Цели: выявить сходство между народной и композиторской музыкой, познакомить с новым понятием в музыке «кантата», развитие познавательной активности в процессе разучивания тем хора «Вставайте, люди русские», воспитание чувства гордости за свой народ и его героев.
Оборудование: плакат со словами «Солдатушки, бравы ребятушки», грамзапись хора «Вставайте, люди русские», плакат со словами первой и второй темы хора, фрагмент триптиха П. Корина «Александр Невский», видеофильм «Александр Невский».
Ход урока.
В тяжкие времена – каждый воин.
Никто не избежит выбора.
Каждый несет в себе
Знамя своего Народа.Русский свободный стих
Михаил Орлов (1978)
Учитель: Здравствуйте, ребята!
На уроках в этом году мы разучивали и слушали
русскую народную музыку и композиторскую. Какую
песню солдатскую мы с вами учили?
Д: «Солдатушки, бравы ребятушки». Это русская народная песня.
Учитель: Как мы её исполним, в каком характере?
Д: Бодро, задорно, в маршевом характере.
Учитель: Задорный, шутливый характер (наши сестры – пики, сабли востры…) лишь на поверхности, помогающий дружно шагать в ногу. А в каких же словах скрыт главный смысл песни?
Д: «Наша слава – русская держава…»
(Исполняется русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»)
Учитель: Ребята, а эта песня когда была написана – в наше время или в далекие времена?
Д: Это старая песня, когда у солдат были пики и сабли…
Учитель: Так почему же песню солдат, которые служили в царской армии, мы поем сейчас (в наше время)?
Д: Вспоминаем героев, прошлое; славим отчизну, как и в прошлые времена.
Учитель: Послушайте внимательно вот эту музыку, что вы почувствуете в ней (название не говорить).
(Хор из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева «Вставайте, люди русские» - 1 тема)
Д: Музыка решительная, героическая, призывная – слова «вставайте, люди русские»; в начале звучит колокол.
Учитель: Как звучал колокол?
Д: Тревожно, как будто что-то случилось.
Учитель: Правильно, колокол звучит как набат (пояснить, что такое набат). Кто исполняет эту музыку?
Д: Хор.
Учитель: А как вы думаете, почему не один человек (солист)?
Дети отвечают.
Разучивание первой темы.
Учитель: Послушаем дальше, изменится ли характер музыки.
Хор: «Вставайте, люди русские» - 2 тема
Д: Характер изменился, музыка звучит певуче, плавно, мягко, нежно.
На доску вывешивается плакат со словами.
Учитель: Как вы думаете, почему изменился характер?
Д: В начале музыка маршевая, призывающая на бой с врагами, а в этой части говорится о родной земле, о Руси.
Разучивание второй темы, слушание хора еще раз.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, это народная музыка или композиторская?
Дети отвечают.
Учитель: Эта музыка написана «в народном духе» композитором С.Прокофьевым (показать портрет). И первоначально она была написана к кинофильму известного режиссера С.Эйзенштейна о великом князе и полководце земли русской (показать фрагмент триптиха П.Корина «Александр Невский»). Знаком ли вам этот герой?
Дети хором отвечают, рассказывают о Невском.
Учитель: Фильм был создан в 1938 году.
Это было время, когда угроза фашистского
нашествия нависла над всем миром. Позднее в 1939 г.
С.Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из
кинофильма в одно сочинение. Так появилась
кантата «Александр Невский».
Прозвучало новое слово – кантата. Это крупное
произведение для солистов, а еще кто там
участвует? Дети подсказывают – хор и оркестр. Все
ее части, хоть и разные по характеру, подчинены
общей теме произведения, которое обычно
посвящается какому–нибудь торжественному и
важному событию.
И фильм, и кантата прозвучали как решительное
предостережение, как грозное напоминание о том,
что ждет врага, который решится напасть на нашу
Родину.
Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский».
Учитель: Сегодня мы вспомнили солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и познакомились с хором из кантаты композитора Сергея Прокофьева. Есть ли что-нибудь общего в этих произведениях?
Дети отвечают.
Учитель: И народ и композитор с любовью относятся к родной земле, воспевают подвиги своих героев. И народ и композитор создают музыку, способную поднять народ для защиты Родины, усилить веру в победу.