революция – (фр. revolution) – коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому (Словарь иностранных слов. – 18-ое изд. – М.: Рус. яз. – 1989. – С. 431)
3. Революция – (от лат. revolutio – переворот) – коренной переворот в жизни общества, приводящий к ликвидации отжившего общественного строя и утверждению нового, более прогрессивного (Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс” – 1997. – С. 439).
4. Революция – (фр. переворот), внезапная перемена состояния, порядка, отношений, смута или тревога, беспокойство.//Смуты государственные, восстание, возмущенье, мятеж, крамолы и насильственный переворот гражданского быта.
Революционер,- нерка – смутчик, возмутитель, крамольник, мятежник (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4 – Р – V. – М.: ТЕРРА – 1995. – С. 88).
Карточка – задание III группы
Выписать понятие “эволюция” из словарей и на их основе создать свое.
1. Эволюция – (от лат. evolutio – развертывание) - представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определенное состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния (Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия. – 1989. – С. 1552/.
2. Эволюция – (лат. evolutio – развертывание) – одна из форм движения в природе и обществе; медленное, постепенное количественное изменение, приводящее при определенных условиях к новому качеству (Российская социологическая энциклопедия (Под ред. академика РАН Т.В.Осипова; М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА.- 1998. – С. 650).
3. Эволюция и революция – соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.
Понятие эволюции и революции не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в другом. Критерий для различения эволюции и революции объективен. Эволюционные изменения – это увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения – это процесс возникновения нового, того, чего в старом не было (Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат. – 1991. – С. 530)
В итоге детьми было создано следующее определение понятий:
Реформа – изменение существующего порядка.
Революция – коренное изменение чего-либо от одного качественного состояния к другому.
Эволюция – представление о медленных, постепенных, количественных изменениях.
Вопрос: Существуют ли отличия в понятиях “революция” и “эволюция”?
В ходе дискуссии выяснили, что революция – это решительные коренные изменения, а эволюция – постепенные преобразования.
Учащимся было предложено наглядно продемонстрировать разницу между понятиями “революция” и “эволюция”.
Класс был разделен на три группы. В результате:
I группа
Учащиеся предложили взять лист бумаги и разорвать на две половинки, пояснив, что это революция.
Форму другого листа бумаги учащиеся изменяли постепенно, складывая его пополам.
II группа
Учащийся взяв палку и резко, с силой сломав ее о коленку, продемонстрировал решительные коренные революционные изменения, а затем взяв другую палку, начал медленно перочинным ножом распиливать ее пополам.
III группа
Ребята предложили взять два сосуда и из одного резко перелить воду в стакан, а из другого переливать с помощью пипетки, демонстрируя постепенный эволюционный процесс.
После уточнения содержания понятий учащимся было предложено подумать над вопросом, какой характер (революционный или эволюционный) носили реформы 60-70-х гг. XIX века? и ответить на него в конце урока.
Задание № 2:
Разыграть сюжет по ситуациям.
Для выполнения третьего задания класс был разделён на три группы: “представители земств”, “судьи”, “военные” и “присяжные заседатели”.
Игровые задания были представлены на карточках, там же указывались страницы учебника, где можно было найти необходимую информацию.
По истечении 15 минут группы показывали подготовленные инсценировки-импровизации.
Учащимся раздавались задания на карточках:
Карточка-задание I творческой группы:
“Представители земств”.
Сюжет: Заседание земского собрания.
Роли: земские гласные (2-3 человека); члены управы (2); Председатель уездной управы; ходатаи (4): первый ходатай пришел просить ссуду зерна на посев полей, второй просит починить дорогу, чтобы наладить торговлю, третий просить решить вопрос о строительстве школы, а четвёртый пришел с предложением о принятии закона об отмене недоимок по откупным платежам.
Карточка-задание II творческой группы:
“Военные”.
Сюжет: “Крестьяне прослышали, что в соседнюю деревню приехали забирать мужиков в армию. Раньше-то тоже забирали, да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть…”
Роли: сельский староста, крестьяне.
Карточка-задание III творческой группы:
“Присяжные заседатели”.
Сюжет: Заседание окружного суда по делу Засулич Веры Ивановны. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свой поступок протестом против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию одного из арестованных участников политической демонстрации.
Роли: Судья, Прокурор, Присяжный поверенный (защитник), Присяжные заседатели (12): обвиняемый, свидетели.
Карточка-задание IV творческой группы:
“Народные судьи”.
Сюжет: дело о краже курицы. Курица забралась в чужой огород, владелец которого её поймал и сварил. Хозяин курицы предъявил иск в волость.
Роли: крестьянин-обвиняемый, крестьянин-обвинитель, члены волостного суда (4).
Приговор – пороть (до 27 раз) + штраф (до 3 рублей). Выпоротый решает пожаловаться мировому судье на причиненный его доброму имени ущерб.
После просмотра инсценировки каждой творческой группы, помощник учителя, обращаясь к классу, задаёт вопрос: “Как вы оцениваете содержание, роль и значение земской, военной и судебной реформ?”
Содержание урока позволяет организовать самостоятельную работу с учащимися (по ходу выступления одноклассников учащиеся с помощью таблицы зафиксировали противоречивость реформ 60-70-х гг.)
Таблица № 1.
Реформы 60-70-х гг.
Название реформы |
В чем выражается её буржуазный характер |
Какие крепостнические пережитки она сохранила. |
Анализ таблицы в конце урока позволяет учителю выяснить характер усвоения учащимися материала и внести необходимые дополнения и уточнения, используя следующие вопросы: “Было ли в результате реформ 60-70-х гг. уничтожено самодержавие? Можно ли назвать эти реформы прообразом конституции?”
В конце урока вновь возвращаемся к поставленному вопросу о характере реформ 60-70 гг. XIX века.
Обсуждая, выясняем, что реформа отмены крепостного права носила революционный характер, а судебная, военная и реформа местного самоуправления – эволюционный.
В ходе дискуссии мы попытались события середины XIX века соотнести с одноаспектными примерами из новейшей истории и подвели учащихся к выводу о возможности использования исторического опыта середины XIX века при реформировании местного самоуправления, создании судебной системы как независимой ветви власти (в том числе и суда присяжных заседателей), мобильной и боеспособной армии в современной России.
Таким образом, мы делаем вывод, что характер познавательной деятельности развивался от репродуктивной до творческо-эвристической под управлением учителя.
Данный приём драмогерменевтики в сочетании с элементами эвристического, творческого методов, позволил глубже вникнуть в содержание изучаемого материала, способствовал развитию интереса, исторического мышления, творческому применению полученных знаний и обретенных умений, позволяя реконструировать историческое прошлое.