Интегрированные уроки — средство привития интереса к учебным предметам

Разделы: Начальная школа


Тема. Слова с непроверяемыми безударными гласными. /Блок “Овощи”/.

Задачи:

1. Познакомить со словами с непроверяемыми безударными гласными. /Блок “Овощи”/.
2. Расширить знания детей об овощах, об их пользе для человеческого организма.
3. Формировать навык грамотного написания слов.
4. Воспитание внимания, интереса к окружающему миру.

Оборудование урока. Словари, тетрадь “Разговор о правильном питании”, иллюстрации овощей.

 Ход урока

  1. Подготовка к восприятию нового

Учитель: Всем добрый день! Давайте подарим друг другу улыбки! Начнем урок с хорошим настроением. Мы поучили с вами приглашение от наших друзей Кубики и Бусинки. /Читаем/ Девчонки и мальчишки!

Приходите в агарот
Посмотреть, как все растет.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в [ агарот],
Очень интересно.
             Кубик и Бусинка.

Учитель: Ребята, очевидно, тот, кто писал, не уверен в написании отдельных слов. Поможем узнать. /Дети соглашаются помочь/.

Учитель: Куда обратимся?

Дети: К словарю, чтобы посмотреть этимологическую справку о слове.

Читаем: Огород – участок земли, на котором посажены овощи. Слово “огород” образовалось от “городить” - “место, обнесенное забором”.

Огород огородили,
Чтобы зайцы не ходили,
Чтобы куры не клевали
То, что дети посадили.
               /Я.Акимов/

Учитель: Ну вот, теперь в приглашении порядок. Запишем слово Огоро/д – огоро/ды

Огоро/д – участок земли, на котором посажены овощи.

Учитель: Сейчас вместе с Бусинкой и Кубиком пойдет к тете Нине в огород посмотреть, что там растет. /Стр. 62 тетради “Разговор о правильном питании/.

  1. Работа над новым материалом

    Учитель: Мы в гостях у тети Нины. Идем по огороду.

    Подошли мы к первой грядке.
    Все ли тут, друзья, в порядке?
    Глянь – на грядке молодец.
    Он зеленый…. /Огурец/.

    [агур,эц] – [а] в слабой позиции, непроверяемая безударная гласная.

    Учитель: Как запомним написание слова? Ваши приемы.

    /Дети предлагают посмотреть в словарик или придумывают образ буквы. Рис.1/

    Учитель: Послушайте, что говорит огурчик о себе.

    Ученик:

    Я – огурчик, огурец.
    Я – зеленый молодец!
    И овальный, и красивый,
    Вырос всем я вам на диво,
    Чтобы грамотно писали,
    Букву О не забывали.

    Ученик: Огурцы содержат много минеральных солей (фосфор, кальций, магний, железо). Особенно полезны огурцы людям, страдающим болезнями сердца, почек, потому что содержат соли калия. Огурцы возбуждают аппетит, помогают лучше переваривать пищу.

    Учитель: О каком овоще я говорю? Этого овощ называли “золотым яблоком”. Цветом плоды бывают оранжевые, желтые, красные, зеленые. Это настоящий огородный светофор: “Он сигналит нам с тобой – руки мой перед едой!”

    Дети: [памидо/р]

    Учитель: Предлагаю запомнить через стишок.

    Буква О вкатилась в слово,
    Превратились в помидор.
    Чтоб опять не укатилась –
    С буквой и соединилась.

    /Дети повторяют и записывают слово в тетрадь. Рис. 2/

    Ученик: Помидоры содержат сахар, кислоты /яблочную и лимонную/, минеральные соли и целый комплекс витаминов – С, В, Р, К, провитамин А.

    Учитель: Здесь на грядке много зеленых домиков.

    Дом зеленый тесноват –
    Узкий, длинный, гладкий.
    В доме рядышком сидят
    Круглые ребятки.
    Осенью пришла беда –
    Треснул домик гладкий.
    Поскакали кто-куда
    Круглые ребятки.

    Дети: [Гаро/х] Запомнить можно, превратив в горошки. /Запись в тетради. Рис.3/

    Учитель: Назовите одним словом горох, огурец, помидор.

    Дети: Овощи.

    Учитель: Какие овощи знаете? /Дети называют/.

    Учитель: На странице 68 тетради соотнесите загадки и рисунки. /Дети читают, соотносят/.

    Учитель: Запишем слово – отгадку в тетрадь.

    Дети записывают: капу/ста, реди/ска.

    1. Закрепление изученного материала

    Учитель: Полезны ли овощи для нас? /Дети дают ответы – рассуждения/.

    Учитель: А вот что говорит хозяйка огорода.

    Чтоб здоровым, сильным быть,
    Надо овощи любить.
    Всем без исключения –
    В этом нет сомнения.

    Согласны ли вы с таким высказыванием?

    Учитель: На странице 66 найдите овощи, запишите названия в тетрадь. Раскрасьте только овощи.

    1. Итоги урока

    Учитель: С какими словами познакомились?

    Дети: Со словами из словаря по теме “Овощи”.

    Учитель: Какие приемы запоминания слов знаем?

    Дети:

    1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета. Например, горо/х – горошинки.
    2. Обращение к этимологии слова. Например, огоро/д – городить.
    3. Обращение к словарю.

    Учитель: Молодцы! Я сегодня довольна вашей работой. Дома со страницы 65 запишите понравившуюся загадку и напишите отгадку.

    Тема: Буква Я я

    Задачи:

    1. Познакомить с буквой Я, обозначающий звук [й,а], в звукобуквенном анализе слов.
    2. Развивать образную память, пространственное воображение, мышление, речь учащихся.
    3. Расширить знания учащихся о яблоке, как ценном продукте питания.

    Оборудование урока: Таблица буквы Я я; картинки с яблоками, яблоней; демонстрационные карточки.

    Ход урока

    1. Подготовка к восприятию нового материала
    2. Учитель: Посмотрите и скажите, как называется эта буква и что вы о ней знаете?

      Яя

      /Учащиеся отвечают/.

      Учитель: А хотите ли открыть новый секрет этой буквы?

      Учащиеся: Да. Мы готовы помочь открыть секрет буквы Я.

    3. Работа над новым материалом

    Учитель:

    У меня-то что-то есть,
    Это что-то можно съесть.
    Круглое да гладкое.
    Я нашла его в саду.
    Захочу - еще найду.
    Круглое да гладкое.
    Много – много притащу,
    Папу с мамой угощу.
    Это что-то сладкое,
    Круглое да гладкое.
    Дети: Яблоко

    Учитель: По каким признакам узнали?

    /Дети называют признаки/

    Учитель: Молодцы! Хотите увидеть такое красивое, сладкое, гладкое яблоко, тогда необходимо выполнить задание. Составить звуковую схему слова яблоко.

    /У доски работают 2 ученика, составляют схему слова/

     

    1

                 

    2

                 

    Учитель: Почему схемы получились разные к одному и тому же слову. Нам необходимо доказать правильный выбор схемы.

    /Дети доказывают. Буква Я обозначается звуком [а], в первом случае мы прочтем аблоко, но слова такого нет. Во втором случае буква Я обозначена двумя звуками [йа], т.к. стоит в конце слова/.

    Учитель: Молодцы! Я согласна с данным пояснением. Буква Я в слове яблоко обозначает два звука [й,а], т.к. стоит в начале слова. Стихотворение про яблоко.

    Ученик:

    Яблоко спелое,
    Красное, сладкое.
    Яблоко хрусткое,
    С кожицей гладкою.
    Яблоко я пополам разломлю,
    Яблоко с другом своим разделю.

    Учитель: Выразительно прочитал. Хорошо. Скажите, а где растет яблоко?

    Дети: На яблоне.

    Учитель: Составим схему слова яблоня

     

    /У доски работает ученик /

    Учитель: Одинаковую ли роль выполняет буква Я, одинаковыми ли звуками она обозначается?

    Дети: Буква в начале слова обозначена звуками [й,а], а на конце слова звуком [а], который обозначает мягкость согласного звука [н,].

    Учитель: Я очень рада за тех, кто правильно отвечает и доказывает. А сейчас давайте поговорим о питательных ценностях этого фрукта. Яблоки – источник железа. В них есть калий, необходимый для работы мышцы сердца. Богаты витамином С, каратином.

    Учитель: О том, что яблоки обладают удивительной силой, известно с самых давних пор. Используют яблоки в народной медицине для лечения очень многих заболеваний.

    Вот лишь несколько яблочных рецептов для вас и вашей семьи (рецепты раздаются).

      1. При кашле 3 неочищенных яблока вымыть, нарезать тонкими ломтиками, залить литром воды, кипятить полчаса и пить в теплом виде по 2 – 3 чашки в день.
      2. Чтобы сбить температуру при простуде, можно положить на лоб яблочный компресс: яблоко натереть на мелкой терке и выложить слоем толщиной 1 см на двойной слой марли.
      3. Чай из яблочной кожуры успокаивает нервы, смягчает простудный кашель. Для этого кожуру яблок следует высушить и измельчить: одну столовую ложку кожуры залить 1 стаканом кипятка и настаивать как чай. Пить по полстакана 5 – 6 раз в день.

    Учитель: Вспомните: в наших сказках действуют яблоки или яблонька /“Про молодильные яблочки”, “Гуси – лебеди”/.

    Гимнастика для глаз или игра “Какое яблоко сняли” (по принципу игры “Муха”)

    Учитель: Наша с вами задача - грамотно писать слова. Давайте придумаем зрительный образ этого слова.

    (Дети предлагают варианты (рис. 4), иллюстрируется рисунок и прочитывается стихотворение).

    Два яблока к нам с дерева упали
    И превратились в буквы О.
    Такие круглые, красивые –
    Запомни в слове яблоко.

    Учитель: Хорошо поработали. В награду вам дарю стишок и еще кое-что. Прочтите.

    Расцветает яблонька
    В молодом саду.
    Я от этой яблоньки
    Глаз не отведу.
    И подарит яблонька
    Ребятам за труды
    Круглые, румяные
    Сладкие плоды. (рис 5.)

    Учитель: Плоды с секретом. Посмотрите - к яблочку приклеен вопрос. Отвечаем на вопрос.

      1. Посмотрите и скажите: это буква или звук?
      2. Какими звуками можно обозначать букву Я [а] [й,а]?
      3. В каком случае обозначаем данными звуками букву Я? Приведите пример.
      4. Расскажите о питательных свойствах яблока.
      5. Что можно сказать о целебных свойствах?

    Учитель:

    Мы итоги подвели.
    Получите все плоды.
    Спасибо за старание и ваше внимание.