Для проведения данного урока учащиеся должны уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint, выполнять с ними действия выделения, перемещения, копирования, деформации; владеть навыками изготовления деталей в стиле бумагопластики. Нами такой урок проводится в 3 классе. Для оформления кабинета используются ранее выполненные работы учащихся. В ходе выполнения заданий урока рекомендуется включать музыкальные произведения.
За урок учащиеся получают две оценки: по информатике и по трудовому обучению.
Тема урока: Моделирование изделия с помощью компьютера. Изготовление макета “Лесной полянки”.
Цели:
I. Образовательные:
По трудовому обучению:
- Создать условия для повторения и обобщения знаний и умений по технологии бумагопластики.
- Создать условия для закрепления приемов соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея.
- Способствовать развитию элементарных конструкторских умений.
По информатике:
- Создать условия для повторения технологий выполнения действий с графическими фрагментами в графическом редакторе Paint:
- перемещение (движение);
- копирование;
- деформация;
- отражение (поворот);
- Создать условия для применения практических навыков выполнения действий с графическими фрагментами при моделировании эскиза “Лесной полянки”.
II. Развивающие:
- Способствовать развитию активного внимания, наблюдательности, творческого воображения, самостоятельности.
- Создать условия для динамики творческого роста.
- Создать условия для развития логического мышления учащихся, формирования его неординарности.
- Способствовать развитию пространственного воображения учащихся; расширению кругозора при правильном восприятии мира.
III. Воспитательные:
- Способствовать воспитанию любви к родной природе.
- Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся.
Структура урока: интегрированный урок по комплексному применению знаний.
Объект труда: Моделирование и оформление макета “Лесной полянки”.
Оборудование:
- IBM-совместимые компьютеры (графический редактор “Paint”)
- Бумажные объемные детали, картон, клей.
- Магнитная доска с магнитами.
- Выставка работ учащихся в стиле бумагопластики
План
- Организационный момент.
- Актуализация знаний:
- Сообщение темы и целей урока.
- Повторение основных понятий бумагопластики
- Повторение технологий выполнения действий с графическими фрагментами в графическом редакторе Paint.
- Практическая отработка навыков:
- Моделирование эскиза изделия с помощью компьютера.
- Изготовление макета “Лесной полянки”.
- Рефлексия
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании.
Ход урока
- Учитель трудового обучения : Здравствуйте, садитесь.
- “Опять смеется лето
В открытое окно
И солнышка, и света
Полным – полным – полно!”
Так уж повелось, что холодной, лютой зимой мы мечтаем о теплом знойном лете, а солнечным летом мы думаем о белоснежной зиме.
Сегодня мы с вами вспомним лето и изготовим макет “Летней лесной полянки”.
Звучит “Песенка о лете” Т. Белозерова.
Учащиеся формулируют определение бумагопластики.
К концу урока у каждого из вас будет макет “Лесной полянки”. Давайте вспомним, какие детали у вас для этого приготовлены?
Учащиеся перечисляют изготовленные детали:
- солнышко;
- 3 облака;
- березка;
- елка;
- 2 полянки с цветами разных размеров.
Учитель демонстрирует на доске необходимые детали, выполненные в стиле бумагопластики (каждая деталь приклеена к листу картона и крепится к доске с помощью магнитов).
- Учитель информатики и информационных технологий :
У вас приготовлены необходимые детали для изготовления макета “Лесной полянки”. Можно сразу приклеивать их. Но ведь не всегда сразу получается удачно, так, как вам хочется. А исправить уже будет трудно, так как все приклеено. И чтобы сегодня полянки у вас получились сразу красивые, оригинальные, вы сначала составите их с помощью компьютера.
На предыдущих уроках информатики мы научились выполнять различные действия с фрагментами рисунков в графическом редакторе Paint. Давайте вспомним, что вы умеете делать.
Учащиеся говорят, какие действия с фрагментами рисунков умеют выполнять. В результате должно прозвучать:
- выделение,
- движение,
- копирование,
- деформация,
- отражение,
- повороты.
В графическом редакторе Paint я приготовила рисунки таких же деталей, как у вас. Используя различные действия с фрагментами рисунков, вы должны составить из них “Лесную полянку”.
Учащиеся смотрят открытый файл с рисунками в графическом редакторе Paint.
Но, нарисовано одно облачко, а приготовлено у вас сколько?
Отвечают, что приготовлено три облака.
Как получить еще два недостающих облака?
Отвечают, что скопировать имеющееся облако и вставить два раза.
Нарисована одна полянка с цветком, а как получить две, да еще разных размеров?
Отвечают, что скопировать полянку с цветком, вставить один раз и деформировать.
Учитель демонстрирует на магнитной доске соответствующие детали.
- Мы обсудили, как получить недостающие детали на рисунке, а полянку вы составите сами.
- Учитель трудового обучения:
Не забывайте, что вы владеете почти всеми возможностями графического редактора. Будьте внимательны и аккуратны, и тогда у вас получатся замечательные рисунки, по которым затем вы составите макеты полянок из реальных деталей.
Учащиеся садятся за компьютеры. Загружают графический редактор Paint и моделируют эскизы полянок. У каждого в результате получается своя модель “Лесной полянки”. Графический редактор Paint (примерная картинка) .
Какие правила мы должны помнить при работе с клеем?
Вспоминают необходимые правила.
Приступаем к “посадке деревьев на полянку и оживлению неба”.
Приклеивают детали на картон.
Если вам урок понравился, приклейте птичку с помощью одной капельки клея около “облаков или солнышка”. Каждому ученику выдаётся объёмная бумажная деталь птицы.Учащиеся выполняют соответствующие действия.
Учитель трудового обучения и учитель информатики и информационных технологий:
Оценивают словесно работы учеников, высказывают каждому свои замечания и поощрения.
Все работы учащихся прикрепляют к доске.
Все принимают участие в оценивании работ.
Записывают домашнее задание - в зависимости от темы следующего урока.
Урок – игра “Слабое звено”
Эта игра похожа на популярную телевизионную игру. На первом этапе из команды последовательно исключаются “слабые звенья”, а на втором два оставшихся участника определяют победителя в очном поединке. Проводится как заключительный урок при изучении тем “Системы счисления. Электронная таблица Excel”.
Цели:
1. Образовательные:
- повторить основные понятия и определения по темам: “Системы счисления. Электронные таблицы Excel”.
- повторить основные правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- повторить функциональную организацию компьютера;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся
- содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики.
2. Воспитательные:
- воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата;
- воспитывать умение работать командой;
- установление взаимных контактов и обмен опытом между учащимися и преподавателем.
3. Развивающие:
- развитие логического мышления, умение взглянуть на привычное с неожиданной стороны.
- выявление одаренных, творчески мыслящих учащихся.
- стимулирование познавательной деятельности учащихся
Ход игры:
- Первый этап: отбор участников
Требуется сформировать команду из 6 – 8 человек. Для этого используется следующий прием: задается вопрос, ответом на который является некоторое число, и формируется команда из тех, кто дал ответы, наиболее близкие к правильному.
Варианты вопросов:
- В каком году появилась первая счетная машина Блеза Паскаля Паскалина? (1642 год)
- Сколько разрядов (цифр) содержит 1 Террабайт? (12)
- Из скольких процессоров состоит суперкомпьютер Blue Gene/L фирмы IBM ? (65000 процессоров)
2. Второй этап: основной тур
На начальную серию вопросов отводится 2,5 минуты. Для каждой следующей серии время уменьшается на 10 секунд. После каждой серии вопросов команда выбирает одного участника, который оказался “слабым звеном”. В финал выходят 2 игрока. Приведем примеры вопросов основного тура. Отметим, что в ряде случаев имеется несколько правильных вариантов ответа на вопрос. Учитель и жюри, состоящее из учеников, не принимающих непосредственного участия в игре, должны принимать правильные ответы, даже если они не совпадают с эталонными.
Вопросы основного тура:
- Какая цифра обозначается в 16-ой системе счисления латинской буквой В? (11)
- К какому классу: позиционных или непозиционных систем счисления относится римская? (непозиционная)
- Как называется небольшой чёрный квадрат, расположенный в нижнем правом углу выделенной ячейки в электронных таблицах? (Маркер запоминания)
- Какая буква обозначает римскую цифру 100? (С)
- Как называются группы, состоящие из трёх двоичных цифр? (триады)
- Как называется устройство для вывода информации на бумагу? (принтер)
- Что является минимальной единицей измерения информации? (1 бит)
- Какое устройство позволяет производить обмен информацией между компьютерами? (модем, факс-модем)
- Сколько по умолчанию листов содержат электронные таблицы Excel 97? (3)
- Сколько бод составляет 1 Кбод? (1024)
- Джойстик – это устройство ввода или вывода информации? (ввода)
- Как называется место для цифры в числе? (разряд)
- В каких единицах измеряется скорость передачи информации? (в бодах)
- Как называется ячейка в электронных таблицах, с которой производят какие-либо действия? ( активной)
- Данные из какой памяти компьютера уничтожаются при выключении питания? (оперативной)
- Чему равна сумма 7 и 3 в восьмеричной системе счисления? (12)
- Есть ли фотоплёнка в цифровом фотоаппарате? (нет)
- В какой стране возникла 60-я система счисления? (в Вавилоне)
- Сколько байт составляет 1 Кбайт? (1024)
- Какое выравнивание в ячейке применяется по умолчанию к тексту в электронных таблицах? (по левому краю)
- Как называется количество цифр в системе счисления? (основанием)
- Как называется набор условных обозначений для представления информации? (код)
- Назовите какой-либо из внешних носителей информации?
- Назовите основные типы данных в электронных таблицах? (число, текст, формула)
- Куда выкидывают мусор в операционной системе Windows? (В папку Корзина)
- В римской системе счисления если меньшая цифра стоит слева от большой то она прибавляется или вычитается? (вычитается)
- Какое выравнивание в ячейке применяется по умолчанию к числу в электронных таблицах? (по правому краю)
- Может ли работать компьютер без монитора? (да)
- Как называются группы, состоящие из четырёх двоичных цифр? (тетрады)
- Что означают обозначения: А1, F123, R7…? ( адреса ячеек)
- Как называются символы 0 и 1? (биты)
- Как называется количество цифр в числе? (разрядностью)
- Трекбол – это устройство ввода или вывода информации? (ввода)
- В каком направлении выписываются целые части при переводе десятичной дроби в двоичную систему счисления? (с начала, сверху вниз )
- С чего должна начинаться формула в электронных таблицах? (со знака “=”)
- Сканер – это устройство для ввода или вывода информации? (ввода)
- В каком направлении нужно выписывать остатки от деления при переводе десятичных чисел в 2,8,16 систему счисления? (с конца, снизу вверх)
- Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней можно записать числа 23 и 67? (8)
- Как называется устройство для вывода информации на экран? (монитор)
- Какое устройство отвечает за выполнение всех арифметических операции в компьютере? (процессор)
- Как называется место пересечения столбца и строки в электронных таблицах? (ячейка)
- Каков информационный объем 3-х дюймовой дискеты? (1,44 Мб)
- Как называется самая верхняя строка окна любой прикладной программы? (строка заголовка)
- Какие виды ссылок применяют в электронных таблицах Excel? (абсолютные, относительные, смешанные)
- Как происходит сортировка текста в электронных таблицах Excel: по алфавиту или по количеству символов? (по алфавиту)
3. Третий этап: финал
Участникам финала задаются по очереди несколько пар вопросов, затем определяется победитель. В случае одинакового результата задаются дополнительные вопросы.
Вопросы для финала:
- Какое устройство в компьютере сохраняет информацию при выключении питания? (винчестер)
- В чём измеряется размер символов в текстовом редакторе Word? (в пунктах)
- Сколько столбцов в электронных таблицах Excel? (256)
- Как иначе называют жёсткий диск: винчестер или браунинг? (винчестер)
- Можно ли работать на компьютере без оперативной памяти? ( нет)
- Какое число следует за числом 1Е16? (1F16)