Информационная карта
Продолжительность освоения программы 1 учебный год
Возрастной диапазон начала освоения программы 14–17 лет
Образовательная область: эколого-биологическая
Уровень освоения программы: углубленный
Тип программы: ориентационная
Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации
Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная
Пояснительная записка
При изучении школьных естественнонаучных дисциплин необходим экологический подход. В предлагаемом курсе учебных занятий основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную тревогу о состоянии природной среды и перспективах развития цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.
Современные вопросы экологии и охраны окружающей среды рассматриваются на примере Пензенской области и, где это необходимо, на примере краеведческого материала – применительно к Никольскому району.
Занятия в школьном экологическом обществе дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.
Материалы, полученные в процессе занятий общества помогут учащимся 9-11 классов лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое мышление и окажут большую помощь в изучении школьного курса экологии, биологии и географии.
Программа занятий школьного экологического общества рассчитана на 1 год из расчета трех занятий (3 академических часа) в учебную неделю. Практические работы, проблемные конференции и экскурсии проводятся по мере изучения предложенных тем.
Структура программы
Часть I (вводная). Содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки; знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты: экология как предмет, экология как широчайшая синтетическая наука, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда, окружающая среда и современное общество.
Часть II. Рассматривается абиотический аспект взаимодействия организмов с окружающей средой. Основные компоненты: периодичность температурного фактора; жизненные формы растений в зависимости от температурного фактора, адаптации; солнечный свет и его составляющие; экологические характеристики света; группы растений по их отношению к свету, фотопериодизм; вода (свойства и классификация организмов по отношению к воде); экологические свойства атмосферного воздуха и их значение для организмов; свойства почв и их роль в жизнедеятельности организмов; фитоиндикация почв; почва - среда жизни; взаимодействие экофакторов; формы биотических отношений; наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов; понятие "биосфера", "биомасса", "энергетика биосферы"; водная среда и ее биота; автотрофное звено сухопутных местообитаний; круговорот воды и ее баланс; химические элементы в биосфере; биогенная миграция и круговорот химических элементов.
Часть III. Основные компоненты: термин "природные ресурсы"; водные ресурсы планеты, России, родного края; хозяйственное водопользование; ресурсная база Мирового океана; биологические ресурсы суши; почвенные ресурсы России и родного края; ресурсы сырья и энергии; рациональное и нерациональное природопользование.
Часть IV. Основные компоненты: разнообразие заповедных объектов; понятия - биосферный заповедник, национальный парк, заказники, зоны покоя, буферные зоны, памятники природы, уникальные ландшафты, искусственные природные объекты; "Красные книги" - основные принципы и положения.
Часть V. Основные компоненты: геомагнитное поле; космическое излучение; ионизирующее излучение; земная радиоактивность; землетрясения; вулканическая деятельность; цунами; ураганы и смерчи; наводнения; засуха.
Часть VI. Основные компоненты: демография как наука; демографические проблемы и возможности биосферы; прогнозы и перспективы; демографическая ситуация и продовольственная проблема; пути решения продовольственной проблемы; основы знаний о антропогенном загрязнении биосферы; атмосфера: смог и кислотные осадки; гидросфера: органическое и неорганическое загрязнение, pH воды; почвы: загрязнение ТМ, нитраты и пестициды как загрязняющий фактор; радиоактивное загрязнение биосферы; тепловое загрязнение оболочек Земли; шум как загрязнитель среды обитания; электромагнитное воздействие на биосферу; война - губительный для биосферы фактор; международная деятельность по охране окружающей среды и природоохранительного просвещения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные понятия: глобальная экология, мониторинг, ландшафт, антропогенный ландшафт, демография, заповедные объекты, биосфера, биомасса, природные ресурсы, биологические ресурсы, антропогенное воздействие, рациональное и нерациональное природопользование;
- последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почвы, биоту;
- характерные черты различных видов антропогенного воздействия на природу Пензенской области;
- взаимосвязи экологии с другими естественными науками;
- целостность человека и природы;
- теоретическое и практическое значение экологических знаний;
- основные метолы контроля за состоянием окружающей среды;
- причины экологического кризиса;
- природоохранные проблемы родного края и возможные пути улучшения экологической обстановки;
- ценности и нормы, определяющие гуманистическую ориентацию людей в решении глобальных проблем человечества;
- необходимость личного участия в решение отдельных природоохранных задач.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;
- аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций;
- самостоятельно анализировать различные экологические ситуации;
- прогнозировать развитие событий в природоохранном аспекте на примерах родного края;
- элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;
- анализировать литературу и составлять конспекты и рефераты;
- грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;
- составлять экологическую характеристику местности;
- оценивать природные и биологические ресурсы родного края;
- объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Тематическое планирование работы школьного научного экологического общества
Лекционные занятия |
|
Часть I. Экология: основные понятия и предмет исследования | |
Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук. |
1 час |
Экология и управление природными ресурсами. Будущее экологии |
1 час |
Термины, принятые в экологии |
1 час |
Количественные и качественные показатели в экологии |
1 час |
Часть II. Среда и условия существования организмов. Биосфера | |
Раздел 1. Среда и экологические факторы абиотического типа |
1 час |
Температура и солнечный свет |
1 час |
Вода (свойства и классификация организмов в зависимости от потребностей в воде) |
1 час |
Атмосфера (состав и его значение для живого) |
1 час |
Почвенный покров Земли (почва среда жизни, орографические и эдафические факторы) |
1 час |
Взаимодействие экологических факторов (обобщение) |
1 час |
Раздел 2. Биотические факторы и типы взаимоотношений организмов |
1 час |
Формы биотических отношений |
1 час |
Наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов |
1 час |
Раздел 3. Биосфера |
1 час |
Живое вещество биосферы |
1 час |
Водные и сухопутные местообитания. Экосистемы |
1 час |
Круговорот веществ и химических элементов в биосфере |
2 часа |
Часть III. Природные ресурсы | |
Раздел 1. Природные ресурсы гидросферы |
1 час |
Ресурсная база Мирового океана |
1 час |
Хозяйственное водопользование |
1 час |
Раздел 2. Ресурсы суши |
1 час |
Биологические ресурсы |
1 час |
Почвенные ресурсы |
1 час |
Ресурсы сырья и энергии |
1 час |
Часть IV. Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты | |
Заповедники: критерии и характеристика |
1 час |
Заповедные объекты Пензенской области |
1 час |
Красные книги. Основные принципы и положения |
2 часа |
Часть V. Естественные факторы воздействия на биосферу | |
Геомагнитное поле. Космическое излучение |
1 час |
Землетрясения. Вулканическая деятельность. Цунами |
2 часа |
Ураганы. Смерчи. Наводнения |
2 часа |
Засуха |
1 час |
Часть VI. Воздействие человека на биосферу и охрана природы | |
Раздел 1. Демографические проблемы и возможности биосферы |
1 час |
Демографические прогнозы и перспективы |
1 час |
Народонаселение и продовольственная проблема |
1 час |
Раздел 2. Антропогенное загрязнение биосферы |
1 час |
Загрязнение атмосферы. Смог. Кислотные дожди |
2 часа |
Загрязнение гидросферы. Кислотность воды |
1 час |
Загрязнение почв. Нитраты. Пестициды. Кислотность |
2 часа |
Радиоактивное загрязнение планеты |
1 час |
Радиоактивное загрязнение России |
1 час |
Тепловое загрязнение |
1 час |
Шум как загрязнитель окружающей нас природы |
1 час |
Воздействие на человека электромагнитных излучений |
1 час |
Война – губительный для биосферы фактор |
1 час |
Международная деятельность по охране окружающей среды |
1 час |
итого 52 |
|
Проблемные конференции |
|
Биосфера - хрупкое естественное образование? |
1 час |
Природные уникумы Митищинского района |
1 час |
Антропогенные ландшафты Мытищ - зло или благо? |
1 час |
Нужны ли "Красные книги" Московской области? |
1 час |
Особо охраняемые территории Московской области |
1 час |
Естественные факторы воздействия на биосферу |
1 час |
Воздействие человека на биосферу |
1 час |
Антропогенное загрязнение оболочек Земли на примерах родного края |
1 час |
Главные принципы охраны природы Московской области |
1 час |
Для чего нам генофонд животных и растений? |
1 час |
итого 10 |
|
Практические работы | |
|
1 час |
|
1 час |
|
1 час |
|
3 часа |
|
1 час |
|
2 часа |
|
1 час |
|
1 час |
|
1 час |
|
1 час |
|
2 часа |
|
3 часа |
|
2 часа |
|
1 час |
|
1 час |
|
3 часа |
итого 25 |
|
Экскурсии в природу |
12 часов |
Итого: 99 академических часов + резервное время 3 часа |
(Т) - теоретическое занятие, основанное на сообщениях учащихся
Литература
- Бухвалов В. Методы экологических исследований. – М.: "Варяг". 1995. 167 с.
- Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учеб. для 10–11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение, 1998. 270 с.*
- Дорогань Л., Филиппов В. Экологический практикум. – Воронеж: Изд. Воронеж. обл. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования. 1994. 39 с.
- Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат. 1984. С.5–15.
- Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", "Академия и К0". 1998. 255 с.*
- Методика экологических мониторинговых исследований организмов, популяций, сообществ. Методические рекомендации. – Пенза, 1998. 103 с.
- Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х т. – М.: Мир. 1993.
- Пензенская лесостепь. Учебное пособие по экологии под общ. ред. Т.А. Чернецовой. – Пенза. 1999. 176 с.*
- Польский Б.Н. Рассказы о почве. Пособие для учащихся. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Просвещение. 1977. 144 с.*
- Раймерс Н. Природопользование. М.: Мысль. 1990. С. 31–129.*
- Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.1. – М.: "Мир". 1994. 340 с.
- Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.3. – М.: "Мир". 1995. 294 с.
- Сытник К., Брайон А., Гордецкий А. Биосфера, экология и охрана природы. Справочное пособие. – Киев: "Наукова думка". 1987. С. 24-471.
- Таранина Л. Экологический практикум для студентов и школьников (биоиндикация загрязненной среды). – М.: "АРГУС". 1997. 80 с.
- Углубленное изучение экологии в школе. – Н. Новгород. 1991. 37 с.
- Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 1995. 240 с.
- Экология. Школьный справочник. - Ярославль: "Академия развития". 1998. 240 с.
- Экология и охрана природы. пособие для слушателей экологической школы. – Н. Новгород. 1991. 30 с.*
- Экологический практикум. – Н. Новгород. 1995. 128 с.
- Экология человека (словарь-справочник). Под общей ред. Н. Агаджаняна. – М.: Крук. 1997. С. 5-21.*
_________________
Значком * помечена литература, рекомендованная для учащихся.