Современная социально-экономическая обстановка в нашей стране резко повышает требования к личностным качествам человека. Необходимость решения нестандартных научных и технических задач делает особенно актуальными такие его качества, как оперативность и эвристичность мышления, воля, воображение, самостоятельность и смелость решений, целеустремленность и инициативность. Эти качества не появляются в структуре личности сами по себе, их необходимо целенаправленно формировать. Возникает необходимость обеспечить такое построение учебно-воспитательного процесса, которое предполагало бы постоянную потребность в применении названных выше качеств, давало бы школьнику возможность развивать их. В педагогике эта функция закреплена за всеми школьными предметами, в том числе и за предметом “иностранный язык”.
Однако до сих пор значение иностранного языка как предмета школьной программы, способствующего развитию учащихся, недооценивалось на практике. Учебная деятельность, организованная по схеме “выучил-ответил”, ориентировала как учителя, так и учащихся на репродуктивное говорение. Творческая активность педагога ограничивалась жесткими предписаниями учебно-методического комплекта, а наиболее успешно развивающейся интеллектуальной функцией учащихся было механическое запоминание.
Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях активного обучения. В этих условиях целью обучения становится самостоятельное приобретение знаний, формирование творческого мышления учащихся, ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть ее активным инициатором, деятелем и контролером. При активном обучении получает дальнейшее развитие идея коммуникативного обучения, т.е. обучение ориентировано на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом класса, а учитываются при организации общения на уроке. Обучение строится не на прохождении учебных тем, а на обсуждении определенных проблем в жизни нашего общества. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, учатся высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.
Для формирования и развития умения делать высказывания, несамостоятельные по форме, ведущим является использование внешней наглядности (предметов, картонок и т.д.). Для развития же умения делать высказывания самостоятельные по форме, а в конечном счете и по содержанию, необходима внутренняя наглядность (опыт, домысел, фантазия).
При переходе от использования первой к использованию второй необходимо в учебных целях применять такую форму наглядности и использовать такие ситуации, которые включали бы в себя возможность использовать опору на обе указанные выше основные формы наглядности – как внешнюю, так и внутреннюю. По наблюдениям С.И.Зарешской наиболее полно соответствуют этой задаче неразвернутые ситуации.
Неразвернутые ситуации могут быть предъявлены учащимся в устной или письменной форме, или же в виде картинок. На приемах, которые могут быть применены при работе по картинкам, на которых приведены неразвернутые ситуации, я более подробно остановлюсь в моей работе, так как считаю наличие картинки–схемы является более действенным стимулом, побуждающим учащихся к домысливанию и фантазированию, к соответствующим высказываниям, то есть к развитию творческого мышления параллельно с развитием инициативной и творческой иноязычной речи. Часто учащиеся не знают с чего начать и в какой последовательности говорить. Данная форма наглядности, по-моему, дает отправной момент, направление и основной стержень для высказывания или беседы, основанный на внутренней наглядности, имеющейся у учащихся, не ограничивая определенными рамками ее творческой речевой активности.
Что из себя представляют картинки с неразвернутой ситуацией? Это – рисунок, на котором дается только наметка какого-то действия, совершаемого довольно неопределенно очерченным лицом. Рисунки изготавливаются в черно-белом варианте, чтобы дать максимальную возможность и широкое поле для домысла, когда каждый учащийся может предложить свое цветовое оформление изображаемого. Каждая картинка может быть основной для большого количества ситуаций и может использоваться неоднократно как на протяжении ряда уроков, так и на разных этапах обучения языку. Их можно использовать для развития восприятия иноязычной речи на слух и для развития собственной диалогической и монологической речи учащихся.
Прежде чем приступить к работе, я всегда объясняю ребятам, что они должны говорить не столько об изображенном на картинке, сколько о том, что на ней представлено, а именно: кем может быть изображенное лицо, что предшествовало приведенному моменту, как будут развиваться события дальше и к чему они приведут. Желательно также объяснить учащимся, что они могут привлекать в качестве действующих лиц людей, изображенных на рисунке, а также использовать события, не вытекающие непосредственно из изображенного.
Хотелось бы дать описание различных приемов, которые могут быть применены при работе с картинками, на которых приведены неразвернутые ситуации. При работе с данным видом наглядности можно использовать как отдельные приемы так и ряд приемов.
- Учитель в качестве примера приводит несколько совершенно различных по сюжету ситуаций, основанных на одном и том же стержневом моменте – изображенном на рисунке.
- Учащиеся задают учителю вопросы для создания новой ситуации. Может возникнуть вопрос, почему рекомендуется задавать вопросы учащимся учителю, а не наоборот, как это чаще всего имеет место на уроках.
- Вопросы класса одному из учащихся для создания новой ситуации.
- Создание варианта ситуации по цепочке, путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений.
- Составление каждым учащимся своего варианта рассказа по предложенной развернутой ситуации.
На начальном этапе работы с этим видом наглядности чрезвычайно важно показать учащимся, что одна и та же картинка может быть основной для многочисленных и самых различных сюжетов, так как школьники обычно полагают, что определенная картинка должна ассоциироваться с определенным сюжетом или видом работы. Когда на начальном этапе работы по неразвернутым ситуациям, учитель приносил на урок такую картинку и рассказывал основанный на ней сюжет, учащиеся слушали его внимательно. На следующем же уроке ученики встречали ту же картинку настороженно и с некоторой неприязнью, так как полагали, что учитель будет снова рассказывать им то же, что и на предыдущем занятии. Как же было их удивление, когда они слышали совершенно иной, новый рассказ.
Чтобы создать у учеников прочную психическую основу возможности использовать рисунок как отправной пункт для ряда самых разнообразных сюжетов, в начале необходимо обязательно давать ряд различных по сюжету рассказов, основанных на одной и той же картинке и чем больше будут отличаться друг от друга сюжеты этих рассказов, тем лучше. Создание такой психической установки способствует развитию творческого мышления учащихся, чрезвычайно важного момента для успешной работы по развитию у них инициативной иноязычной речи.
Рассказы учителя по картинке с неразвернутой ситуацией, по-моему, хорошее упражнение, развивающее умение учащихся воспринимать иноязычную речь на слух. Единый отправной момент снимает некоторые трудности аудирования различных текстов, способствует преодолению психических барьеров – факторы, которые нельзя не учитывать.
Я убеждена, что вопросы, задаваемые учителем, не стимулируют активной речи учащихся. Учащийся может проявлять речевую инициативу только тогда, когда он сам берет ее в свои руки, когда он желает получить ответ на проблему, заключающуюся в его вопросе. Только передачей речевой активности в руки учащихся можно добиться развития у них инициативной и творческой речи. А приучать их к такой форме владения языком следует с начального этапа обучения языку.
Во-вторых, это нужно делать, поскольку учитель владеет языком несравненно лучше своих учеников и у него больше возможностей составить полноценную ситуацию из часто разрозненных вопросов, которые могут задавать учащиеся. А создании такой сюжетной ситуации чрезвычайно важно, так как класс должен видеть результат своей деятельности, почувствовать , что задаваемые вопросы не самоцель, а важные составные части, кирпичики, без которых не было бы целого. Даже если рассказ получился несколько неуклюжим, он все равно доставит ученикам удовольствие и чувство удовлетворения, потому что он был составлен ими самими, является их собственным произведением. Это чувство удовлетворения в возможности достижения определенной цели иноязычными средствами может стать мощным стимулом повышения интереса к освоению языка, к занятиям иностранным языком.
Умение учителя составлять целое из разрозненного особенно необходимо на младшем этапе обучения языку, когда учащиеся еще не всегда в состоянии задавать вопросы в логической последовательности и не владеют языковым материалом в достаточной степени. В эти случаях я стараюсь тактично подсказать нужное слово, форму, а в отдельных случаях и последовательность спрашиваемого, но не навязывая своего мнения классу или отдельному ученику; в противном случае нарушается главная задача работы – развитие речевой инициативы учащегося.
Кроме того, для развития инициативной речи на иностранном языке необходимо сформировать у учащихся навыки постановки вопросов разного типа, которые они могли бы применять по своему усмотрению, вне учебно-тренировочной деятельности. Поэтому необходимо максимально использовать учебный процесс для тренировки учеников в самостоятельной подготовке различных вопросов.
Такой вид работы следует поручать учащемуся, в котором учитель уверен. Однако не следует поручать ее всегда одному и тому же учащемуся, потому что в этом случае может пропасть интерес к выполнению данного типа упражнения как у класса в целом, так и у того, кого постоянно назначают. Начинать надо с сильных учащихся, постепенно вовлекая в выполнение основного задания и более слабых учеников. Следует ни на минуту не выпускать из виду, что основная цель упражнения – развитие инициативной и творческой речи всех учащихся в учебной группе. Я стараюсь, находясь в стороне, всегда прийти на помощь, подсказать необходимое, ликвидировать появившееся затруднение. Кстати, класс может задавать вопросы не одному, а одновременно двум (нескольким) учащимся. Таким образом расширяется возможность коллективного создания различных ситуаций, с включением в выполнение упражнения некоторых элементов соревнования в том, у кого рассказ получится интереснее, занимательнее, оригинальнее, а возможно смешнее.
Интересным вариантом этого вида работы является заключительный рассказ учащегося, построенный по ответам на заданные ему вопросы. Такой рассказ не только подводит итог и позволяет классу увидеть результат своей коллективной работы, но не способствует удержанию в памяти сказанного, что в свою очередь закрепляет владение материалом. Желательно стимулировать контроль со стороны класса за таким пересказом. Очень ценно, когда учащиеся поправляют говорящего, указывают на неточность в передаче своих вопросов и ответах на них. Поскольку инициатива исходит от самих учащихся, они живее и активнее, чем в обычных условиях, осуществляют такой контроль, что также способствует усвоению языкового материала и развитию речевых умений. В данном случае важно, я думаю, чтобы контроль был направлен не на язык, а на содержание высказываний.
Основным при составлении такого рассказа должен являться не объем высказывания, активное творческое участие всех учащихся в его составлении. Этот вид работы, как известно учителям, обычно захватывает ребят, которые внимательно следят за развитием сюжета, куда и как он повернется и к чему приведет после того, как они внесли свою лепту в его развитие.
Эта работа может быть выполнена в классе или дана на дом для более тщательной подготовки. При выполнении ее дома, учащиеся не обязательно должны иметь перед собой картинку. Сохранение мысленного образа исходной ситуации, возможно несколько расплывчатого, стимулирует домысливание и развертывание сюжета.
Указанную работу по картинкам можно проводить на одном уроке, использовав несколько описанных выше приемов работы и отведя на них 5-10 минут, или на протяжении серии уроков, применив только один прием, что требует 3-5 минут учебного времени. Учащиеся никогда не остаются равнодушными к данному виду работы, связанному с активной мыслительной и речевой деятельностью, и с большим желанием продолжают сюжетную линию, придуманную товарищами. Индивидуальные рассказы, как правило, не бывают очень длинными (8-10-15 предложений), и это дает возможность выслушать двух-трех учеников, не снижая интереса и внимания в целом. Эта форма работы позволяет сочетать повторение, обобщение и активизацию языкового материала с развитием устной речи учащихся.
Для того, чтобы каждый вариант рассказа отличался новизной сюжетной линии, оригинальностью и богатством домысла, я нацеливаю на то с самого начала работы по картинкам с неразвернутыми ситуациями. При соответствующей практике и относительной регулярности использования такого вида наглядности, учащиеся с большим интересом работают над созданием различных вариантов рассказа, что способствует улучшению не только их иноязычной речи, но и творческого мышления вообще. Следовательно, повышается общеобразовательная и развивающая роль процесса обучения иностранному языку. Указанные приемы работы позволяют вовлекать в речевой процесс всех учащихся согласно их индивидуальным интересам, опыту, формам мышления и языковым возможностям и включать в активную речевую иноязычную деятельность даже слабых учащихся.
Что из себя представляют картинки с неразвернутой ситуацией было сказано выше, но я бы хотела уточнить, что картинки с неразвернутой ситуацией могут быть:
А) простого типа;
Б) усложненного типа.
Картинки с простой неразвернутой ситуацией при опоре на домысел и фантазию учащегося не требуют описания сложной цепочки последовательных событий, а только определенного круга предметов, вещей, элементарных действий.
Например, на рисунке изображена пустая комната и учащемуся дается ориентировочная установка: “Ваша семья получила новую квартиру, в которой у тебя будет своя комната. Расставь в ней мебель и свои вещи так, как тебе больше нравится”. При выполнении задания предполагается не только расстановка мебели, но и более точные данные о ее форме, цвете, габарите и т.д. Поскольку у каждого учащегося имеются свои интересы и вкусы, то подборка мебели и определение места вещам будут индивидуальными , то есть будет соблюден самый важный принцип для развития творческой и инициативной речи – соединение речи с творческим мышлением. Каждый учитель может убедиться в том, что при выполнении такого задания лексическая сторона вопроса не будет представлять для учащихся особой трудности, так как предполагает использование словарного запаса в пределах темы и языкового материала учебно-методических комплексов. Кроме того, учитель всегда может подсказать ученику отдельные необходимые, но незнакомые слова. Этот вид работы может быть выполнен быстро и не требует особого времени, так как полностью вписывается в рекомендуемый в книге для учителя учебный процесс. В то же время, он повышает интерес учащегося и их активную речевую деятельность на иностранном языке.
Картинки усложненной неразвернутой ситуацией при использовании домысла учащего опираются на описание действий, на определенную последовательность событий, которые по мнению учащегося произошли, происходят и могут произойти. Такая цепочка уточняющих деталей, поскольку она опирается на внутреннюю наглядность и фантазию учащегося, может быть по сути дела бесконечной, так же как и количество ситуаций по каждой картинке.
Примерами картинок с усложненной неразвернутой ситуацией могут быть следующие:
- Старый человек сидит на диване с девочкой и о чем-то с ней разговаривает.
- Женщина с дорожной сумкой и билетом в руке идет куда-то. Навстречу ей идет молодой человек с рюкзаком за спиной. В данном случае в ситуацию внесены некоторые уточняющие детали. Однако они не раскрывают ситуацию до конца и оставляют широкое поле для домысла учащегося о том, кем являются эти люди, что предшествовало данному моменту и что за ним может последовать.
Вопросы девочки пожилому человеку, который может быть ее дедом, соседом, ветераном войны и т.д. могут быть разнообразные, так же как и рассказы пожилого человека.
Я бы рекомендовала следующую последовательность использования видов работы по данному виду картинок:
1. Рассказы учителя для развития восприятия английской речи на слух и создания установки на использование домысла при составлении новых вариантов развертывания ситуации, предложенной на картинке.
2. Вопросы учащихся учителю по картинке для создания нового варианта ситуации.
3. Работа учащихся в парах. Этот вид работы может иметь несколько вариантов:а) беседа о любом человеке, изображенном на картинке;
б) развертывание исходной ситуации;
в) составление домысла, который мог бы произойти между изображенными на картинке лицами.4. Составление рассказа учащимися по цепочке.
5. Собственные рассказы, составленные на базе изображенной на картинке исходной ситуации.
Следует помнить, что при работе с данным видом наглядности учитель должен “подсказывать” учащимся языковой материал, частично ими забытый или выходящий за рамки усвоенного, но необходимый им для собственного развертывания исходной ситуации, изображенной на рисунке.
Опыт практической работы по картинкам с неразвернутыми ситуациями показал, что использование упражнений, стимулирующих творческое высказывание учащихся, дает следующие положительные результаты:
- Значительно повышается речевая активность учащихся, так как развитие иноязычной речи происходит не на базе искусственных, часто надуманных ситуаций, а ситуаций, составленных самими учащимися, близких интересам и жизненному опыту каждого из них.
- В речевую активность вовлекаются все даже самые слабые в языковом отношении учащиеся, так упражнения, стимулирующие самостоятельные высказывания, дают учащимся возможность проявлять речевую инициативу в соответствии с уровнем владения языком каждого из них, то есть систематическое использование данного вида работы позволяет осуществлять индивидуальный подход к ученикам на большинстве, если даже не на каждом уроке.
- Поскольку повышается интерес учащихся к высказыванию и их речевая активность повышается и степень тренировки и усвоения структурного языковой материала.
- Более полным и четким становится запоминание и усвоение лексического материала.
- Повышается общее развитие мыслительной
деятельности учащихся, поскольку развитие
устной иноязычной речи сочетается с
использованием и совершенствованием домысла,
фантазии каждого учащегося, а так же в связи с
тем, что перед учащимися постоянно становятся
проблемы, которые им тут же приходится решать –
проблемы выбора, о чем говорить и что об этом
сказать.
- Эти моменты благотворно сказываются на занятиях учащихся по другим предметам, то есть систематическое использование данного вида упражнений способствует развитию общей мыслительной деятельности учащихся.
- Развитие мышления происходит пропорционально объему творческих упражнений, используемых на занятиях, регулярности использования их, а так же степени участия в них каждого учащегося.
В заключении следует еще раз сказать, что желание учащегося высказаться на иностранном языке тем сильнее, чем глубже затронуты его личные эмоции, мысли, интересы. Следовательно, для развития умения говорить, участвовать в речевой деятельности, целесообразно не учащегося подтягивать к ситуации говорения, а ситуацию говорения приблизить к учащемуся, о чем подробно и было сказано выше. Это положение нисколько не противоречит или противопоставляется принятым в школе формам обучения языку, поскольку для того, чтобы говорить, надо сперва познакомиться, осмыслить и начать овладевать языковым материалом.
Однако развитие самого иноязычного говорения может происходить только в процессе говорения, причем чем активнее этот процесс, тем лучше закрепляется, осваивается и активизируется основной языковой материал.