Цель мероприятия: привитие любви к родному языку как культурному достоянию нации, развитие языковой культуры школьников, воспитание бережного, вдумчивого отношения к речи.
Оборудование: выставка словарей различных типов, глобус.
Ведущий: – Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну “Чистых слов”. Где же нам ее найти? На каком материке? (учащиеся ищут страну на глобусе)
Что же это за страна?
Учащиеся: – Это страна, где люди говорят красиво, правильно, четко и точно излагают свои мысли.
Ведущий: – Ребята, я знаю, кто может нам помочь найти страну “Чистых слов”.
Страна эта находится рядом с нами. Стоит только с полки снять книгу, и мы окажемся там. А правит этой страной государь “Толковый словарь”.
(Входит Словарь).
Звучит грамзапись классической музыки.
1 учащийся:
– В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
2 учащийся:
– Правит ими государь,
По прозванию Словарь!
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю.
Ведущий:
– Уважаемый Словарь, помогите нам попасть в страну “Чистых слов”.
Словарь:
– Хорошо! В страну “Чистых слов” может попасть любой человек, который любит свой родной язык и выполняет правила.
1 учащийся:
– Любите свой родной язык!
2 учащийся:
– Не засоряйте язык словами-сорняками!
1 учащийся:
– Не засоряйте язык кличками!
2 учащийся:
– Красиво и точно излагайте свои мысли!
Словарь:
– Задумывались ли вы, ребята, над тем, какое значение имеет родной язык в жизни человека? Послушайте, что писал Г. Тукай о родном языке.
1-2 учащийся:
– Родной язык – святой язык,
Отца и матери язык.
Как ты прекрасен!
Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Ведущий:
– На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России. Послушайте стихотворение о русском языке.
3 учащийся:
– На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
4 учащийся:
– Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю
Уж целых 10 лет.
5 учащийся:
– Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
6 учащийся:
– Суворов
одобрял солдат
На русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!
Ведущий:
– Наряду с русским языком, мы с вами должны знать и татарский язык, т.к. мы с вами живем в Татарстане.
(Стихи на родном языке)
Ведущий:
– Ребята, а что для вас значит любить свой язык?
Словарь:
– Правильно, это значит изучать язык, стремиться говорить чистым правильным, литературным языком. Следить постоянно за своей речью и речью других.
Учащийся:
– Многие люди так безжалостно портят наш язык, бездушно искажают, уродуют его словами-сорняками, вульгаризмами, т.е. грубыми просторечными словами, американизмами.
Когда мы употребляем грубые вульгарные, нецензурные слова, тем самым мы выражаем неуважение к другим людям.
Словарь:
– Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из школы, и появляются ненужные слова и даже грубые выражения. Послушайте!
Вася:
– Ну, ты олимпиаду смотрел? Ну им классно всыпали, понимаешь наши, значит; этим самым мировецки вкатили, вмазали шайбу, колоссально, понимаешь!
Витя:
– Ага! Ну, а я фильмец смотрел. Люкс! Понимаешь, так здорово, что не могу... Сначала он так, потом убегает, а потом так... О'кей! Ну, понимаешь, одним словом здорово! О'кей!
Ведущий:
– Ребята, вы что-нибудь поняли из того, что они рассказали? Я ни слова! А вы, уважаемый словарь?
Словарь:
– Русский язык так богат и красив, зачем же говорить на каждом шагу “о'кей!”, если есть прекрасное русское слово “хорошо”.
Ведущий:
– Очень печально, когда в разговоре ребята не находят нужных, красивых, русских слов.
Словарь:
– Как часто ребята дают одноклассникам прозвища, которых многие стесняются и этими кличками засоряют наш язык.
Послушайте стихотворение Агния Барто “Тупица”.
“Мальчишка круглолицый
Хитро прищурил глаз.
– Слыхали, я тупица,
Тупица я у нас!
А если я тупица,
Что в школу торопиться?
Шестьсот гусей на 30
Помножить я не мог.
“Петров, не будь тупицей”, -
Сказал мне педагог.
Все стали веселиться:
“Тупица он, тупица!”
Прилипло, словно пластырь,
Ко мне это словцо!
“Привет, тупица, здравствуй!” –
Мне все кричат в лицо.
Смеются все: тупица!
А матери не спится...
Во двор бы приходила –
Нет, там я не тупой,
Я первый заводила,
И все за мной толпой.
А в школе я – тупица.
Ну что ж, мне утопиться?
Нет, я не унываю,
Я прицеплюсь к трамваю
И еду, напевая.
Тот мямля, тот тупица,
А этот бестолков.
Нельзя ли обходиться,
Друзья, без ярлыков?”
Учащийся:
– А вам, ребята, нравится, когда одноклассники дают вам клички?
– Давайте сделаем наш язык чище, и будем обходиться без прозвищ и кличек!
– Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли. Может быть, научитесь писать стихи и сказки.
– Послушайте стихотворение ученицы 5 класса Зименой Яны из г.Железногорска, которое называется “Люблю тебя, русский язык!”.
1 учащийся:
– Люблю тебя, русский язык!
В нем столько добра и силы,
В нем слышится русский ямщик,
В нем слышится голос России.
2 учащийся:
– Люблю тебя,
русский язык!
Великое русское слово!
В нем вижу я Пушкина лик,
В нем вижу я лик Толстого.
3 учащийся:
– Люблю тебя, русский язык!
Язык пониманья и мира:
На нем говорят и якут и калмык,
И те, кто живет на Памире.
4 учащийся:
– За то, что красив
и могуч,
За то, что как солнце, велик,
За слово, как солнечный луч,
Все:
– Люблю тебя, русский язык!
Учащийся:
– Какие красивые слова!
Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир.
Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце.
А человек с добрым сердцем – это настоящее сокровище.
Так будьте всегда добры!
1 учащийся:
– Как много добрых слов на
Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.
2 учащийся:
– И пусть из чистых уст на
голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!
3 учащийся:
– Изгоним же, друзья, из нашей
с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше
Все:
– Чистоты!
4 учащийся:
– Чистое слово,
Чистое дело,
Чистое сердце
Радостно, смело
Провозглашаем мы на планете
Чтоб были счастливы люди на свете.
Ведущий: – Уважаемый, Словарь, нам пора прощаться!
Словарь: – Заканчивается наше путешествие по стране “Чистых слов”, но я думаю, что в эту страну вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной и доброй! Идите по жизни только Дорогою добра! (Песня “Дорога Добра”).
Учащиеся: – До свидания, Словарь! До новых встреч! А вы, ребята, не забывайте дорогу в страну “Чистых слов”.