В 10 классе я работаю по блочно- модульной технологии уже 5-й год. Использование различных методов обучения расширяет возможности включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, блочно–модульное обучение предполагает объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
- Четкая организация всего учебного процесса;
- Постановка целей и задач обучения для всего блока темы;
- Сочетание словесных и наглядных методов, и в том числе использование опорных конспектов, схем-конспектов/;
- Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах;
- Комбинированный способ контроля: письменный, устное изложение, взаимоконтроль.
Эта идея дает возможность значительно увеличить объем изучаемого материала за определенное время, выделить ведущую мысль и довести ее до учащихся. В программах географии можно выделить блоки тем по 8–10 часов и представить в них несколько модули обучения.
1 модуль – устное изложение учителем
основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий
/лекция учителя/;
2 модуль – самостоятельные и практические
работы. Ученики по заданиям и под руководством
учителя работают с различными источниками
информации /карта, учебник, дидактический
материал, справочники и т.д./ прорабатывают
материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы.
На этом этапе проводятся уроки – практикумы,
конференции, путешествия.
3 модуль – повторение и обобщение материала темы.
4 модуль – контроль знаний учащихся по всей теме.
Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех в месте дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов. Повышает емкость уроков, обеспечивает многообразие видов учебной деятельности. Повышает качество знаний, уменьшает опеку учителя над учащимися. В учебнике 10 класса В.П. Максаковского, представлены ориентировочные план – схемы изучение нового материала. Они отражают логику изучения содержания, показывают соотношения и соподчинение отдельных понятий и могут быть использованы на занятиях при вводе информации (лекции). Дифференцированное задание после изучения темы и методические ключи хорошо применять для организации самостоятельных работ с источниками информации.
Работая по этой технологии, я убедилась в том, что познавательный интерес у ребят повышается, многие работают творчески: учащиеся составляют различные кроссворды, активно принимают участие в диспутах, семинарах. Учащиеся на уроках учатся работать в группах, овладевают навыками работы на лекциях и семинарских занятиях. Это позволяет им подготовиться к учебе в ВУЗах. Большое внимание уделяется охране здоровья ребят - смена видов деятельности, малый объем домашнего задания.
Перед вами один спаренный урок составленный по этой технологии который идет 80–90 мин.
Урок: Сельское хозяйство мира.
Цели: Дать знания о географии отраслей сельского хозяйства мира. Выявить главные сельскохозяйственные районы мира. Установить роль сельскохозяйственного производства в решении задач обеспечения населения земли продовольствием. Продолжить работу по закреплению понятий “природопользование” при изучении вопросов сельского хозяйства и окружающей среды. Расширить навыки в работе со статистическим материалам, по анализу карт, отражающих явления сельскохозяйственного производства. Развивать умение работать с книгой, обобщать информацию и делать выводы.
Задачи:
- Дать характеристику С/Х мира. Выделить место С/Х в мировом хозяйстве материального производства.
- Раскрыть основные понятия “Зеленая революция”, товарное и потребительское сельское хозяйство, агробизнес.
- Установить зональные особенности в специализации растениеводства и животноводства.
- Анализируя карты, выявить природно-ресурсные факторы, влияющие на с/х производство, рыболовство.
- Глобальные проблемы: “география голода”, сельское хозяйство и окружающая среда.
Средства обучения:
Физическая и сельскохозяйственная карты мира, атласы для 10 класса, таблицы и картограммы, тесты, контурные карты.
Опорные знания и умения:
Размещение природных зон на материках. Природные богатства и виды хозяйственной деятельности в океане. Происхождение культурных растений. Структура сельского хозяйства России и основные черты географии важнейших с/х районов страны.
Литература:
В.П. Максаковский “Экономическая география мира”, 10 класс (2002 г.)
А.П. Кузнецов “Страны, хозяйство, люди”.
Ю.Н. Гладкий “Экономическая и социальная география мира”, 10 класс.Ход урока:
1. Организация учащихся на уроке
2. Лекция.
Содержание: Сельское хозяйство – ведущая отрасль материального производства, география мирового сельского хозяйства, понятие о “зеленой революции”, Основные черты размещения растениеводства, животноводства, география рыболовства. Крупнейшие сельскохозяйственные районы, сельское хозяйство и окружающая среда.
Ребятам раздается схема-конспект лекции. Учащиеся к некоторым разделам лекции подготовили сообщения по темам: "Продовольственная проблема мира", "Птицеводство" и "Шелководство".
Сельское хозяйство мира
3. Самопогружение: Далее идет самостоятельная работа с учебником, в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы:
- По поголовью КРС на первом месте находится Индия. Однако страна не выделяется объемами производства мяса. Почему?
- Что представляет собой аграрные отношения? Почему в развивающихся странах они отличаются большой пестротой, чем в высоко развитых?
- Сравните агропромышленные комплексы высокоразвитых стран мира и развивающихся. В чем их коренное различие?
- Какая связь существует между географией религий и размещением отдельных отраслей животноводства..
4. Практическая работа:
“Мировое сельское хозяйство и его особенности”
Цель работы: Формирование знаний о мировом сельском хозяйстве, растениеводстве, животноводстве на основе материалов учебника и статистических материалов.
Ход работы:
1-е Задание
1-му варианту стр. 135 задание 11.
2-му варианту стр. 135 задание 12.
2-е задание: Нанесите на контурную карту ареалы возделывания риса, кукурузы, пшеницы.
Применение на уроке физкультминутки.
5. Актуализация знаний по блоку:
1. Учащиеся отвечают на вопросы самопогружения (Устно);
2. Применение индивидуальных заданий по карточкам:
- Каковы основные черты размещения зерновых культур?
- Какие из перечисленных стран являются важнейшими экспортерами пшеницы: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия?
- По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже страны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?
3. Тестирование: Каждому ученику раздаются вопросы, на которые он отвечает письменно.
Тесты для итогового контроля:
1 вариант
1.Распределите зерновые культуры по мере уменьшение их мирового производства:
1) рис, 2) пшеница, 3) Кукуруза.
2. Агробизнес – это :
1) агропромышленный комплекс, производящий сельскохозяйственную продукцию;
2) переобработка сельскохозяйственной продукции;
3) производство сельскохозяйственной продукции ,её переобработка , хранение , перевозка, сбыт, а также выпуск техники и удобрений;
3. " Зелёная революция"состоит:
1) Выведение новых скороспелых сортов и искусственного орошения;
2) Широкое применение современной техники, удобрений, химикатов;
3) Состоит из всех этих компонентов;
4. Структура мирового валового сбора пшеницы составляет
- 28%
- 7%
- 25%
5. Основным производителем кукурузы является:
- Зарубежная Азия
- Северная Америка
- Австралия.
6. К масленичным культурам относятся:
- Пшеница, рожь, соя.
- Соя, арахис, олива.
- Сахарная свекла, тростник.
7. Непродовольственные культуры это:
- Клубнеплодные.
- Тонизирующие.
- Волокнистые.
8. Наиболее ведущая отрасль животноводства – это…
1) овцеводство
2) свиноводство
3) КРС
9. Родина кофе – это
1) Бразилия
2) Африка
3) Зап. Европа
10. Первое место в мире по сбору винограда принадлежит
1) Италии
2) Бразилии
3) Японии
2 вариант
1. Распределите зерновые культуры по мере возрастания их мирового производства:
1) рис,
2) пшеница,
3) кукуруза.
2. Установите соответствие: животные страны – лидеры в мировом поголовье
1) КРС | а.Россия |
2) свиньи | б.Австралия |
3) овцы | в. Китай |
г. Индия |
3. Потребительское с/х это:
1)интенсивное земледелие с плодосеменными севооборотами; интенсивное животноводство с заготовкой кормов;
2)отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охота и рыболовство.
4. “ Зеленая революция” это:
1) преобразование с/х на основе современной агротехники;
2) одна из отраслей НТР
5. Структура мирового валового сбора риса составляет:
1) 7%
2) 26%
3) 10%
6. Основным производителем риса является:
1) Латинская Америка
2) СНГ
3) Зарубежная Азия
7. К тонизирующим культурам относятся:
1) Соя, арахис, олива.
2) Сахарная свекла, тростник.
3) Чай, кофе, какао.
8. Непродовольственные культуры это:
1) клубнеплодные
2) сахароносные
3) натуральный каучук
9. Родиной чая является:
1) Япония
2) Россия
3) Китай
10. Первое место по сбору мандаринов принадлежит:
1) Японии
2) России
3) ЮАР
6. Домашнее задание: читать текст на стр. 109 –118.