Задача обучения физике за 50 часов встала передо мной, когда я стала работать в группах по подготовке к итоговой аттестации по физике учащихся 10—11 классов в экстернате.
Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Многие учителя и практические психологи, работающие в данной системе, отмечают, что опыт самообразования у учащихся, как правило, отсутствует, зато почти все они тяготеют к привычным школьным формам работы с учителем. По мнению специалистов, сегодняшний общеобразовательный экстернат может существовать либо в условии явного или скрытого занижения проверочного эталона, либо за счет системной дидактической поддержки [3], [4], [11].
На сегодняшний день существует три вида экстерната:
- классический (учащийся–экстерн может быть прикреплен к любому среднему учебному учреждению и проходит аттестацию в нем, обучаясь самостоятельно);
- сочетающий очно-заочную форму обучения, когда устанавливается график посещения групповых занятий и прохождения промежуточной аттестации;
- образовательные учреждения, организованные как экстерные школы-интернаты, в которых учебный процессосуществляется в классных коллективах при участии и поддержке педагогов и воспитателей.
Перед нами стояла задача — создать методику обучения физике, которая:
- отвечала бы требованиям к уровню подготовки выпускников (уровень А);
- обеспечивала бы возможность как дистанционного обучения, так и обучения в группах при малом числе часов.
Разработанный мною подход к организации обучения физике используется в московской школе № 91 РАО уже в течение трех лет, где была создана и апробирована методика преподавания физики в условиях экстерната. В ее основе лежит использование учителем следующего комплекса педагогических приемов:
1) поблочное планирование учебного материала;
2) единая схема организации занятий;
3) использование технологических карт;
4) использование открытых контрольных материалов;
5) выбор двух видов контроля (фронтального устного опроса и тестирования);
6) организация оперативной обратной связи при проведении тестирования;
7) открытый доступ учащихся к справочной литературе, как при проведении занятий, так и при проведении устных и письменных опросов;
8) учет психофизиологических особенностей личности.
Остановимся более подробно на реализации выделенных нами приемов.
1) Поблочное планирование учебного материала. Весь курс физики средней школы с учетом времени обучения и требований к знаниям учащихся по физике можно разбить на следующие темы и соответствующие модули (рис.1). Понимание экстернами структуры обучения помогает им составить общее представление о предметных курсах, психологически настроиться на активную работу при посещении занятий. Формированию системы научных знаний учащихся может способствовать общность подходов к рассмотрению теоретических основ предмета. В основе фундамента предмета физика лежат физические явления, фундаментальные опыты, физические теории, научные законы, понятия, величины. В табл. 1 приведены обобщенные планы-схемы, которыми могут руководствоваться учащиеся при работе с литературой. Использование обобщенных планов-схем, с одной стороны, способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, делает работу с учебным текстом целенаправленной, глубоко осознанной и что особенно важно, отучает учеников от механического заучивания текста, от зубрежки, вносит в учебную деятельность элемент творчества; а с другой – позволяет четко отражать информацию, что делает прозрачной логику изучаемого предмета.
Рис. 1
Таблица 1.
Физическое явление Прибор Физическая величина Научный закон Физическая теория 1. Внешние признаки явления. 2. Условия, при которых оно протекает.
3. Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий).
4. Связь данного явления с другими.
5. Количественные характеристики явления.
6. Примеры использования явления на практике.
7. Способы предупреждения вредного действия явления [12].
1. Назначение прибора. 2. Какое явление или закон положены в основу действия прибopa.
3. Принципиальная схема прибора (основные части прибора, их назначение).
4. Действие прибора.
5. Правила эксплуатации прибора [12].
1. Определение физической величины.
2. Символическая запись понятия.
3. Формула физической величины.
4. Специфические свойства величины (векторная, скалярная).
5. Единицы измерения.
6. Способ измерения физической величины.
7. Границы значений, встречающихся в природе [5].
1. Формулировка закона.
2. Запись закона по возможности в символической форме.
3. Пути открытия закона.
4. Границы применимости закона.
5. Применение закона [5].
1. Краткие сведения из истории возникновения теории. 2. Базис теории.
3. Ядро теории.
4. Следствия теории.
5. Границы применимости теории [8].
2) Единая схема организации занятий. Рассмотрим более подробно формы организации процесса обучения физике в экстернате. Одно занятие по физике рассчитано на 2 академических часа и имеет приблизительно такой сценарий:АКТУАЛИЗАЦИЯ, ЛЕКЦИЯ, ПРАКТИКУМ, ДОМАШНЯЯ РАБОТА.
Согласно структуре (рис.1) каждый тематический блок состоит из одного (2 часа), двух (4 часа) или трех (6 часов) занятий. Если рассмотреть распределение занятий внутри одного модуля, то цепочка занятий одного блока можно представить в схеме (рис. 2)
Рис. 2
Одним из существенных этапов занятия является этап актуализации знаний учащихся. Содержание данного этапа может представлять собой ответы учителя на вопросы учащихся, возникающие у них при домашней проработке пройденного материала, а также это может быть небольшой физический диктант, настраивающий учащихся на дальнейшее изложение материала, беглый устный фронтальный опрос учащихся по формулировкам законов и определений, установлению зависимостей.
Лекция в настоящее время хорошо известная и достаточно распространенная форма организации занятий со старшеклассниками. Известны требования к организации лекции: ее план сообщается учащимся в письменном виде до начала лекции; изложение материала должно быть четким, сопровождаться демонстрациями и другими средствами обучения, записями на доске и т.д. При чтении лекции необходимо постоянно активизировать деятельность учащихся, например, используя демонстрации, задавая вопросы в ходе рассуждений, прием “запланированных ошибок” и т.п.
Практикум проводится непосредственно после лекции, когда предстоит применить полученные знания. Мы предлагаем учащимся около 60 вопросов и задач по каждой теме (тематическому модулю) [6]. Это своеобразные открытые контрольные материалы, содержание которых удовлетворяет минимуму содержания физического образования. Опорой для ответов служат обобщенные планы-схемы, приведенные в табл. 1.
В основе решения проблем организации деятельности по решению задач и выполнению лабораторных лежит теория поэтапного формирования умственного действия и ориентировочной основы действия. В качестве последней учащиеся могут пользоваться правилами оформления задач и требованиями к оформлению лабораторных работ, широко распространенными в специальной литературе, которые представлены в табл. 2.
Таблица 2
Правила оформления задач
Требования к оформлению лабораторных работ 1. Запишите условие задачи.
2. Переведите значения величин в СИ.
3. Выполните поясняющий рисунок.
4. Решите задачу в общем виде.
5. Проверьте правильность конечной формулы по наименованию величин.
6. Выполните вычисления.
7. Запишите ответ.
1. Записать название лабораторной работы (ЛР). 2. Записать цель ЛР.
3. Перечислить необходимые приборы и материалы.
4. Записать ход выполнения работы.
5. Выполнить схематический рисунок установки.
6. Составить и заполнить таблицу результатов.
7. Сделать выводы.
Домашняя работа является неотъемлемой частью процесса обучения. Основу домашних заданий составляют задания, предложенные в открытых контрольных материалах, которые изданы нами в виде пособия для учащихся. Пособие, помимо вопросов и задач, содержит технологические карты, и если учащийся не посещает занятия, то он может обратиться к страницам учебников, которые указаны в технологической карте (см. табл. 3).
Зачет проходит в форме тестирования. Задания, предлагаемые во время контроля, хорошо известны учащимся, так как являются заданиями из сборника, о котором мы говорили выше.
3) Использование технологических карт. Технологические карты являются подробным путеводителем старшеклассников по курсу физики. Они содержат четыре основных столбца (см. табл. 3).
Таблица 3.
План занятия В процессе работы над модулем вы должны усвоить понятия и законы: О данных понятиях и законах вы можете прочитать в учебнике
Полученные знания вы можете применить,
Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский “Физика 10” (2001 г.)
И.К. Кикоин, А.К. Кикоин “Физика 9” (1998 г.)
выполняя задания и отвечая на вопросы
выполняя лабораторные работы
№ параграфа (№ стр)
№ рис.
№ формулы
№ параграфа (№ стр)
№ рис.
№ формулы
Учащимся предлагаются два комплекта учебников. Это связано с тем, что в данный момент времени происходит переход с одного методического комплекта на другой и школы пока не укомплектованы новым УМК, в технологической карте курсивом отмечены источники информации в старом УМК. В последней графе представлены номера заданий, выполняя которые старшеклассник применит полученные знания на практике. Вопросы, предлагаемые учащимся, как мы уже говорили, содержатся в сборнике задач [6].
4) Использование открытых контрольных материалов. Проверка знаний учащихся осуществляется по открытым контрольным материалам, которые представляют собой “Сборник вопросов и задач по физике за курс средней школы (уровень А)” [6]. Данное пособие представляет собой банк из более 600 вопросов и задач, которые предлагаются учащимся как во время практикума и домашней работы, так и при проведении тематического и итогового контроля.
5) Выбор двух видов контроля (фронтального устного опроса и тестирования).Контроль за деятельностью учащихся осуществляется на практических занятиях и во время проведения зачета. При проведении занятий непосредственно после лекции он осуществляется посредством устного опроса, о котором мы уже говорили выше, рассматривая проблемы организации практикума. При проведении тематических зачетов, с нашей точки зрения, целесообразно использовать тестирование. Выбор данных форм контроля не является случайным, так как недостатки одной формы контроля могут нивелироваться преимуществами другой.
6) Организация оперативной обратной связи при проведении тестирования. При проведении контрольного тематического тестирования встает проблема оперативной рефлексии учащимися своих ошибок. Поэтому на тематических зачетах при проведении тестирования можно использовать два бланка тестирования (один – рабочий бланк, другой – контрольный бланк). В рабочих бланках учащихся выделяется специальное поле для решения предлагаемых заданий. Рабочий бланк может быть выполнен самими учащимися на дополнительных листах (тетрадный лист) и иметь примерно такую форму (табл. 4):
Таблица 4
Номер вопроса
Буква выбранного ответа
Решение
Графа РЕШЕНИЕ должна быть обязательно заполнена учащимся. В ней решаются задачи, обосновываются выбранные ответы.
Контрольный бланк имеет стандартную для всех учащихся форму, в нем отражены только ответы учащихся, и по нему проводится основная проверка выполненных заданий преподавателем посредством шаблонок (табл. 5).
Таблица 5.
Ф. И. ________________________Класс_______Вариант_____
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 А Б В Г
Сразу после того как учащиеся сдают свои заполненные контрольные бланки ответов, им выдается карточка верных ответов (ответы могут быть записаны на доске или проектироваться на доску с помощью кодоскопа). Затем следует этап самостоятельного поиска ошибок, допущенных во время тестирования. Тестирование, организованное таким образом, позволяет: оперативно реагировать на ошибки, допущенные учащимися; осуществить коррекцию знаний; провести работу над ошибками за короткое время.
7) Открытый доступ учащихся к справочной литературе, как при проведении занятий, так и при проведении устных и письменных опросов. При ответах на вопросы учащиеся пользуются открытыми справочными материалами, которые содержат приставки, постоянные, а также записи формул.
8) Учет психофизиологических особенностей личности. Как отмечал Ю.К. Бабанский, “чрезмерная интенсивность ведет к перегрузкам учеников и учителей. Вот почему необходимо сочетать интенсификацию обучения с его оптимизацией, осознанным выбором наиболее рациональных для данных условий методов, форм и средств обучения, чтобы достигать максимально возможной эффективности без перегрузки учеников и учителей” [2].
Для предотвращения перегрузки необходимо, в частности, учитывать физиологические особенности индивида, поэтому при организации деятельности учащихся на занятии преподаватель должен учитывать прохождение основных фаз работоспособности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление.
При проведении занятий для снятия утомления можно организовывать динамические паузы или проводить релаксопедические упражнения.
Во время обучения необходимо знакомить учащихся с особенностями организации учебного труда, приемами конспектирования, чтения текстов, переработки и хранения информации.
При проведении занятий надо создавать привычную учебную обстановку, тишину, поддерживать хорошую освещенность рабочего места, нормальное отопление и влажность воздуха, поступление свежего воздуха, обеспечить отсутствие пыли и примесей в воздухе.
В настоящее время для внедрения данной методики мною разработаны: технологические карты курса физики старшей школы; сборник вопросов и заданий, отвечающий программному уровню А и содержащий около 600 вопросов и заданий; контрольные материалы для проведения тематических тестирований по физике; контрольные материалы для проведения итогового (экзаменационного) тестирования; справочные материалы для экстернов.
Анализ опыта работы преподавателей, использующих данную методику в экстернате, свидетельствует о том, что она не приводит к перенапряжению преподавателя и учащихся. До 40% из них повышают свои оценки по сравнению с оценками до поступления в экстернат, 63% изменили свое отношение к предмету в лучшую сторону; они, в частности, отмечают, что он им показался доступнее и понятнее, ни один из них не высказал сожаления по поводу изменения формы обучения.
Литература:
1. Аналитические материалы. Итоги 2001/2002 учебного года. Часть 1 // Под. ред. Л.И. Курнешовой. М.: Центр “Школьная книга”, 2002.
2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Биология в школе. 1987. № 1.
3. Вершинин В.Н. Павловская Л.М. Методика и организация общеобразовательного экстерната // Завуч. 2003. № 4.
4. Владимирская О.Д. Индивидуальный маршрут обучения в экстернате. / /Открытая школа. 1998. № 5.
5. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системы знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978.
6. Кодикова Е.С. Организация учебной деятельности при обучении в экстернате. // Физика в школе. №5.
7.Кодикова Е.С. Сборник вопросов и задач по физике за курс средней школы (уровень А). М: Алмаз-А, 2003.
8. Оспенникова Е.В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе: система методов обучения. Пермь: ПГПУ, 2001.
9. Положение о получении общего образования в форме экстерната . // Инструктивно-методические рекомендации к 2002/2003 учебному году. М.Школьная книга, 2002.
10. Рыкова Е.Б. Как готовиться к экзамену по литературе в экстернате // Открытая школа. 2000. № 1.
11. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
12. Усова А.В. Психолого – дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: ЧПГУ, 1988.