Переход из младшей школы в среднюю- интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. Наличие указанных тенденций, серьезность данной проблемы, а также выход статьи М. Битяновой о психолого –педагогическом сопровождении школьников на этапе перехода из начального звена в среднее[5], подтолкнули нас серьезно отнестись к этой проблеме и начать работу в данном направлении. С 2001 и по настоящее время тема психолого-педагогического сопровождения в период их адаптации является одной из основных. Есть определенные результаты и наработки, с которыми хотелось бы поделиться.
Цель работы: Психолого-педагогическая поддержка в период адаптации в новой социально-педагогической ситуации и оказание помощи пятиклассникам. не приспособившимся к этой ситуации.
Задачи:
- создание условий для успешной адаптации детей в средней школе( формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).
- повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, обгнию.
- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.
Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:
- Организационная работа( проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
- Психологическая диагностика.
- Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.
- Профилактическая работа.
- Коррекционно-развивающая работа
- Аналитическая работа.
Организационная деятельность.
Ежегодно с данной проблемой мы проводим ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся. Знакомим их с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах, знакомим их с основными задачами и трудностями первичной адаптации. тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.[4]
Например, для учителей будущих пятых классов проводятся семинары по следующим темам: “Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе”, “Возрастные психологические особенности пятиклассников”, “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года”, “ Психологические игры и упражнения”
Педагоги предметники, классные руководители которые будут работать с учащимися пятых классов посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Они соотносят свою программу с программой выпускного класса по определенному учебному предмету, обозначают несовпадения в требованиях программ. Проводят пробные уроки. Составляют план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдают за детьми. Оказывают помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации.[5].
Со стороны родителей необходимо получить согласие на проведение тренинговых и коррекционных занятий с их детьми. Мы знакомим их с проблемами “особых” детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных). Говорим о возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку.
Психологическая диагностика.
Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно- образного мышления учащихся, их самооценка, свойства нервной системы, уровень школьной мотивации и тревожности, т.е. определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста.
Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, умственного развития учащихся, их самооценки и ведущей репрезентативной системы. Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом и в пятом классах, сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям. Например, если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:
- проконсультироваться у психолога, невропатолога.
- не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.
- скорректировать свои требования с требованиями школы и учителем.
- повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.
- обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.
- развивать произвольность и умение развивать свое поведение .
Консультативная работа.
Работа с педагогами чаще всего проводится в виде групповых консультаций на семинарах. Тематика семинаров была обозначена в разделе “Организационная работа”.
Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе[4].Здесь мы говоримо том, какую помощь в адаптации смогут оказать своим детям родители. Знакомим их с играми и упражнениями из “Семейной игротеки”, которые они могут выполнять вместе со своими детьми, а также с программой действий для родителей, желающих помочь своему ребенку освоить новую ступень школьной жизни; с требованиями к уровню подготовки учащихся по основным учебным предметам; с нормативно-правовой документацией, регламентирующей права и обязанности родителей [2],с психогигиеническими требованиями к рабочему месту ребенка и отрабатываются режимные моменты.
Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Например, занятия по следующим темам: “Учимся планировать”, “Ошибки в организации своего времени”, “Как готовить домашнее задание?”, “Как преодолевать неуверенность в себе?”, “Умеешь ли ты общаться?- урок самопознания”, “Как общаться с учителем?”[2].
Профилактическая работа .
Осуществляемая психологом, она направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий [4] или цикла развивающих занятий.
Посещение уроков, наблюдение за детьми осуществляется, когда они являются еще выпускниками начальной школы. В это же время проводится первый этап диагностической работы и развивающая психологическая игра “Дорога в пятый класс”[6].
Коррекционно-развивающая работа.
Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции [10]. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.
Аналитическая работа.
Направлена на осмысление проводимой системы психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками). Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно- воспитательный процесс в данных классах.
Приведу результаты диагностики психологического состояния пятиклассников, полученные с помощью теста школьной тревожности Филипса. Тест не только позволяет изучать выраженность и причины школьной тревожности, но и помогает ребенку осознать свое излишнее волнение и беспокойство на уроках, во время проводимых контрольных работ, страх при общении с определенным учителем, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. На основе осознанного желания ребенка работать с подобными проблемами организуется групповая или индивидуальная работа.[4]. Анализируя результаты трехлетних наблюдений можно сказать, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены (всего опрошено 241пятиклассник, из них 36% имеют повышенный уровень тревожности). Получается, что в среднем, не более 64% учащихся имеют нормальные значения по этому показателю. Если рассматривать показатели тревожности по отдельным ее видам, то можно заметить, что наиболее высоки показатели по 4,5,6 факторам: страх самовыражения, оценивания и страх несоответствовать ожиданиям окружающих. Это видно на диаграмме рис.1. Из диаграммы видно, что с каждым последующим годом показатели всех факторов тревожности уменьшаются и в 2003 году ни один показатель не превышает допустимые пределы(50%). Вероятно такое снижение тревожности детей связано с началом нашей совместной психолого- педагогической работ в этом направлении. Это лишь средние результаты (см. рис.1.)
Если сравнивать показатели уровня тревожности у ребят, когда они были в 4 классе и когда они пришли в 5 класс (рис.2.), то можно сказать следующее: общая тревожность, переживание социального стресса, страх самовыражения и оценивания знаний в 5 классе стали ниже, чем в 4 классе. Однако остальные виды: потребность достижения успеха, страх несоответствовать мнениям окружающих, физиологическое сопротивление стрессу и страхи в отношении с учителем пусть не значительно, но увеличились.
Из этого следует, что некоторые дети все же оказываются в неблагоприятных психологических условиях для развития потребностей в достижении успехов и психологам и педагогам желательно чаще создавать такие условия, ситуации, которые вызывают положительные эмоции у детей и желание достичь высокого результата. Кроме этого ребята испытывают страх несоответствовать ожиданиям окружающих, оценка другими их поступков, мыслей очень значима для них. Зачастую, ожидания взрослых оказываются для детей невыполнимыми. Многие из детей обладают такой психофизиологической организацией, которая снижает их приспособляемость к стрессовым ситуациям. В этом случае мы более подробно изучаем психофизиологические стороны и в процессе обучения стараемся их учитывать, используя личностно- ориентированные методы. Кроме этого проводится коррекционная работа, часть которой выполняют родители. Что касается страхов в отношениях с учителями, которые снижают успешность обучения ребенка, то следует сказать, что необходимо на всех уроках создавать эмоционально привлекательный фон обучения, благоприятные условия для успеха школьников, повышать их веру в себя и позитивного самовосприятия; поддерживать инициативу в учебной работе, строить правильное общение с детьми, использовать только положительные эмоции. Об этом мы говорим на педагогических советах школы, рассматривающих вопросы адаптации пятиклассников. Кроме этого тема создания эмоционально привлекательного фона обучения была раскрыта на августовской конференции учителей 2003 года. Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют правильного поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения. Но с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся[4].Именно поэтому в нашей совместной психолого-педагогической деятельности уделяется внимание формированию навыков осознания требований учителя. Т.е. учителями согласовываются и вырабатываются единые требования или правила как дисциплинарного, так и учебного характера. Особое внимание уделяется формированию навыков уверенного поведения, оценивания собственных возможностей и способностей. т.к. рассмотренные нами виды тревожности напрямую связаны с самооценкой ребят и от того, в какие условия мы их ставим во время проверки знаний, что им говорим и с какими эмоциями.
Поэтому кроме диагностики уровня тревожности обследовались еще уровни школьной мотивации, самооценки и типа восприятия учащихся. Многолетние наблюдения и анализ результатов обследования доказывают,что школьная мотивация при переходе детей из начальной школы в среднюю значительно снижается. Это происходит в связи с теми же причинами, которые связаны с новой социальной средой обучения.Относительно самооценки учащихся можно сказать, что она становится более адекватной.Ребята начинают более реально подходить к оцениванию своих возможностей. способностей, своих личных качеств. В этом году среди пятиклассников не оказалось ребят с низкой самооценкой, что свидетельствует о благополучном развитии их личности. Кроме этого для более эффективного взаимодействия с детьми важно еще учитывать и типы их восприятия, как при объяснении нового материала, так и при общении с ними. При общении с визуалами нужно использовать слова, связанные со зрительным восприятием: “вижу”, “рисую”, “наблюдаю”, шире использовать наглядности.[2].По результатам диагностики детей-визуалов среди пятиклассников 25%. В работе с аудиалами используются слова, ориентированные на слуховую модальность: “звучит”, “гремит”, “трещит”. Таких ребят у нас 20%. Кинестетики ориентированы на моторный, двигательный стиль общения. Главным средством их языкового общения являются органы осязания, поэтому ими лучше воспринимаются слова: “чувствую”, “ощущаю”, “свободно”, “скованно” и т.д. Их тоже 20 %. Небольшой процент приходится на долю детей со смешанными типами восприятия.
Эту информацию получают классные руководители и учителя предметники, работающие в 5 классах, а так же родители учащихся, т.к. их большинство очень мало времени уделяют своим детям. А если ребенок кинестет, то он просто нуждается в постоянном тактильном контакте. На основе полученной информации учителя выбирают конкретные приемы подачи учебного материала и пути взаимодействия с детьми, обладающими разными типами восприятия.
В общем, наша работа строится исходя из того, с каким уровнем приходят дети из начальной школы в среднюю. Эту работу мы продолжим, и основываясь на результатах, будим строить , планировать психолого- педагогическую деятельность.
После окончания психологической работы в 5 классе в течении двух последующих лет обучения школьники не включаются в планы массовой диагностики. Основными формами работы в 6 и 7 классах являются: работа по запросу, коррекционно- развивающая, просветительская работа с классами и параллелями.
Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Таким образом осуществляется психолого- педагогическое сопровождение естественного развития учащихся.