Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это “кусок истории личностной судьбы ребенка”.
Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков.
Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, – очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.
Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющееся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Я часто провожу интегрированные уроки, особенно при повторении и закреплении пройденного материала. На уроках математики можно увидеть и географические карты, и таблицу Менделеева, и Книгу рекордов Гиннеса, энциклопедии, толковые словари и т.д. Что такое сталактиты и сталагмиты? Посмотрели определение в “Толковом словаре”, а затем решили задачу о них: В пещере высотой 7м сталактит и сталагмит имеют одинаковую высоту, равную 40см. За год каждый из них вырастает на 3см. Через сколько лет они соединятся?
Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы.
Включение системы содержательно-логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач и специальных заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников. Способствует более осознанному усвоению изучаемого материала на качественно ином, более высоком уровне.
Так, например, отправляясь в путешествие с капитаном Врунгелем на его знаменитой яхте “Беда”, ребятам 3-го класса нужно будет взять с собой знания по природоведению, русскому языку, математике.
Конспект интегрированного урока по математике и природоведению.
Тема урока: Деление на многозначные числа. Загадочный материк – Австралия.
Цели урока:
совершенствовать навыки деления на многозначные числа;
развивать творческое воображение и логическое мышление учащихся;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
– Куда мы отправимся сегодня на уроке, догадайтесь сами. Это самый маленький материк на Земле. Располагается в южной части Восточного полушария и омывается Тихим и Индийским океанами. Большая часть территории занята пустынями. (Австралия.)
– Покажите на карте этот материк.
– Какими видами транспорта можно воспользоваться, чтобы попасть в Австралию?
– Найдите в “Толковом словаре” значение слова “яхта”.
– Какие еще виды водного транспорта вы знаете?
– Покажите на карте водный путь из Москвы в Австралию.
– Воспользуйтесь масштабом, определите расстояние, которое нам предстоит преодолеть.
– В каких единицах измеряются водные расстояния?
– Чему равна одна миля?
– Переведите расстояние до Австралии в мили.
– В путешествии нам необходимы продукты, пресная вода. В сутки человеку необходимо 2 литра воды. Нас 28 человек. Путешествие продлиться 7 дней. Какой запас воды нужно взять с собой в путешествие?
Из Австралии получена шифровка: “1 2 3 4 2 5 6 2 7 5 6 2 7 8”. В ней разные цифры обозначают разные буквы, а одинаковые цифры – одинаковые буквы. Что могло быть написано в шифровке?
а) думай и трудись;
б) гуляй и отдыхай;
в) вперед к победам;
г) мой вопрос прост.
Капитан Врунгель разложил сокровища в три разноцветных сундука, стоящих у стены: в один – драгоценные камни, в другой – золотые монеты, а в третий – магические книги. Он помнит, что
– красный сундук правее, чем драгоценные камни;
– магические книги правее, чем красный сундук.
В каком сундуке лежат магические книги, если зелёный сундук стоит левее, чем синий?
Пока мы с вами решали эти задачи, на горизонте показалась Австралия. Столица Австралии – Канберра. Два крупнейших города – Мельбурн и Сидней. Коренные жители – аборигены, т.е. “древнейшие жители”. Для коренных жителей Австралии – Земля и все живое – растения и животные – священны, так что хрупкое равновесие австралийской природы ничто не нарушает. Можно считать этот материк огромным заповедником. Большинство населяющих его животных не встретишь больше нигде в мире.
В реках обитает двоякодышащая рыба рогозуб, которая дышит как жабрами, так и легкими.
Очень интересен утконос – древнее и таинственное животное. Тело его покрыто мягкой шерстью, роговой клюв похож на утиный. Он откладывает яйца, как ящерица и крокодилы, но вскармливает детенышей молоком, как все млекопитающие. Утконосы живут по берегам рек, хорошо плавают и питаются мелкой рыбёшкой и личинками насекомых.
Когда первые иноземцы достигли берегов Австралии, они увидели интересное животное, прыгающее на двух ногах с сумкой на животе. Иноземцы спросили у местных аборигенов, как называется это животное, местные жители ответили, не понимая вопроса: “кенгуру”. Что в переводе означало – “не понимаем”.
В Австралии живет около 50 видов кенгуру. Один из самых крупных видов – рыжий кенгуру (до 2-х метров в высоту). А родившийся детеныш – 4 см. Определите, во сколько раз детеныш меньше своих родителей?
Для местных жителей капитан Врунгель приготовил задания. А кто из вас справится с ними?
1. За первую минуту человек прошел 90 м, за вторую – 110 м, а за третью – 88 м. С какой средней скоростью он шел?
2. Для спортивной школы купили по одной и той же цене футболки: 15 белых и 20 голубых. За голубые футболки заплатили на 150 руб. больше, чем за белые. Какова цена одной футболки?
3. Чему рана разность 1 дм 2 – 20 см 2 ? 4. Запиши число, которое без остатка делится и на 20, и на 30.
Подходит к концу наше путешествие по Австралии. Нам пора возвращаться домой. Раньше мореплаватели пользовались бутылочной почтой. Кто знает, что это такое?
Капитан Врунгель тоже выловил бутылку с посланием. Что здесь написано, расшифруйте?
ч л а о т у
о и с в и п !
т г с
(Cчастливого пути)
Итог урока.
Оценка деятельности детей.