Тема. Слова с непроверяемыми безударными гласными. /Блок “Овощи”/.
Задачи:
1. Познакомить со словами с непроверяемыми безударными гласными. /Блок “Овощи”/.
2. Расширить знания детей об овощах, об их пользе для человеческого организма.
3. Формировать навык грамотного написания слов.
4. Воспитание внимания, интереса к окружающему миру.
Оборудование урока. Словари, тетрадь “Разговор о правильном питании”, иллюстрации овощей.
Ход урока
- Подготовка к восприятию нового
Приходите в агарот
Посмотреть, как все растет.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в [ агарот],
Очень интересно.
Кубик и
Бусинка.
Учитель: Ребята, очевидно, тот, кто писал, не уверен в написании отдельных слов. Поможем узнать. /Дети соглашаются помочь/.
Учитель: Куда обратимся?
Дети: К словарю, чтобы посмотреть этимологическую справку о слове.
Читаем: Огород – участок земли, на котором посажены овощи. Слово “огород” образовалось от “городить” - “место, обнесенное забором”.
Огород огородили,
Чтобы зайцы не ходили,
Чтобы куры не клевали
То, что дети посадили.
/Я.Акимов/
Учитель: Ну вот, теперь в приглашении порядок. Запишем слово Огоро/д – огоро/ды
Огоро/д – участок земли, на котором посажены овощи.
Учитель: Сейчас вместе с Бусинкой и Кубиком пойдет к тете Нине в огород посмотреть, что там растет. /Стр. 62 тетради “Разговор о правильном питании/.
- Работа над новым материалом
- Закрепление изученного материала
- Итоги урока
- Подготовка к восприятию нового материала
- Работа над новым материалом
- При кашле 3 неочищенных яблока вымыть, нарезать тонкими ломтиками, залить литром воды, кипятить полчаса и пить в теплом виде по 2 – 3 чашки в день.
- Чтобы сбить температуру при простуде, можно положить на лоб яблочный компресс: яблоко натереть на мелкой терке и выложить слоем толщиной 1 см на двойной слой марли.
- Чай из яблочной кожуры успокаивает нервы, смягчает простудный кашель. Для этого кожуру яблок следует высушить и измельчить: одну столовую ложку кожуры залить 1 стаканом кипятка и настаивать как чай. Пить по полстакана 5 – 6 раз в день.
- Посмотрите и скажите: это буква или звук?
- Какими звуками можно обозначать букву Я [а] [й,а]?
- В каком случае обозначаем данными звуками букву Я? Приведите пример.
- Расскажите о питательных свойствах яблока.
- Что можно сказать о целебных свойствах?
Учитель: Мы в гостях у тети Нины. Идем по огороду.
Подошли мы к первой грядке.
Все ли тут, друзья, в порядке?
Глянь – на грядке молодец.
Он зеленый…. /Огурец/.
[агур,эц] – [а] в слабой позиции, непроверяемая безударная гласная.
Учитель: Как запомним написание слова? Ваши приемы.
/Дети предлагают посмотреть в словарик или придумывают образ буквы. Рис.1/
Учитель: Послушайте, что говорит огурчик о себе.
Ученик:
Я – огурчик, огурец.
Я – зеленый молодец!
И овальный, и красивый,
Вырос всем я вам на диво,
Чтобы грамотно писали,
Букву О не забывали.
Ученик: Огурцы содержат много минеральных солей (фосфор, кальций, магний, железо). Особенно полезны огурцы людям, страдающим болезнями сердца, почек, потому что содержат соли калия. Огурцы возбуждают аппетит, помогают лучше переваривать пищу.
Учитель: О каком овоще я говорю? Этого овощ называли “золотым яблоком”. Цветом плоды бывают оранжевые, желтые, красные, зеленые. Это настоящий огородный светофор: “Он сигналит нам с тобой – руки мой перед едой!”
Дети: [памидо/р]
Учитель: Предлагаю запомнить через стишок.
Буква О вкатилась в слово,
Превратились в помидор.
Чтоб опять не укатилась –
С буквой и соединилась.
/Дети повторяют и записывают слово в тетрадь. Рис. 2/
Ученик: Помидоры содержат сахар, кислоты /яблочную и лимонную/, минеральные соли и целый комплекс витаминов – С, В, Р, К, провитамин А.
Учитель: Здесь на грядке много зеленых домиков.
Дом зеленый тесноват –
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто-куда
Круглые ребятки.
Дети: [Гаро/х] Запомнить можно, превратив в горошки. /Запись в тетради. Рис.3/
Учитель: Назовите одним словом горох, огурец, помидор.
Дети: Овощи.
Учитель: Какие овощи знаете? /Дети называют/.
Учитель: На странице 68 тетради соотнесите загадки и рисунки. /Дети читают, соотносят/.
Учитель: Запишем слово – отгадку в тетрадь.
Дети записывают: капу/ста, реди/ска.
Учитель: Полезны ли овощи для нас? /Дети дают ответы – рассуждения/.
Учитель: А вот что говорит хозяйка огорода.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Всем без исключения –
В этом нет сомнения.
Согласны ли вы с таким высказыванием?
Учитель: На странице 66 найдите овощи, запишите названия в тетрадь. Раскрасьте только овощи.
Учитель: С какими словами познакомились?
Дети: Со словами из словаря по теме “Овощи”.
Учитель: Какие приемы запоминания слов знаем?
Дети:
1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета. Например, горо/х – горошинки.
2. Обращение к этимологии слова. Например, огоро/д – городить.
3. Обращение к словарю.
Учитель: Молодцы! Я сегодня довольна вашей работой. Дома со страницы 65 запишите понравившуюся загадку и напишите отгадку.
Тема: Буква Я я
Задачи:
1. Познакомить с буквой Я, обозначающий звук [й,а], в звукобуквенном анализе слов.
2. Развивать образную память, пространственное воображение, мышление, речь учащихся.
3. Расширить знания учащихся о яблоке, как ценном продукте питания.
Оборудование урока: Таблица буквы Я я; картинки с яблоками, яблоней; демонстрационные карточки.
Ход урока
Учитель: Посмотрите и скажите, как называется
эта буква и что вы о ней знаете?
Яя |
/Учащиеся отвечают/.
Учитель: А хотите ли открыть новый секрет этой буквы?
Учащиеся: Да. Мы готовы помочь открыть секрет буквы Я.
Учитель:
У меня-то что-то есть,Дети: Яблоко
Это что-то можно съесть.
Круглое да гладкое.
Я нашла его в саду.
Захочу - еще найду.
Круглое да гладкое.
Много – много притащу,
Папу с мамой угощу.
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Учитель: По каким признакам узнали?
/Дети называют признаки/
Учитель: Молодцы! Хотите увидеть такое красивое, сладкое, гладкое яблоко, тогда необходимо выполнить задание. Составить звуковую схему слова яблоко.
/У доски работают 2 ученика, составляют схему слова/
1 |
2 |
Учитель: Почему схемы получились разные к одному и тому же слову. Нам необходимо доказать правильный выбор схемы.
/Дети доказывают. Буква Я обозначается звуком [а], в первом случае мы прочтем аблоко, но слова такого нет. Во втором случае буква Я обозначена двумя звуками [йа], т.к. стоит в конце слова/.
Учитель: Молодцы! Я согласна с данным пояснением. Буква Я в слове яблоко обозначает два звука [й,а], т.к. стоит в начале слова. Стихотворение про яблоко.
Ученик:
Яблоко спелое,
Красное, сладкое.
Яблоко хрусткое,
С кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Учитель: Выразительно прочитал. Хорошо. Скажите, а где растет яблоко?
Дети: На яблоне.
Учитель: Составим схему слова яблоня
/У доски работает ученик /
Учитель: Одинаковую ли роль выполняет буква Я, одинаковыми ли звуками она обозначается?
Дети: Буква в начале слова обозначена звуками [й,а], а на конце слова звуком [а], который обозначает мягкость согласного звука [н,].
Учитель: Я очень рада за тех, кто правильно отвечает и доказывает. А сейчас давайте поговорим о питательных ценностях этого фрукта. Яблоки – источник железа. В них есть калий, необходимый для работы мышцы сердца. Богаты витамином С, каратином.
Учитель: О том, что яблоки обладают удивительной силой, известно с самых давних пор. Используют яблоки в народной медицине для лечения очень многих заболеваний.
Вот лишь несколько яблочных рецептов для вас и вашей семьи (рецепты раздаются).
Учитель: Вспомните: в наших сказках действуют яблоки или яблонька /“Про молодильные яблочки”, “Гуси – лебеди”/.
Гимнастика для глаз или игра “Какое яблоко сняли” (по принципу игры “Муха”)
Учитель: Наша с вами задача - грамотно писать слова. Давайте придумаем зрительный образ этого слова.
(Дети предлагают варианты (рис. 4), иллюстрируется рисунок и прочитывается стихотворение).
Два яблока к нам с дерева упали
И превратились в буквы О.
Такие круглые, красивые –
Запомни в слове яблоко.
Учитель: Хорошо поработали. В награду вам дарю стишок и еще кое-что. Прочтите.
Расцветает яблонька
В молодом саду.
Я от этой яблоньки
Глаз не отведу.
И подарит яблонька
Ребятам за труды
Круглые, румяные
Сладкие плоды. (рис 5.)
Учитель: Плоды с секретом. Посмотрите - к яблочку приклеен вопрос. Отвечаем на вопрос.
Учитель:
Мы итоги подвели.
Получите все плоды.
Спасибо за старание и ваше внимание.