Когда жили динозавры?

Разделы: Начальная школа


Цели:

1 – пополнить знания учащихся об эпохе динозавров;
2 – выделить отличительные черты в строении зубов травоядных и хищных динозавров;
3 – развивать творческие способности детей: воображение, мышление.

Оборудование: таблицы с изображением лесов Юрского периода, фотографии окаменелостей, игрушечные динозавры и таблицы с их изображением, карта полушарий.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. – Ребята, вы любите тайны и загадки? Сегодня вам предстоит разгадать много тайн и загадок. На уроке мы постараемся заглянуть в тот период жизни Земли, когда ещё не было даже первобытного человека, но в морях существовали странные животные, которых мы называем древние ящеры.

Открывается доска, на которой таблицы с изображением лесов того периода. На доске запись: “Юрский период”.

Посмотрите на доску. Рассмотрите природу, изображенную на таблицах. Что интересного вы заметили?

Ответы детей.

– Молодцы, ребята! Обширные болота, озёра, реки затопили огромные территории. Выросли высокие хвойные деревья и деревья с удивительными листьями, похожими на перья птиц, напоминающие пальмы и гигантские папоротники. Было тепло, влажно, часто шли дожди, а, следовательно, было много растительности.

– А теперь давайте попробуем разгадать первую тайну. Как вы думаете, почему современные люди знают, как выглядели леса много миллионов лет назад?

Ответы детей. На доске запись “раскопки”.

– Ученые проводят раскопки, то есть раскапывают пласт за пластом различные участки земной коры. Ученые читают, разбирают отпечатки, “письмена”. И в своём воображении представляют себе время, которое было очень давно. Я вас просила дома пофантазировать и нарисовать рисунки на тему: “Природа прошлого”.

Молодцы!

Так современные люди узнали о том, что на Земле когда–то жили древние ящеры. Ящеры жили на суше и в воде, и в небе, то есть летающие ящеры.

А вот вам и вторая загадка! Как их называли? А поможет нам разгадать её волшебный цветок. Расставьте цифры в порядке возрастания и прочитайте слово.
Рисунок № 1

– Молодцы! Динозавры – (от греческого слова) сильные, страшные, тяжеловесные ящеры. Но оказалось, что название было не совсем удачным, так как кроме больших великанов были и мелкие динозавры, величиной с лошадь, зайца и даже тушканчика.

Например: 1 Брахиозавр весил столько же, сколько 11 слонов. Самый тяжёлый Ультразавр весит столько же, сколько 26 слонов. А самый маленький Компсогнат ростом с домашнюю кошку. Его длина 60 см.

Показ картин с изображением динозавров. А дети показывают свои рисунки, на которых нарисованы динозавры.

– Конечно, вам интересно узнать: а где жили динозавры? Останки динозавров, их следы и яйца находят в Монголии, Австралии, Южной Америке и Северной Америке, Средней Азии. Ученые палеонтологи очень осторожно, с большим трудом высвобождают кости, скелеты из каменных глыб.

  1. Откройте учебник с.78. Кого мы видим на рисунке?

Ответы детей.

– Мы видим, что динозавры бывают большие и маленькие. Посмотрите на стр. 79.

Что находится в руке человека? Рассмотрите этот зуб. Представьте себе размеры самого динозавра.

Давайте представим, что мы ученые–палеонтологи, и мы нашли этот зуб.

исследование и докажем кому принадлежит этот зуб.

Что вы можете сказать о зубе, какой он формы, что на нем есть?

Ответы детей.

– В верхней части страницы нарисованы 2 динозавра: трицератопс и тираннозавр. Кому из них принадлежит этот зуб? Почему?

Ответы детей.

– Прочитайте вопрос под рисунком.

Ответы детей.

– Молодцы! У динозавров питающихся растениями, травой зубы широкие, плоские,

как наши коренные зубы. А у хищных динозавров – зубы заострены сверху, как наши клыки. И челюсти у них более мощные, так как им приходится жевать твердую, грубую пищу.

Вернемся на страницу 78. Скажите, что могло случиться?

Ответы детей.

– А вот как описали эту историю учёные. В скалистых горах на западе США были обнаружены 2 сцепившихся скелета динозавров: травоядного трицератопса и хищного тираннозавра.

“Была тихая лунная ночь. Воздух был теплым, и тяжёлый запах поднимался от болотистых лугов. Спокойно стояли пальмы и вечнозеленые хвойные деревья. Низко опустив свою трёхрогую голову, по лугу бродил похожий на огромного буйвола трицератопс. Он щипал траву, срывал листья со свесившихся ветвей.

Вдруг сквозь сырой мрак донесся гром. Как темная туча, вышел тираннозавр.

Гигантский скачок – и беспощадные зубы вонзились в затылок трицератопса, длинные когти разодрали ему брюхо. Но трицератопс успел изловчиться и всадить свои рога в тело тираннозавра. Затем судорога прошла по телу рогатого ящера, и он издох. Но и тираннозавр не надолго пережил его: острые рога разорвали ему внутренности. Крепко сцепившись, лежали два врага, и тела обоих начали коченеть”.

Согласитесь картина мрачная. Но и времена тоже были суровые. По закону природы выживал сильнейший.

  1. Итог. Посмотрите на стр. 79. О чем фантазирует Муравьишко?
  • Могло ли быть так на самом деле? Почему?
  • Какие ошибки он допустил?
  • Как узнали люди о том, какими были динозавры?
  • Прочитайте, о чём говорит Мудрая Черепаха?
  • Оказывается, черепахи – одна из древнейших групп рептилий. В древности это было небольшое ящерообразное животное с короткими и очень широкими рёбрами, образующими подобие сплошного щита. Брюшного щита у них не было. Имелись зубы. И за все эти миллионы лет черепахи мало изменились. Они пережили все испытания, которые погубили большинство животных, и в настоящее время процветают так же, как и миллионы лет назад.

Рассматривают рисунки древней черепахи и черепахи, живущей в наше время.

– Молодцы, ребята! А в оставшееся время слепите сами динозавра.