Педагогический фрагмент духовного восхождения

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


Духовное восхождение ребенка начинается тогда, когда он соприкасается с культурными общественными ценностями. Это играет большую роль в развитии его нравственного начала и духовности. В условиях кризиса идеалов современного общества очень важно ориентировать ребенка на восприятие им традиционных для России культурных ценностей: в первую очередь родовых, связанных с особым отношением к старшим, являющимися носителями мудрости, с авторитетом предков и семьи. А это и есть элемент стабильности.

Органическое свойство человека – потребность в узнавании своего прошлого: откуда мы?, кто мы?, почему такие? в чем наши корни? Какую дорогу мы прошли? Эта область интеллектуальной деятельности человека многообразна и состоит из различных направлений. Одним из них является исследовательская работа, успешно используемая мною на уроках истории Отечества в 5-х классах при изучении темы “ Моя родословная” и в 10-х классах - “Российская цивилизация”. Цель этой работы – воспитание гражданина своей страны и хорошего семьянина.

Исследовательская работа учащихся проходит в несколько этапов.

На первом этапе дается объяснение новой темы “Моя родословная” и разъясняется принцип построения родословной (генеалогического дерева).

На втором этапе ученики, выполняя домашнее задание, чертят родословную своей семьи в виде генеалогического древа и обозначают на нем родовые корни и ветви.

На третьем этапе ученики описывают историю своей семьи, связанную с городом Ангарском “Моя семья и город Ангарск”.

На четвертом этапе дети оформляют свои творческие работы в альбомах и рефератах.

На пятом этапе они создают творческие работы: “Мои чувства и мысли о семье и о будущем Ангарска”.

На шестом тапе желающие ребята пишут стихи об Ангарске и рисуют рисунки.

Седьмой этап – это совместная конференция для учеников и родителей.

Восьмой этап – выставка работ в библиотеке.

Новая тема “Моя родословная” вызвала живой интерес у ребят, и у многих возникло желание узнать историю своего рода и построить свою родословную. Ребят особенно поразили следующие исторические факты: в России до 1917 года родословные составлялись в каждой дворянкой семье и генеалогическое древо рода помещали на видном месте, как символ гордости семьи; каждая современная английская семья имеет свою родословную книгу и пополняет её новыми данными.

Как ответная реакция у ребят возник естественный вопрос: “Почему этого у нас нет?”

Так появился один из мотивов дальнейшей работы.

В связи с празднованием 50 – летия города Ангарска в своих работах ребята показали, как пересеклись судьбы членов их семьи с судьбой города: когда они приехали в город, где жили и работали, что строили, какими были люди и город в то время.

В ходе оформления родословных у многих учеников и родителей появилась мыль об использовании фотографий предков, что придало большую наглядность этим работам.

Изучая генеалогическое древо каждой семьи, я была потрясена тем, с какой любовью выполнены работы учащихся. Для меня каждое исследование – это заочное знакомство с семьями ребят, это проникновение в их атмосферу и взаимоотношения. Таким образом, возник один из педагогических приемов изучения семьи ребёнка.

А творческие работы о семье и родном городе в будущем – это глубокое переосмысление проделанной работы, это осмысление своего “Я” и иное отношение к своей семье. Примером этого является глубокое размышление детей, их мысли и чувства:

– “Я поняла, как важно знать историю своей семьи и рода”;
– “Бабушка рассказывала и плакала”;
– “Мой дед был строгим человеком, но нас любил!”;
– “Я люблю свою семью”;
– “Я рада, что мой дед строил наш город!”;
– “Я хочу быть хорошим человеком и хирургом”;
– “Мне было интересно искать фотографии и расспрашивать родителей”;
– “Учительница научила нас интересной и полезной истории”;
– “Я буду любить свих родителей и в старости куплю им домик в горах”;
– “Я хочу, что бы у меня была моя семья!”;
– “Город наш будет красивым, и никто в нем не будет ругаться и наркоманить”;
– “У меня были чувства великие!”;
– “Маме и папе было интересно, как и нам”;
– “Составляя свою родословную, я особенно думала о маме, которой нет уже пять лет, и о родном брате, который служит в армии”.

На совместной конференции для учеников 5-х и 10 –х классов и их родителей желающие представляли творческие работы, рассказывали о своих семьях. Именно здесь произошло гармоничное сближение родственных душ – детей и родителей, что было видно по особенному блеску их глаз. Участники этой встречи показывали рисунки, посвященные Ангарску, и читали свои стихи.

Вот одно из них:

“Мой Ангарск, моя Отчизна,
Cвятой землёй живи всегда.
Живи всегда светло и чисто,
Любимый город мой Ангарск.
Люблю проспекты, освещенья,
Твои красивые дома
Что сделал люд, трудом и верой,
Пусть будет сделан на века.
А наша площадь удивленье
Приносит всем людским глазам
И едут к нам чины и гости,
В Сибирский сказочный Ангарск”.

Оформленную в библиотеке выставку “Моя семья и мой город Ангарск” посетили все ученики школы. Почетными посетителями выставки стали участники областной конференции по гуманной педагогики Ш. Амонашвили, проходившей в нашей школе.

Обзор выставки сделали ребята, участвовавшие в этом творческом исследовании.

Эти же ребята выступили на городской исторической конференции по индивидуальной защите рефератов и были награждены дипломами, а ученица 10–го класса Макарычева Оля заняла 2-ое место.

Детские работы были использованы независимой телестудией Ангарска (НТА), готовившей фильм об Ангарске.

В этот огромный творческий процесс естественным образом включились сначала учитель и ученики, затем родители и близкие родственники. Желание творить и исследовать низменно привело меня к тому, что я составляла свою родословную.

Это дало мне ощущение духовного и нравственного обогащения.

Вот пример того, как происходит совместное духовное восхождение учителя и ученика.

Время показало результативность и значимость проделанной работы. Итогом её стало духовное восхождение, единение учеников, родителей, учителя, осмысление собственного “Я”, развитие самосознания и самооценки, возникновение чувства причастности к истории своей страны, гордости за свой род, семью и фамилию.

История семейной фотографии

Поисково-творческая работа учащихся 7-х классов в рамках внеурочной работы

по теме “История семейной фотографии”.

Цель: Показать ценность семьи, являющейся основой духовной жизни человека.

Задачи:

  1. Вызвать уважение к своей семье.
  2. Развить навыки поисковой деятельности у учащихся.
  3. Научить работать с дополнительной литературой.
  4. Подготовить к выступлению на конференции по итогам своих работ.

Основные этапы поисково-творческой работы учащихся:

  1. Учащиеся из дополнительных источников узнают, какой была семья в прежние времена.
  2. Подбирают афоризмы и пословицы о семье.
  3. Вместе с родителями и другими членами семьи подбирают самые дорогие для сердца и памяти фотографии своих близких: бабушек, дедушек, родителей.
  4. Узнают, когда и где был сделан этот фотоснимок, какие события проходили в данное время, чем дорога эта фотография, каким был человек на снимке, почему он так дорог вашей семье.
  5. Собранный материал ученики оформляют в форме реферата.
  6. Готовят свои выступления на конференции.

Конференция проводится в специально оформленном кабинете, на доске афоризмы и пословицы о семье, организована выставка книг о семье, звучат классические произведения. Юные фотокорреспонденты фотографируют выступающих ребят.

Всего выступили 22 учащихся, а итоги подводились по номинациям:

  1. Исторический аспект семейной фотографии.
  2. Семья – исток прекрасного.
  3. Семейный юмор.
  4. Семейный отдых.
  5. Своя фотография.

Победители в номинациях были отмечены благодарственными письмами!