Цели:
- формирование у учащихся научного представления о времени как быстром или медленном изменении предметов,
- явлений окружающего мира по сравнению с днями и ночами,
- закрепление вычислительных навыков,
- развитие логического мышления,
- привитие любви к предмету.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: прозвенел звонок
Дети: начинаем наш урок!
Математическая разминка.
У.: не производя действий, скажите, сколько цифр в значении частного?
На доске: 552:184 7631:127
7651:217 628304:96
У.: найдите значение выражения.
На доске: 7985:1-3569:1+963:0
Д.: (деление на “0” делает бессмысленным выполнение других вычислений)
У.: Книга содержит 140 страниц. Ученик прочитал 5/7 всей книги. Поставьте вопрос для решения задачи в одно действие.
Д.: сколько страниц прочитал ученик?
На доске: 140:7*5=100(с.)
У.: измените вопрос так, чтобы последнее действие было вычитание.
Д.: сколько страниц осталось прочитать?
На доске: 140-100=40(с.)
У.: что еще можно узнать?
Д.: на сколько больше страниц ученик прочитал, чем осталось?
На доске: 100-40=60(с.)
У.: разделите числа на 2 группы.
На доске: 36м, 8кг, 300г, 14мин, 375, 3дм, 7ч, 8ц, 12.
Д.: 1-я группа – именованные числа 36м, 3дм, 300г, 8кг, 8ц, 14мин, 7ч. Вторая группа – отвлеченные числа 375, 12.
У.: что обозначают числа в первом столбике?
Д.: единицы длины, массы, времени.
У.:
“У ученицы Ленцовой Анюты
Вот уже год не хватает минуты
Сделать зарядку,
Заправить кровать,
Зубы почистить,
Пирог разжевать,
В дырку просунуть упрямый шнурок,
Прыгнуть в автобус,
Успеть на урок,
Больно смотреть на мученья Анюты,
Нет ли у вас лишней минуты?”
У.: чего так не хватало Анюте?
Д.: времени.
У.: а что такое время?
Д.: это часы, минуты.
У.: а как вы узнаете о времени?
Д.: по часам, по радио, телевизору и т.д.
У.: представьте, что часы остановились в вашем доме, классе, городах, деревнях – везде, где живут люди. Что тогда скажите о времени: оно перестанет существовать?
У.: представьте лес, полянку: трава, пенек, прыгает заяц, летают бабочки, прошуршал ежик, людей нигде нет. А время там есть?
Д.: да. Оно существует независимо от нас.
У.: а как доказать, что в этом лесу, который мы себе представили, существует время?
Д.: растут растения, день сменяется ночью.
У.: все изменяется, развивается, однако, изменения одних предметов мы замечаем, изменения других скрыты от нашего взора. Как изменяется дерево?
Д.: быстро, медленно.
У.: все ответы верны. Дерево изменяется быстро или медленно в зависимости от того, с чем его сравнивать. По сравнению с камнем дерево изменяется быстро или медленно?
Д.: быстро.
У.: а в сравнении с травой?
Д.: медленно.
У.: древнегреческий философ Гераклит, живший в 4 веке до н.э., говорил, что все течет, все изменяется. Наверное, для того, чтобы не потеряться во времени, человечество придумало для себя единицы времени. Итак, назовите их по возрастающей.
Д.: секунды, минуты, часы, сутки, месяцы, годы, века или столетия, тысячелетия.
У.: ребята, перед вами лежат календарики 2003 года. Внимание! Какой год продолжается один день? (Новый Год)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все 12 месяцев)
- Какое время года бывает два раза в году? (Зима)
- Что случилось в Москве 31 февраля 1996 года? (В феврале нет 31-го числа)
- Назовите все месяцы по порядку.
- Какие месяцы имеют только 30 дней, 31 день?
- Назовите весенние месяцы.
- Сколько в них всего дней? (92 дня)
У.: молодцы!
Физ.минутка.
У.: отдохнули? Предлагаю задачу: в апреле того года число пасмурных дней составляло 2/5 всего числа дней в этом месяце, а число дождливых дней составляло 1/3 пасмурных, остальные дни были ясными. Сколько было пасмурных дней? Дождливых? Ясных? Какого данного нет в условии? Количества дней в апреле. Составьте краткую запись и решите задачу самостоятельно. (Индивидуальная помощь учащимся в процессе решения задачи)
У.: можно ли проверить ответ?
Д.: 12+4+14= 30 дней.
У.: Эдуард Николаевич Успенский, придумавший Чебурашку и крокодила Гену, родился в 1937 году. Сколько ему сейчас лет? Сделайте вычисления в тетради. Если затрудняетесь, какое данное необходимо?
Д.: сейчас 2003 год, значит писателю 66 лет. Солистке группы “Глюкоза” сейчас 16 лет. В каком году она родилась?
Д.: 2003-16=1987(г.)
У.: в какой день недели начался 2003 год? Закончился? На какой день недели в этом году приходится твой день рождения?
У.: молодцы. Ребята, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Д.: время, единицы времени.
У.: что понравилось и запомнилось на уроке? Какие мысли, прозвучавшие на уроке, показались вам интересными?