Развитие эмоциональной сферы как одно из условий развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Разделы: Организация школьной библиотеки


Творчество и творческие способности находятся в тесной взаимосвязи с эмоциональной сферой человека.

Развитие эмоций тесно связано с эмоциональным осознанием ребенком себя и других людей, с осознанием причин, которые вызывают разные чувства и соответствующие им эмоции.

Каждому возрасту соответствует свой уровень нравственного развития, поэтому и осознание определенных чувств имеет свои возрастные критерии. Развитие у ребенка осознания эмоций является не просто овладением соответствующими терминами, но и овладением способами межличностного взаимодействия, оно направлено на развитие чувства эмпатии.

Способность к точному и гибкому проявлению своих эмоциональных переживаний через мимику, жесты, пантомимику формируется на ранних стадиях.

На каждом возрастном этапе ставится задача расширить опыт ребенка, но этот процесс требует руководства со стороны педагога, иначе сведения ребенка об окружающем мире могут быть неполными, неточными.

Что касается накопления опыта в эмоциональной сфере, эта работа может иметь следующие направления:

  • обучение ребенка различению многообразия и богатства эмоций, пониманию их, обозначению словом;
  • развитие умения передавать свои эмоции через выразительные движения.

Работу по этим направлениям можно вести как с детьми дошкольного возраста, так и с детьми младшего школьного возраста. Я веду работу с детьми 1-го класса МОУ гимназии “Менталитет” г. Екатеринбурга, в организованной нами театральной мастерской. Одной из причин создания театральной мастерской был низкий уровень развития эмоциональной сферы класса относительно возрастных показателей. Так, опираясь на педагогов и психологов, занимающихся эмоциями и эмоциональной сферой, мной были составлены критерии развития эмоциональной сферы.

При разработке занятий, посвященных эмоциям, учитывались следующие критерии:

  1. Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.
  2. Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.
  3. Умеет различать эмоции в интонациях речи.
  4. Умеет выражать основные эмоции через интонации речи.
  5. Умеет сопоставлять эмоциональный звуковой образ с изображением на пиктограммах.
  6. Использует основные выразительные средства для передачи образа героя.

В соответствии с этим были выделены 3 уровня развития эмоциональной сферы:

Уровни

Показатели

Первый уровень – низкий

  1. Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.
  2. Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.
  3. Умеет различать эмоции в интонациях речи.

Второй уровень – средний

  1. Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.
  2. Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.
  3. Умеет различать эмоции в интонациях речи.
  4. Умеет выражать основные эмоции через интонации речи.
  5. Умеет сопоставлять эмоциональный звуковой образ с изображением на пиктограммах.

Третий уровень – высокий

  1. Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.
  2. Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.
  3. Умеет различать эмоции в интонациях речи.
  4. Умеет выражать основные эмоции через интонации речи.
  5. Умеет сопоставлять эмоциональный звуковой образ с изображением на пиктограммах.
  6. Использует основные выразительные средства для передачи образа героя.

В связи с низким уровнем развития эмоциональной сферы мной были выделены направления работы, методы и приемы по корректировке и целенаправленному развитию эмоциональной сферы детей и разработана серия занятий “Я и мои эмоции”. Серия представляет собой комплекс из шести занятий, цель которых состояла в развитии эмоциональной чувствительности и выразительности.

На занятиях одной из форм организации детского опыта являлось “проживание” различных ситуаций. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.

Еще одна форма организации детского опыта, используемая на занятиях ,– наблюдение.

Задача педагога – помочь детям увидеть новое в знакомом. Через беседу, через решение проблемных ситуаций, помогающих обобщить детский опыт, выделить то ,что наиболее характерно в конкретной ситуации.

Как форму работы я выбрала театральную постановку, которая представляет собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Близость драматической формы для ребенка обусловлена связью всякой драматизации с игрой.

Высшей наградой за спектакль было удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры.

В своей работе применяю такие методы, как:

  • использование пиктограмм по методике Чистяковой М.И. (тренирует умение распознавать эмоциональное состояние по мимике, называть его, умение видеть часть целого, работает на развитие творческого воображения и творческого мышления);
  • пантомимика в рисунках (при помощи такой тренировки происходит запоминание, какая поза эмоциональному состоянию соответствует);
  • дидактическая игра “хорошо это или плохо”, программа ТРИЗ (позволяет анализировать свои поступки и поступки товарищей, осознавать причины эмоционального состояния человека, познавать мир в его противоречии);
  • использование этюдов (в работе с детьми решает задачи обучения выразительным движениям);
  • слушание музыкальных произведений (позволяет расширить эмоциональный опыт ребенка, глубже понять характер и образ героя через интонации его речи, через словесный язык чувств);

После проведения серии занятий “Я и мои эмоции”, постановки спектакля повторная диагностика показала, что дети стали более чувствительны к своим товарищам, более критичны к своим поступкам, более выразительны в общении, таким образом, подтверждается гипотеза о том, что, развивая творческие способности, мы развиваем эмоциональную сферу ребенка.