Организация на уроке коллективной учебной деятельности имеет большое психологическое, социальное и дидактическое значение.
Во-первых, в процессе коллективного учебного труда на уроке создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического развития каждого школьника. Работа учащихся в группах учит их деловому общению, учит анализировать действия одноклассников и свои собственные.
Во-вторых, социальное обоснование коллективной деятельности на уроке народная мудрость выразила в пословице: “Ум – хорошо, а два – лучше”. Поэтому на отдельных уроках или его этапах я представляю ученикам возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, спорить, дополнять, исправлять, оценивать друг друга. Совместная работа в коллективе способствует сближению учащихся, улучшению их взаимоотношений.
В-третьих, дидактические возможности коллективной работы на уроке заключаются прежде всего в активизации их познавательной деятельности. Главным в деятельности учащихся является чувство моральной ответственности перед коллективом.
У учащихся, даже слабо успевающих, появляются успехи в учении, так как в результате взаимопомощи восполняются пробелы их знаний, развивается интерес к предмету.
Коллективная познавательная деятельность предполагает вместо традиционной формы обучения “учитель – ученик” более сложное соотношение “учитель – коллектив – ученик”.
Среди коллективных форм работы предпочтение я отдаю групповой работе на уроке, которая способствует интенсификации умственной деятельности учащихся. В группах создается творческая обстановка, повышается умственная активность каждого ученика.
Групповую работу учащихся использую на всех этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении, при повторении, при проверке знаний.
Хочу поделиться опытом работы кружка “Коллективный ученик" ОЛ “ВЗМШ” (открытый лицей “Всероссийская заочная многопредметная школа” РАО при МГУ им. М.В. Ломоносова). Цель моей работы – проводить занятия с группой учащихся по обучению технике решения задач по физике. Занятия провожу таким образом, чтобы дать возможность каждому ученику разобраться в физической постановке вопроса самому или с помощью товарищей, приобрести навыки в применении наиболее общих и целесообразных методов в решении задач повышенной сложности. Уделяю должное внимание грамотному оформлению решения задачи: запись условия; перевод единиц измерения физических величин в СИ; рисунок или график; запись уравнений в векторном виде, в скалярном виде; вывод расчетной формулы; вывод единиц измерения неизвестной физической величины по полученной формуле; математические расчеты; запись ответа.
Естественно, чтобы научиться решать задачи, надо как можно больше самому их решать, ведь самостоятельное решение задач – наиболее активное проявление знаний и свидетельство понимания физических явлений и законов.
В нашей группе “Коллективный ученик” тринадцать учащихся десятого физико-математического класса. Один раз в месяц мы получаем по почте из ОЛ “ВЗМШ” контрольную работу – задание по определенной теме, указания к заданию, методическую литературу, список дополнительной литературы по этой теме. Каждая контрольная работа содержит пятнадцать обязательных задач (одна из них экспериментальная) и пять дополнительных. Один раз в неделю провожу двухчасовое занятие – семинар, посвященный решению задач: разобранных в пособии или приведенных в методических разработках, подобранных мною из дополнительной литературы.
Итогом занятий кружка по данной теме является коллективная работа – решение контрольного задания, в котором разные задачи решены разными ребятами. Коллективная работа посылается по почте в ОЛ “ВЗМШ” и через 1,5-2 месяца возвращается к нам проверенной и отрецензированной вместе с решениями обязательных задач. На очередном занятии мы обсуждаем допущенные ошибки, замечания, разбираем предложенные в решениях способы решения (иногда это другой способ, не тот, что у нас).
Учеба в ОЛ “ВЗМШ” предполагает развитие самостоятельности у учеников, поэтому я помогаю ребятам в организации составления контрольной работы: распределении задач между учащимися, оформлении работы, но решают контрольные задачи ребята сами.
Коллективное решение задач на наших занятиях проходит следующим образом: всех членов кружка (13 учащихся) делю на 4 группы; комплектую эти группы так, чтобы они были равносильны по уровню подготовки, чтобы в каждой группе был ученик, обладающий организаторскими способностями, который бы мог выполнять роль консультанта, ученик, который хорошо знает физику.
На первом уроке, стартовом по данной теме ребята в группах разбирают теоретические вопросы, составленные мною по теории, необходимой для решения задач по этой теме. В кабинете физики одноместные столы, две маркерные доски, поэтому ребята по группам рассаживаются в кабинете так, чтобы не мешать друг другу, при необходимости используют доску. В помощь каждая группа получает методическое пособие по данной теме.
На втором уроке обсуждаем решения задач, разобранных в пособии, по группам. Ребята активно работают: задают вопросы, тут же на них отвечают наиболее сильные учащиеся, иногда учащиеся выходят к доске, дают необходимые пояснения. В конце этого урока в качестве домашнего задания каждая группа получает на неделю первые 3-4 задачи из контрольной работы.
На следующем (втором) занятии проходит коллективный разбор в группах решения этих задач, их оформление в тетрадь, которую будем высылать в ОЛ “ВЗМШ”. Чтобы ребята сами решали контрольные задачи (без моей помощи), я только помогаю им в решении подобных задач. Поэтому предлагаю им на втором уроке второго занятия задачи, приведенные в методических разработках, решать непосредственно в классе. Ребята решают в группах, я по очереди подсаживаюсь к каждой из них, слушаю, при необходимости помогаю. Наиболее трудную задачу разбираем у доски, слово предоставляется ребятам из каждой группы. И в качестве домашнего задания группа получает несколько задач из пособия или дополнительной литературы на неделю плюс следующие 3-5 задач из контрольной работы.
На следующем (третьем) занятии оформляем решение еще нескольких контрольных задач, слушаем, разбираем, обсуждаем, записываем решения задач, подобранных мною из журнала “Квант” или другой дополнительной литературы. Заранее эту задачу (или задачи) разбираю с одним или двумя учащимися, которые у доски и выступают перед остальными членами кружка. Иногда кто-то из ребят предлагает другой способ решения этой задачи, мы его рассматриваем, обсуждаем. И вновь в качестве домашнего задания ребята сами распределяют оставшиеся задачи из контрольной работы. Наибольший интерес вызывает последняя экспериментальная задача. Ее каждый пытается сделать сам и поделиться полученными результатами с товарищами. Наиболее сильные учащиеся пытаются решать дополнительные задачи из контрольной работы.
На заключительном (четвертом) занятии по данной теме оформляем контрольную работу (разные учащиеся - разные задачи), обсуждает оформление экспериментального задания. Бывает, что с какой-то задачей (или задачами) ребята не справились, ее (или их) мы обязательно обсудим, когда получим решение этой контрольной работы.
На этом же занятии ребята по группам оценивают работу каждого учащегося по данной теме и в специальную ведомость после коллективного обсуждения заносят отметку (по пятибалльной системе) каждому ученику. Я также принимаю участие в этом обсуждении, оценивании работы учащихся, поощряю ребят, берущихся решать (и решающих) наиболее сложные из задач контрольных заданий.
В качестве домашнего задания ребята по группам получают методическую литературу по следующей теме, вопросы, составленные мною. Кто-то из учащихся получает индивидуальное задание – подготовить разобранную в пособии задачу по данной теме. Отсылают контрольную работу в ОЛ “ВЗМШ” по почте ребята сами, назначая ответственного из группы.
Хотя ребята, работая по группам, обсуждают, спорят, выходят к доске, на уроках нет шума. Да, в кабинете не стоит идеальная тишина, но царит атмосфера коллективного труда, делового сотрудничества. Ребята учатся выслушивать друг друга, высказывать, не стесняясь, свои предложения, ошибаться, исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.
При получении проверенной контрольной работы вместе вскрываем конверт и, затаив дыхание, ждем, что же мы получили. Если “хорошо” или “зачет”, столько радости у ребят, но тут же все хотят увидеть ошибки, замечания. Вместе и расстраиваемся, если “незачет” (было и такое), тогда работу переделываем к указанному сроку, распределяя задачи, назначая консультантов. Научить школьников решать задачи можно только на примерах и разбирая характерные ошибки, а умение решать задачи достигается упражнениями и размышлениями.
Опыт показывает, что коллективная деятельность учащихся на уроках физики способствует формированию познавательных интересов учащихся, ребята учатся решать задачи, ребята любят решать задачи.
Наиболее интересные, сложные задачи по той или иной теме члены кружка готовят к выступлению на городскую физико-математическую конференцию “Диапазон FM”, которая проходит ежегодно в нашей школе на зимних каникулах.
Задачи повышенной сложности, которые мы решаем на занятиях кружка “Коллективный ученик”, я также использую при подготовке к олимпиаде по физике. Согласовав тематический подбор задач с программой для учащихся 8-11-х классов, выпустила методическое пособие для учащихся и учителей физики “Школьная олимпиада по физике”, которое одобрено Методическим советом школы.