“Каждый человек должен знать и понимать законы развития биосферы и самостоятельно изменить способ своей индивидуальной жизнедеятельности, соотнося его с этими законами”, – к такому заключению пришли главы государств и правительств 179 стран в Рио-де-Жанейро в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, на которой была принята "модель устойчивого развития мирового сообщества", основанная на положении о необходимости перестройки экологического сознания человечества. Таким образом, экологическое воспитание и просвещение всего населения (и детей, и взрослых) стало приоритетной задачей государств.
Появление целой предметной области и нового учебного предмета в школе обусловило ряд проблем, в том числе методических; среди них актуальной современности проблемой преподавания является создание системы приемов обучения экологии и соответствующей дидактической системы методов обучения.
Ещё И.А. Сикорский подчеркивал, что “умственное развитие ученика в школе существенно зависит от метода и приемов преподавания важнейших предметов”.
Оптимальный результат, считали ученые, достигается при “уравновешении” двух факторов, оказывающих решающее влияние на ход обучения, - личности учителя и метода обучения. Если полагаться только на метод, то возникает угроза превратить обучение в рутину, в механическое следование методическим правилам и приемам; если полагаться только на личность учителя, то ученики могут оказаться подвергнутыми произволу неоправданных экспериментов учителя. Истина лежит посередине. Поэтому, подчеркивали они, необходимо в первую очередь определить теоретические основы методов обучения и найти специфические приемы, отвечающие особенностям того или иного учебного предмета.
Осознавая значимость проблемы разработки такой системы приемов экологического образования, мы хотели бы присоединиться к дискуссии по этой теме и предложить вашему вниманию апробированный в школьном экологическом клубе “Родничок” средней школы №13 Великого Новгорода приём экологического образования, при котором в учебно-воспитательный процесс вовлекаются и взрослые, и дети, и который, исходя из его сущности, мы условно назвали “Дети – взрослым”.
Хотелось бы сразу пояснить, что возник он как одна из форм природоохранной деятельности, рассчитанной на просвещение взрослых.
Дело в том, что, несмотря на то, что наша школа расположена в городе, в школьном экологическом клубе “Родничок” мы организовали природоохранную работу, которая направлена на разъяснение населению принципов и ценностей экологической культуры, эколого-этических правил поведения во взаимодействии с окружающей средой. Эту работу мы ведем потому, что специфика нашей местности заключается в том, что Новгородская область богата лесами и значительная часть городского населения имеет дачные участки за городом, часто выезжает туда и проводит значительный период времени, особенно в теплое время года в непосредственном взаимодействии с окружающей природной средой. Так, например, очень популярны среди населения увлечения рыбной ловлей, сбор лесных ягод и трав, прогулки по лесу. В то же время в последние годы участились случаи возникновения лесных пожаров, причина которых – халатность отдыхающих. Остаются проблемой весенние продажи первоцветов, среди которых встречаются редкие и охраняемые виды, а также декабрьские вырубки хвойных пород в санитарно-защитной зоне и в черте города. Всё это и предопределило характер и содержание нашей природоохранной деятельности.
Социологические исследования разных организаций, в том числе и нашего клуба, определили, что зачастую население наносит ущерб природной среде несознательно, без умысла, в связи с тем, что не знает, “что можно делать в природной среде, а чего делать нельзя”. Таким образом, результаты социологических опросов ярко и убедительно доказали необходимость экологического воспитания и просвещения взрослых. В связи с этим встал вопрос, а как это воспитание и просвещение можно осуществить на практике? Как следствие, возникла форма экологического просвещения населения, которую мы называем прием “Дети – взрослым”.
Состоит этот прием в том, что школьникам в качестве домашнего задания предлагается заняться просветительской деятельностью в рамках природоохранных акций, таких, как, например, операция “Ель”, акция “Первоцветы” и др. При этом учащимся нужно изложить некий блок информации (подготовленный учителем заранее) своим знакомым и друзьям, а также родственникам из числа взрослых и обсудить его с ними. О результатах этой работы учащиеся сообщают в разных формах (анкетирование, список возникших вопросов и затруднений, и т.п.) в зависимости от определяемых учителем целей и задач занятий, возможностей организации и свободного времени.
Надо сказать, что, вообще, когда мы в 1998 году только начинали такого рода деятельность, мы не рассчитывали получить действенных результатов такой формы экологического просвещения и воспитания, так как этому мешали наши разного рода предубеждения. Мы полагали, что дети мало и неохотно общаются с родителями и вообще с родственниками из числа взрослых, что такая форма экологической активности вряд ли будет интересной учащимся и они скорее предпочтут природоохранные рейды, экспедиции и другого рода занятия. Кроме того, мы были убеждены, что и родители, и в целом взрослые неактивно общаются с детьми; социологические исследования убедительно доказывали тот факт, что взрослые маловосприимчивы к новой информации, в целом они представляют зрелые личности и потому любые формы воспитания в этом возрасте малоэффективны.
Тем не менее, мы решили попробовать такую форму работы, так как наш подход к экологическому воспитанию школьников заключается во всестороннем развитии личности и ее экологической культуры, а этого можно достичь только путем включения ее в разнообразные виды деятельности.
И мы убедились на практике, что все наши предубеждения оказались несостоятельными. Школьники охотно и активно участвовали в экологическом просвещении. Более того, завязалась живая дискуссия. Школьники добросовестно изучали блок информации, рассказывали взрослым, обсуждали. В ходе дискуссий со своими друзьями, родителями, знакомыми, в том числе и из числа взрослых, выявлялись новые вопросы по предмету, всё более сложные и содержательные, с которыми школьники приходили на занятия и которые способствовали более глубокому усвоению школьниками знаний, активному процессу рефлексии и интериоризации. Это обусловило существенный педагогический эффект, так как дети действительно стали активными в учебно-воспитательном процессе. Чарльз Бэббидж (математик) сказал: "Заставить человека думать – значит сделать для него значительно больше, чем снабдить его определенным количеством инструкций".
Проблемная ситуация создавалась для учащихся сама собой, не искусственно, а естественным образом, в которой они сами хотели получить дополнительную информацию, разобраться в вопросе.
Кроме того, и взрослые, в свою очередь, активно участвовали в организованном диалоге. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что кроме известного всем существующего издревле процесса воспитания детей взрослыми, есть еще и “обратный” процесс воспитания, когда дети воспитывают взрослых. Хотя и длится он дольше, зато протекает глубже. Осуществляется этот процесс в общении с детьми. При этом независимо от жизненных установок, стремления развития или отсутствие такового, взрослые “принимают во внимание” те новые идеи, ценности, знания, которые несут новые поколения. Более прогрессивные личности усваивают их лучше, менее прогрессивные, не стремящиеся к саморазвитию взрослые – несколько хуже, но, так или иначе, под влиянием длительного воздействия изменение социокультурных установок, мировоззрения, обогащение знаниями взрослых все же происходит, они тоже меняются, вопреки социологическим исследованиям, указывающим на практически полное отсутствие таковой возможности воспитания.
В нашем школьном экологическом клубе мы вели лонгитюдные исследования, которые показали, что за период с 1998 года по 2002 год в нашем районе, где мы вели такую просветительскую деятельность, по сравнению с другими районами города, приблизительно на 45% упали продажи первоцветов, на 35% живой ели, возросли на 10% продажи искусственной елки. При этом объемы продаж ели в городе, в целом, за эти годы выросли, хотя и незначительно (от около 5, 1 тыс. в 1998г. до 5, 3 тыс. штук в 2002г.).
Как уже было сказано, процесс идет интенсивнее в случае систематического обращения к подобной практике просвещения, поэтому мы в работе клуба не стали ограничиваться только природоохранным просвещением и объяснением взрослым, какие травы Новгородской области являются редкими и охраняемыми. Мы вынесли на обсуждение и экологические проблемы, и основные экологические законы, и экологические императивы – всю совокупность информации, которая направлена на системное изложение экологического минимума, знать который должен каждый, чтобы “понимать законы развития биосферы и иметь возможность соотносить свою деятельность с ними”.
В завершение, хотелось бы отметить тот факт, что такая форма просветительской деятельности школьников позволяет фактически, в реальности обеспечить действительно эротематическую (диалогическую) форму обучения как взрослых, так и детей, которая, как доказывают ученые, в отличие от акроаматической (монологической, повествовательной), более эффективна в обучении и развитии учащихся. Использование приёма “Дети –взрослым” позволяет наладить взаимоотношения учащихся с взрослыми, приводит к взаимообогащению, росту интереса детей к предмету, так как они узнают то, чего не знают родители; росту интереса родителей к новому предмету, идет живая дискуссия, активный процесс интериоризации и рефлексии, что хорошо, т.к. чем глубже рефлексия, тем фундаментальнее основание экологической культуры – знания и убеждения и, как результат, тем все более экологически грамотным становится поведение и взрослых, и детей в их взаимоотношениях с окружающей социоприродной средой.