Цели урока:
1. Обобщить и структурировать знания учащихся по данной теме.
2. Закрепить основные методы решения логарифмических и показательных уравнений и неравенств, предупредить появление типичных ошибок, подготовить к контрольной работе.
3. Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
4. Активизировать работу класса через разнообразные формы работы.
5. Осуществить индивидуальный подход и педагогическую поддержку каждого ребенка через разноуровневые задания и благоприятную психологическую атмосферу в классе.
Структура урока (из расчета два урока по 40 мин):
№ | Основные фрагменты урока | Время (мин) |
1. | Вводная часть | 4 |
2. | Устные упражнения | 11 |
3. | Самостоятельная работа с самопроверкой | 15 |
4. | Работа по картам программированного контроля | 10 |
5. | Основной практикум | 38 |
6. | Подведение итогов урока | 2 |
1 урок.
1. Сообщение учителем целей, задач и структуры урока, его основных моментов.
2. Фронтальный опрос класса (устные упражнения записаны на доске):
- Вычислить:
- log28
- lg0,01
- log1/39
- log7 (1/49)
- log16
- logпп
- log3(3 log28)
- log6(3 log24)
- lg(5lg100)2
- log3log3log327
- Решить уравнения и неравенства:
- log3x=3
- log2x>1
- 2x<4
- log3 (x-1)<4
- 3x-1=1/9
- log1/2x>1
- 3x=1/9
- (1/2)x<4
- Сравнить значения выражения:
- log215 и log220
- log0,31,7 и log0,31,9
3. Самостоятельная работа с самопроверкой (ответы записаны на развороте доски и открываются учителем для проверки самими учащимися через 15 минут).
Возможные критерии оценки:5-нет ошибок;4-допущена 1ошибка; в остальных случаях работа не оценивается( нерешенные задания предлагается сделать дома). По желанию учащихся оценки выставляются в журнал.
I вариант. | II вариант. | III вариант*(повышенный уровень) |
1.3x=81 2. log1/4 (2x-1)=-1 3.2x>1/4 4.log1/2(2x-1)>-1 5.5x+5x+2=26 6. (1/3)x<81 7.log5(2x+3)> log5(x-1) |
1.2x=32 2. log1/3 (4x+5)=-1 3.3x>1/27 4.log1/2(2x-1)>-1 5.3x+3x+1=4 6. (1/3)x<1/9 7.log4(5x+1)> log4(3-4x) |
1.72x-8*7x+7=0 2. log2x+log8x=8 3.(4/5)x>(5/4)3x-4 4.log2(x-3)+log2(x-2)1 5.2x+3-2x+1=12 6. (0,5)x-21/4 7.log1/2(x2+2x-8) -4 |
4. Работа по картам программированного контроля.
Учащиеся решают уравнения и неравенства по карточкам, выбирают ответы и присваивают номер соответствующей колонки, получая, таким образом, трехзначный шифр (например,1 вариант-231;2 вариант-314). Учитель проверяет задания индивидуально и сразу сообщает, в каком примере допущена ошибка.
Карта программированного контроля:
Вариант |
Ответы |
||||
I | II | 1 | 2 | 3 | 4 |
Реши уравнение 1.4-1*2x=8 |
Реши уравнение 1.9-1*3x=81 |
4 |
5 |
6 |
2 |
Реши неравенство 2. log2(x-5) )2 3. (1/5)x<25 |
Реши неравенство 2. log3(7-x)>1 3. (1/3)x<25 |
(-;4) (-2;) |
(-;9) (-;2) |
(5;9] (2;) |
(7; ) (-;-2) |
Вариант |
Ответы |
||||
III | IV | 1 |
2 |
3 |
4 |
Реши уравнение 1.0,8 2x-3=1 |
Реши уравнение 1.27-3x=0,5x-4 |
2 |
5,5 |
4 |
1,5 |
Реши неравенство 2. log1/2(2x+1) >-2 3. 22x-9<1 |
Реши неравенство 2. log1/2(3x-5) <-3 3. 54x-7>1 |
(-;13/3) (-;7/4) |
(-1/2;3/2) (4,5;) |
(13/3; ) (-;4,5) |
(-;-1/2) (7/4;8) |
Вариант ( повышенный уровень) |
Ответы |
||||
VI | VII | 1 |
2 |
3 |
4 |
Реши уравнения 1. lg2x-lgx=0 2. 9x-2*3x=63 |
Реши уравнение 1. lg2x+lgx=0 2.4x-3*2x=40 |
2 |
5,5 |
4 |
1,5 |
Реши неравенство 2. log0,3(2x+5) -2 3. 22x-9<1 |
Реши неравенство 2. log1/2(3x-5) <-3 3. 54x-7>1 |
(-;13/3) (-;7/4) |
(-1/2;3/2) (4,5;) |
(13/3; ) (-;4,5) |
(-;-1/2) (7/4;) |
2 урок.
5. Практикум.
На доске записана следующая таблица:
№ | Ф.И. уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7* | 8* | 9** | 10** | оценка |
1. | Антонова А. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - + | 5 |
2. | Зникин И. | + | + | -+ | + | -- | - | --- | 3 | |||
3. | Клячкин Р. | + | + | + | + | + | + | - + | - | - | - | 4 |
… | … |
На каждую парту выдается карточка, которая содержит 10 примеров по нарастающей степени сложности. Учащиеся нумеруют листки бумаги (от 1 до 10) и записывают свою фамилию на каждом. На столе перед доской разложены таблички с №1-№10. Как только ученик решит пример, он несет своё решение и оставляет около таблички с соответствующим №. Затем возвращается на свое место и приступает к решению следующего примера и т.д. Если пример решен неверно, то у ученика есть возможность решать его до тех пор, пока не получится верный ответ. В это время учитель проверяет поступившие листки с решениями, и результаты сразу отмечает в таблице на доске:
+ пример решен верно,
– пример решен неверно,
–+ пример перерешен.
Карточка для практикума:
- log1/5(3x-5)> log1/5(x+1)
- 16x–17*4x+16=0
- log3(x3–x)–log3x=log33
- (1/3)x-11/9
- 2log3x* 5log3x=400
- log2(x-1/x+4)+ log(x-1)(x+4)=2
- *.1/(5-lgx)+2/(1+lgx)<1
- * 5x-2=42x-4
- ** log1-x(3–x)=log3-x(1–x)
- **. log1/ v5 (6x+1-36x) >–2
6. Подведение итогов урока.
Учитель анализирует весь ход урока и его основные моменты, сообщает результаты практикума, оценивает деятельность каждого ученика на уроке. Дает домашнее задание для подготовки к итоговой контрольной работе