Использование блочно-модульной технологии в обучении географии

Разделы: География


В 10 классе я работаю по блочно- модульной технологии уже 5-й год. Использование различных методов обучения расширяет возможности включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, блочно–модульное обучение предполагает объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме.

При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

    1. Четкая организация всего учебного процесса;
    2. Постановка целей и задач обучения для всего блока темы;
    3. Сочетание словесных и наглядных методов, и в том числе использование опорных конспектов, схем-конспектов/;
    4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах;
    5. Комбинированный способ контроля: письменный, устное изложение, взаимоконтроль.

Эта идея дает возможность значительно увеличить объем изучаемого материала за определенное время, выделить ведущую мысль и довести ее до учащихся. В программах географии можно выделить блоки тем по 8–10 часов и представить в них несколько модули обучения.

1 модуль – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий /лекция учителя/;
2 модуль – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации /карта, учебник, дидактический материал, справочники и т.д./ прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе проводятся уроки – практикумы, конференции, путешествия.
3 модуль – повторение и обобщение материала темы.
4 модуль – контроль знаний учащихся по всей теме.

Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех в месте дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов. Повышает емкость уроков, обеспечивает многообразие видов учебной деятельности. Повышает качество знаний, уменьшает опеку учителя над учащимися. В учебнике 10 класса В.П. Максаковского, представлены ориентировочные план – схемы изучение нового материала. Они отражают логику изучения содержания, показывают соотношения и соподчинение отдельных понятий и могут быть использованы на занятиях при вводе информации (лекции). Дифференцированное задание после изучения темы и методические ключи хорошо применять для организации самостоятельных работ с источниками информации.

Работая по этой технологии, я убедилась в том, что познавательный интерес у ребят повышается, многие работают творчески: учащиеся составляют различные кроссворды, активно принимают участие в диспутах, семинарах. Учащиеся на уроках учатся работать в группах, овладевают навыками работы на лекциях и семинарских занятиях. Это позволяет им подготовиться к учебе в ВУЗах. Большое внимание уделяется охране здоровья ребят - смена видов деятельности, малый объем домашнего задания.

Перед вами один спаренный урок составленный по этой технологии который идет 80–90 мин.

Урок: Сельское хозяйство мира.

Цели: Дать знания о географии отраслей сельского хозяйства мира. Выявить главные сельскохозяйственные районы мира. Установить роль сельскохозяйственного производства в решении задач обеспечения населения земли продовольствием. Продолжить работу по закреплению понятий “природопользование” при изучении вопросов сельского хозяйства и окружающей среды. Расширить навыки в работе со статистическим материалам, по анализу карт, отражающих явления сельскохозяйственного производства. Развивать умение работать с книгой, обобщать информацию и делать выводы.

Задачи:

    1. Дать характеристику С/Х мира. Выделить место С/Х в мировом хозяйстве материального производства.
    2. Раскрыть основные понятия “Зеленая революция”, товарное и потребительское сельское хозяйство, агробизнес.
    3. Установить зональные особенности в специализации растениеводства и животноводства.
    4. Анализируя карты, выявить природно-ресурсные факторы, влияющие на с/х производство, рыболовство.
    5. Глобальные проблемы: “география голода”, сельское хозяйство и окружающая среда.

Средства обучения:

Физическая и сельскохозяйственная карты мира, атласы для 10 класса, таблицы и картограммы, тесты, контурные карты.

Опорные знания и умения:

Размещение природных зон на материках. Природные богатства и виды хозяйственной деятельности в океане. Происхождение культурных растений. Структура сельского хозяйства России и основные черты географии важнейших с/х районов страны.

Литература:

В.П. Максаковский “Экономическая география мира”, 10 класс (2002 г.)
А.П. Кузнецов “Страны, хозяйство, люди”.
Ю.Н. Гладкий “Экономическая и социальная география мира”, 10 класс.

Ход урока:

1. Организация учащихся на уроке

2. Лекция.

Содержание: Сельское хозяйство – ведущая отрасль материального производства, география мирового сельского хозяйства, понятие о “зеленой революции”, Основные черты размещения растениеводства, животноводства, география рыболовства. Крупнейшие сельскохозяйственные районы, сельское хозяйство и окружающая среда.

Ребятам раздается схема-конспект лекции. Учащиеся к некоторым разделам лекции подготовили сообщения по темам: "Продовольственная проблема мира", "Птицеводство" и "Шелководство".

Сельское хозяйство мира

3. Самопогружение: Далее идет самостоятельная работа с учебником, в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы:

  1. По поголовью КРС на первом месте находится Индия. Однако страна не выделяется объемами производства мяса. Почему?
  2. Что представляет собой аграрные отношения? Почему в развивающихся странах они отличаются большой пестротой, чем в высоко развитых?
  3. Сравните агропромышленные комплексы высокоразвитых стран мира и развивающихся. В чем их коренное различие?
  4. Какая связь существует между географией религий и размещением отдельных отраслей животноводства..

4. Практическая работа:

“Мировое сельское хозяйство и его особенности”

Цель работы: Формирование знаний о мировом сельском хозяйстве, растениеводстве, животноводстве на основе материалов учебника и статистических материалов.

Ход работы:

1-е Задание

1-му варианту стр. 135 задание 11.
2-му варианту стр. 135 задание 12.

2-е задание: Нанесите на контурную карту ареалы возделывания риса, кукурузы, пшеницы.

Применение на уроке физкультминутки.

5. Актуализация знаний по блоку:

1. Учащиеся отвечают на вопросы самопогружения (Устно);

2. Применение индивидуальных заданий по карточкам:

  • Каковы основные черты размещения зерновых культур?
  • Какие из перечисленных стран являются важнейшими экспортерами пшеницы: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия?
  • По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже страны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?

3. Тестирование: Каждому ученику раздаются вопросы, на которые он отвечает письменно.

Тесты для итогового контроля:

1 вариант

1.Распределите зерновые культуры по мере уменьшение их мирового производства:

1) рис, 2) пшеница, 3) Кукуруза.

img1.jpg (86841 bytes)

2. Агробизнес – это :

1) агропромышленный комплекс, производящий сельскохозяйственную продукцию;
2) переобработка сельскохозяйственной продукции;
3) производство сельскохозяйственной продукции ,её переобработка , хранение , перевозка, сбыт, а также выпуск техники и удобрений;

3. " Зелёная революция"состоит:

1) Выведение новых скороспелых сортов и искусственного орошения;
2) Широкое применение современной техники, удобрений, химикатов;
3) Состоит из всех этих компонентов;

4. Структура мирового валового сбора пшеницы составляет

  1. 28%
  2. 7%
  3. 25%

5. Основным производителем кукурузы является:

  1. Зарубежная Азия
  2. Северная Америка
  3. Австралия.

6. К масленичным культурам относятся:

  1. Пшеница, рожь, соя.
  2. Соя, арахис, олива.
  3. Сахарная свекла, тростник.

7. Непродовольственные культуры это:

  1. Клубнеплодные.
  2. Тонизирующие.
  3. Волокнистые.

8. Наиболее ведущая отрасль животноводства – это…

1) овцеводство
2) свиноводство
3) КРС

9. Родина кофе – это

1) Бразилия
2) Африка
3) Зап. Европа

10. Первое место в мире по сбору винограда принадлежит

1) Италии
2) Бразилии
3) Японии

2 вариант

1. Распределите зерновые культуры по мере возрастания их мирового производства:

1) рис,
2) пшеница,
3) кукуруза.

2. Установите соответствие: животные страны – лидеры в мировом поголовье

1) КРС а.Россия
2) свиньи б.Австралия
3) овцы в. Китай
г. Индия

3. Потребительское с/х это:

1)интенсивное земледелие с плодосеменными севооборотами; интенсивное животноводство с заготовкой кормов;
2)отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охота и рыболовство.

4. “ Зеленая революция” это:

1) преобразование с/х на основе современной агротехники;
2) одна из отраслей НТР

5. Структура мирового валового сбора риса составляет:

1) 7%
2) 26%
3) 10%

6. Основным производителем риса является:

1) Латинская Америка
2) СНГ
3) Зарубежная Азия

7. К тонизирующим культурам относятся:

1) Соя, арахис, олива.
2) Сахарная свекла, тростник.
3) Чай, кофе, какао.

8. Непродовольственные культуры это:

1) клубнеплодные
2) сахароносные
3) натуральный каучук

9. Родиной чая является:

1) Япония
2) Россия
3) Китай

10. Первое место по сбору мандаринов принадлежит:

1) Японии
2) России
3) ЮАР

6. Домашнее задание: читать текст на стр. 109 –118.