Цели и задачи урока:
- Формировать умение обозначать буквами геометрические фигуры.
- Познакомить с некоторыми буквами латинского алфавита.
- Закрепить понятие “отрезок натурального ряда чисел”.
- Развивать математическую речь.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Чему учимся на уроке математики?
Всему этому мы продолжим учиться сегодня на уроке математике. И узнаем что-то новое и интересное.
II. Устный счет.
Начнем наш урок с минутки счета.
Игра “Ладушки” (счет до 20 и обратно).
Игра “Догонялки” (один ученик называет любое число до 20, а другой последующее).
Поднимите руки те, кто доволен своим счетом?
Молодцы, ребята, вы отлично посчитали, потому что были внимательными и старались.
III. Минутка чистописания.
А сейчас попрошу вас быть ещё более внимательными, так как надо не только узнать число, о котором буду говорить, но и записать его в тетрадь.
Для этого откройте тетради.
Найдите сегодняшнее число.
Сколько клеточек будем отступать от числа?
Поставьте точку в рабочей клеточке.
Буратино с друзьями пошёл на спектакль. Какое место у Буратино, если его друзья сядут на 1 и 3 место?
Какое число записали? Почему?
У Мальвины место слева от Буратино. На каком месте сидит Мальвина?
Какое число записали? Почему?
А папа Карло сидит справа от Буратино. На каком месте сидит папа Карло?
Какое число записали? Почему?
Вы записали числа с помощью цифр 2, 1, 3. При письме цифр, о чем Вы помнили? (Правильное написание цифр, цифра должна занимать правую половинку клетки).
Если каждый из Вас помнил об этом, значит, цифры у Вас получились такие же красивые, как на образцах (образцы цифр на доске).
Взаимопроверка тетрадей.
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и подчеркните самую красивую цифру своего товарища.
А теперь я Вас попрошу через 3 клеточки вправо, запишите эти числа в порядке увеличения (2, 1, 3).
Как записали? Почему так расположили числа? Что получили? (1, 2, 3 - отрезок натурального ряда чисел).
Что значит отрезок натурального ряда чисел?
Физкультминутка.
(Проводит дежурный ученик)
IV. Работа по теме урока.
1. Введение в новую тему.
Ребята, а на доске у меня есть отрезок натурального ряда чисел? (Да)/
Скажите, пожалуйста, а числа существуют сами по себе? (Нет, они обозначают геометрические фигуры).
А вы узнали эти геометрические фигуры?
Покажите, какую геометрическую фигуру вы узнали, докажите. (Вызванный ученик выходит к доске показывает геометрическую фигуру, которую узнал и дает ей определение).
Скажите, а какая геометрическая фигура познакомила нас с отрезком, лучом, прямой? (Они отвечают - точка).
Ребята, а что позволило вам правильно ответить на этот вопрос? (Сказка, которую Вы нам рассказали на уроке знакомства с этими геометрическими фигурами).
Точке очень понравились эти геометрические фигуры, и она захотела больше узнать о них. Поэтому она пригласила в гости к себе много отрезков, прямых и лучей. (На доске отрезки, лучи и прямые разной длины и разного цвета).
Ребята, у нашей точки возникли трудности при общении с гостями. Когда точка обращается к отрезку, то все отрезки начинают с ней говорить. Когда точка что-то спрашивает у луча, то каждый луч считает, что это говорят с ним. И все лучи начинают говорить.
2. Постановка проблемы.
Ребята, я думаю, что мы можем помочь точке. Давайте все вместе постараемся выделить каким-то образом наши геометрические фигуры, что бы точке было легче общаться и слушать своих гостей. (Дети рассуждают):
выделить каждую геометрическую фигуру своим цветом;
развести по разным комнатам;
пронумеровать;
дать имена.
Вывод: Молодцы, сколько много советов вы предложили точке в общении с её гостями. Но давайте обратимся к ответу “дать имя”, т.е. обозначить геометрическую фигуру.
Почему точке будет удобней обращаться к своим гостям по имени? (Каждый человек имеет свое имя, клички – животные…).
Какие имена мы можем предложить этим геометрическим фигурам?
Можем ли мы их назвать именами людей Маша, Петя и т.д. (Нет, т.к. – это имена людей).
Давайте подумаем, как можно обозначить наши геометрические фигуры?
Дети предлагают свои варианты ответа:
пронумеровать;
обозначить словами;
значками (-, +, =);
буквами, которые мы знаем и т.д. ….
Вывод: Молодцы, можно обозначить геометрические фигуры, так как вы предлагали. Но в математике существует общепринятое обозначение – буквенное. Как нам с Вами предлагал Иван.
3. Постановка цели урока.
Ребята, так чему мы с Вами будем учиться сегодня на уроке? (Обозначать геометрические фигуры).
С помощью чего обозначают геометрические фигуры? (С помощью букв).
4. Первичное закрепление нового материала.
Давайте убедимся, верно ли мы с Вами раскрыли нашу проблему?
Откройте учебник на странице 15 (чтение правила и разбор примеров).
Ребята знакомы ли Вам эти буквы, которыми обозначены эти геометрические фигуры? Ответ может быть двояким:
схожесть с буквами русского алфавита;
различное написание букв и произношение.
Вывод: Буквы, которыми мы будем обозначать геометрические фигуры, являются буквами латинского алфавита. А для простоты работы, нам с Вами надо познакомиться с некоторыми буквами латинского алфавита.
(На доске ученикам представлена часть латинского алфавита, они вместе с учителем обсуждают правописание печатных букв и их чтение)
5. Закрепление.
Коллективная работа учеников.
Давайте сами назовем геометрические фигуры. Для этого будем отгадывать загадки и чертить геометрические фигуры в тетради. Что нам необходимо для выполнения этой работы? (Карандаш, линейка).
Между точками дорожка, прогуляемся немножко. (Два ученика чертят на доске отрезок и называют его, используя буквы латинского алфавита).
Из солнца вышел, прошел между туч, прямой и ровный…. (луч) (два ученика чертят на доске луч и называют его, используя буквы латинского алфавита).
Нет конца и нет начала. Это линия…. (прямая) (два ученика чертят на доске прямую и называют её, используя буквы латинского алфавита)
Вывод: Вы просто молодцы. Вам понравилось называть геометрические фигуры?
Самостоятельная работа.
Ребята, у вас на столах находятся карточки с геометрическими фигурами. Работать вы будете в парах. Пары первого ряда находят среди геометрических фигур только лучи и обозначают их. Пары второго ряда – отрезки, пары третьего ряда - прямые. (Пара, которая выполнила задание, раньше других, получает право выхода к доске с показом своей работы)
6. Оценка своей работы.
Кто считает, что ему все понятно, у него все получилось, нарисуйте на листочках “улыбающегося человечка”.
(Кто из учеников не смог себя оценить, следовательно, тема им понята не полностью, что является сигналом для учителя в планировании дальнейшей работы).
IV. Итог урока.
Ребята, что необходимо предложить точке, чтобы не было шума, каждый гость говорил, когда к нему обращаются, слушал других?
Нужно обозначить, каждую геометрическую фигуру, с помощью букв латинского алфавита.