Урок-зачет по теме: "Три признака равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника"

Разделы: Математика


Урок-зачет рассчитан на 2 учебных часа.

Оборудование: Карта с чертежами, для устной работы (рис.1); набор индивидуальных карточек №1, №2 (по вариантам); карточки “И”, “Л”, “1”, “2”, “3” для устной работы; карточки для эстафеты “Вычислительный лабиринт”.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент:

Учащимся объявляется план урока и раздается комплект индивидуальных карточек (по вариантам).

2. Проводится тестирование на знание теории по теме: “Признаки равенства треугольников”, по карточке №1. Учащиеся заполняют пропуски, чтобы получилось верное высказывание, и сдают учителю.

3. Чтобы проверить правильность заполнения карточек, проводится устное тестирование с помощью карточек “И”, “Л”.

После прочтения учителем определения ребята поднимают одну из этих карточек. После чего обсуждается: почему они считают, что определение истинно или ложно.

Тест “Истинно или ложно”.

1) Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то треугольники равны. (И)

2) Высота равнобедренного треугольника является медианой, биссектрисой. (Л)

(Пропущены слова: проведенная к основанию)

3) Если три стороны треугольника равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. (Л) (Пропущено слово: соответственно)

4) Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то треугольники равны. (И)

5) В треугольнике углы при основании равны. (Л) (Пропущено слово: равностороннем)

6) Медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, называется высотой и биссектрисой. (И)

4. Устная работа.

На доске чертежи (рисунок 1), по которым учащиеся устно доказывают равенство треугольников и указывают, каким признаком пользовались.

img1.jpg (98750 bytes)

Учитель: “Найдите пары равных треугольников, докажите, что они равны”.

Один из учеников находит пары равных треугольников и доказывает их равенство.

Учитель: “По какому признаку эти треугольники равны?”

Остальные ученики слушают ответ и с помощью карточек “1”, “2”, “3” показывают каким признаком пользуется отвечающий.

5. Индивидуальная работа по карточке №2. Учащиеся находят из трех ответов правильный и его подчеркивают. Карточка сдается учителю.

6. Эстафета “Вычислительный лабиринт”.

Каждому ряду дается карточка №3.

Задача: быстро и правильно найти ответ задачи и передать лист на вторую парту и т.д.

Ученик с последней парты записывает ответ на доске, потом ответы сверяют, и обсуждается ход решения. Подводятся итоги: какой ряд быстрее и правильно записал итоговый ответ. Победители получают дополнительный балл к итоговой оценке за зачет.

7. Задача “ +1 балл”.

Учащиеся самостоятельно решают задачу, которая принесет дополнительный балл к итоговой оценке зачета.

Задача. В равностороннем треугольнике АВС отмечена точка М так, что АМ=МВ. Докажите, что СМ является биссектрисой угла АСВ.

img1.jpg (98750 bytes)

8. Подводится итог зачета. Выставляются предварительные оценки.

Набор индивидуальных карточек:

Карточка №1

1 вариант.

1) Сумма трех сторон треугольника называется его …………… .

2) Если сторона и два ………… ….. …… угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум …………. ….. …… углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

3) Медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является …………. .

4) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называют ………………… треугольника.

5) Если три ………… одного треугольника соответственно равны трем …………. другого треугольника, то такие треугольники равны.

2 вариант.

1) В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является ………………. и …………… .

2) Если …….. стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны ……. сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.

3) Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется ………………… .

4) В равнобедренном треугольнике углы при основании ………… .

5) Если сторона и два ………… ….. …… угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум …………. ….. …… углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

img1.jpg (98750 bytes)

img1.jpg (98750 bytes)

img1.jpg (98750 bytes)

Список литературы:

1. “Упражнения по планиметрии на готовых чертежах.” С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий
2. “Математика” еженедельное приложение к газете “Первое сентября” 46/94 Тесты в школьном курсе математики.