Урок "Возникновение театра в Древней Греции"

Разделы: История и обществознание


Цели:

Познакомить с зарождением театрального искусства, с произведениями древнегреческих авторов, разыгрываемых в театрах.
Развитие интереса к культуре другого мира, расширение кругозора, развитие речи.
Воспитание культуры поведения в театре.

Оборудование:

Таблицы по истории культуры древнего мира.
Карточки с новыми словами.
Маски, костюмы.

Оформление: Парты в классе поставлены полукругом, как в театре. Участники в костюмах.

ХОД УРОКА

Учитель: В V – IV в. до н.э. в праздники Диониса земледельцы устраивали шествия по улицам деревень и городов. Нараспев они рассказывали мифы о Дионисе, разыгрывали в лицах, целые сцены из мифов. Изображая сатиров – спутников Диониса, участники праздничных шествий надевали на себя козлиные шкуры. Часто они отпускали веселые шутки и изображали в смешном виде граждан города или села. Вокруг выступающих толпились зрители. Для их удобства представление перенесли к подножию холма, а зрители рассаживались на его склонах.

Так выглядел театр. И сегодня наш класс – это тоже театр. А что же такое театр, а театр в переводе с греческого – зрелище.

На доске вывешиваются карточки:

Здание тетра состояло из трех частей:

I. Часть – места для зрителей.

В первом ряду сидели почетные гости, жрецы, стратеги, победители олимпийских игр.

II. Часть – «орхестра» (записать в тетрадь).

Вопрос к классу: А как сейчас в театре называется эта площадка?

III. Часть – это «скене» (записать в тетрадь).

Вопрос к классу: А что сейчас в театре заменяет «скене»?

Учитель: Играли в театре все роли только мужчины. На лицо надевались различные маски, а на ноги обувь на толстой подошве, чтобы казаться выше. Играли два вида представлений.

На доске:

Представления устраивались несколько раз в год. Афиняне с ночи занимали места, приносили с собой еду и питье, т.к. в театре им предстояло провести весь день. Ведь представление сменялось другим. Зрителям предлагалось не только посмотреть представление, но и выбрать лучшего актера.

Вопрос к классу: А как мы сегодня должны вести себя в театре? Чем наше поведение отличается от поведения афинян?

Учитель: А сейчас давайте закроем глаза и представим что мы в Греции, на склоне Акрополя.

Учитель надевает маску.

Вопрос к классу: А какую маску я надела? Трагическую или комическую?

- Да комическая, т.к. больше похожа на улыбающееся лицо.

Вот и давайте посмотрим сейчас отрывок из комедии – сказки Аристофана «Птицы». (Эту сказку заранее готовим с учениками. Костюмы очень просты: накидки из ткани, маски из бумаги.)

1 афинянин: Вот от чего в дорогу мы отправились.

2 афинянин: Скитаясь, ищем тихого пристанища.

Удот: Птичий царь – выходит им на встречу.

1 афинянин: О повелитель, всюду ты летаешь, и видишь, как живется в разных странах.

Удот: Да, могу вам рассказать и о Египте, где правят фараоны, а как прекрасна Индия, Китай с его людьми, а может быть Израиль с…

2 афинянин: О птичий царь! Ты прикажи всем птицам мира построить город между небом и землей. Людьми, как мошками, вы править станете!

Удот: Мне нравится, о человек! Я замысла не слышал остроумнее!

Появляются птицы. Кружат вокруг Удота, поют.

Ай, ай, ай без счета птиц!
Ай, ай, ай сорок, синиц!
Верещат, пищат, стрекочут,
Скачут, прыгают, свистят.
(к зрителям)

1 птица: Если кто нибудь из вас
С нами жить привольно хочет,
Пусть идет скорее к нам!
С крыльями на свет родиться –
Выше счастья в мире нет!

Изображая строительство города, птицы кружат, поют.

Все поют: Грузили глину гусаки прилежные,
В зобу носили камни для фундамента,
А воду в воздух поднимали чибисы.

В птичий город сходятся: обманщик, вор, доносчик, бездарный поэт (на груди таблички).

Птицы их клюют, гонят прочь.
Появляется богиня Ирида.

1 птица: Ни с места! Стой спокойно!

2 птица: Где пропуск твой за подписью Вороны? В Великий город наш Богам заказан вход!

3 птица: Из зевсовых детей никто к нам не пройдет!

4 птица: Курений сладкий дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят!

Все поют: О афинянин, ты мудрец!
Тебе мы славу пропоем,
Богов ты победил!

Учитель: А сейчас на орхестру выйдет герои трагедии Софокла «Антигона», две сестры – Исмена и Антигона.

Героини трагедии в костюмах.

Антигона: Дай голову твою обнять, Исмена!
Сестра моя, скажи какой беде
Из многих бед отца и нас, невинных
Его детей оставшихся в живых,
Не обрекая Зевест? И есть ли в мире
Хоть что нибудь неправедное, злое
И горькое, неведомое нам?
Ты слышала ль, сестра, о том, что ныне
Всем гражданам правитель повелел?
Иль может быть, не знаешь ты, Исмена,
Что ждет друзей твоих судьба врагов?

Исмена: Еще ко мне, сестра, не доходила
Ни горькая, ни сладостная весть,
С тех пор, как брат убил в сраженье брата,
С тех пор как мы лишились в тот же день обоих.
В ночь войска аргосцев;
Не слышала я больше ничего –
Ни радости достойного, ни горя.

Антигона: Я позвала тебя за двери дома
Чтоб говорить наедине с тобой.

Исмена: Какой полна ты думы сокровенной?

Антигона: Не повела ли царь из наших братьев
Единого земле придать, лишив
Всех почестей другого? Этеокл
Священного обряда удостоен,
В подземный мир сошел к родным теням.
А между тем останки Полиника
Креонт велел не предавать земле
И не почтив обрядом, не оплакав,
Не приютив в могиле, бедный Трун.
Так приказал наш добрый царь тебе –
И мне, увы! Провозгласить веленье
Он к нам идет. Чтоб не было, закон
Исполнится, и будет непослушный
На площади побит камнями. Знаешь
Теперь ты все и показать должная,
Достойной ли от предков благородных
Бесчестной ли от честных родилась.

Исмена: Но если царь велел, сестра, подумай, -
Смирюсь иль нет – что сделать я смогу?

Антигона: Захочешь помочь мне в трудном деле?

Исмена: Свой замысел открой мне.

Антигона: Тело брата.

Исмена: Закон царя нарушить ты посмеешь?

Антигона: Да. И если ты боишься,
Одна исполню я обряд над милым
Изменницей не назовут меня.

Исмена: Безумная! Наперекор царю?

Антигона: Царь не заставит, не любить меня, кого люблю.

Учитель: Как вы уже поняли из этого отрывка Исмена и Антигона – сестры, они живут под опекой своего дяди – Креонта. Она не найдя поддержки у робкой сестры, сама посыпает тело брата песком, но была схвачена стражей и приговорена Креонтом к смерти, несмотря на мольбы Гемона – сына Креонта и жениха Антигоны. Антигона не вынесла испытаний и повесилась. Гемон покончил с собой. Креонт раскаивается слишком поздно, он оплакивает погибших, остается одиноким и сломленными судьбой.

Вот такие настоящие трагедии разыгрывались в Греческих театрах.

Учитель: Давайте подведем итог урока.

1. Какую же ошибку допустили мы в своем театре?
2. Чем отличается наш театр от греческого?
3. Что есть схожего в театрах?
4. Вспомните, какие произведения мы увидели?
5. Кто авторы этих произведений?

Домашнее задание: § 39.