Урок получения новых знаний "Интеллектуальный экспресс"

Разделы: Информатика


Тема: Типы алгоритмов и их запись в виде блок-схемы.

Задачи урока

  • Изучив на предыдущих уроках понятие алгоритма, необходимо его повторить.
  • Добиться усвоения основных типов алгоритма, подробно рассмотреть способ построения алгоритма каждого типа в виде блок-схемы.
  • Продолжить работу по формированию навыка построения алгоритма поставленной задачи. Учить слушать друг друга, оценивать ответы своих товарищей, работать в микро группах.

Тип и форма урока

I. Урок получения новых знаний «Интеллектуальный экспресс».

Наглядность

  • Опорный конспект по основным требованиям построения блок-схемы.

Графическое изображение алгоритма широко используется перед программированием задач вследствие его наглядности, так как зрительное восприятие облегчает процесс написания программы, её корректировки при возможных ошибках, осмысление процесса обработки информации.

II. Опорные конспекты по каждому типу алгоритма.

Линейный.

Линейный (последовательный) алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.

Линейными являются алгоритмы отпирания дверей, заваривания чая, приготовления одного бутерброда. Линейный алгоритм применяется при вычислении арифметического выражения вида у = 5х - 2, где х = 2.

Запись алгоритма на естественном языке:

1. Взять х = 2.

2. Подставить в выражение у= 5 * х - 2.

3. Вычисленный результат вывести на печать.

Запись алгоритма в виде блок-схемы:

Разветвляющийся.

Алгоритм, содержащий хотя бы одно условие, в результате проверки которого обеспечивается переход на один из двух возможных шагов.

Примерами разветвляющегося алгоритма могут быть высказывания типа:

1. “Если пошёл дождь, то надо открыть зонт.”

2. “Если болит горло, то прогулку следует отменить.”

3. “Если значение х больше нуля, то У, равное 5 + х, также больше нуля.”

Полная форма разветвляющегося алгоритма:

img3.gif

Циклический.

Алгоритм, предусматривающий многократное повторение одного и того же действия над новыми исходными данными.

Примером алгоритма данного типа может быть алгоритм покраски забора (на естественном языке).

1. Покрасить доску.

2. Переместиться к следующей доске.

3. Перейти к действию 1.

Плюс, алгоритм анализа результата:

1. Покрасить доску.

2. Если есть ещё доска, переместиться к следующей; перейти к действию 1.

3. Если доски закончились, завершить работу.

Циклический алгоритм с условием в начале цикла, записанный в виде блок-схемы:

III. Карточки с вопросами к каждому типу алгоритма

Линейный.

1. Понятие линейного алгоритма.

2. Запись алгоритма на естественном языке для нахождения значения функции у = 7х + 2, х = 2.

3. Какие геометрические фигуры используются при записи линейного алгоритма.

4. Записать алгоритм в виде блок-схемы для нахождения значения функции у = 7х + 2, х = 2.

5. Что общего и различного в записи алгоритма на естественном языке и в виде блок – схемы.

Разветвляющийся.

1. Понятие разветвляющегося алгоритма.

2. Особенности построения алгоритма данного типа в виде блок-схемы.

3. Записать алгоритм в виде блок-схемы для выражения: «Если идёт дождь, то взять зонт.»

4. Дайте определение понятия алгоритма.

Циклический.

1. Понятие циклического алгоритма.

2. Записать алгоритм на естественном языке для выражения: «Набрать пяти литровое ведро тарой в 1 литр».

3. Записать алгоритм в виде блок-схемы для выражения: « Набрать пяти литровое ведро тарой в 1 литр».

4. Перечислить свойства алгоритма.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (3-4 мин.)

Учитель здоровается с учащимися, знакомит их с темой и формой проведения урока.

2. Учащиеся знакомятся с основными требованиями построения блок-схемы по опорному конспекту. (5 мин).

3. Затем весь класс делится на 3 микрогруппы, и в течение 5 минут все учащиеся самостоятельно работают с опорными конспектами, изучая определённый тип алгоритма. (5 мин.)

4. По истечении времени преподаватель отбирает от каждой микрогруппы по одному «экзаменатору» и приглашает их к доске. Пока идёт консультация (опрос) «экзаменаторов» учащиеся получают задание: записать в рабочую тетрадь конспект по тому типу алгоритма, который они изучили. (5 мин.)

«Экзаменаторы» получают карточки с тем видом памяти, который они изучили.

5. Работа с учениками.

«Экзаменаторы» – знакомят учащихся групп с типами памяти (оформляют конспект) и проводят проверку восприятия, пользуясь вопросами из карточки.

По сигналу учителя (это может быть музыка, колокольчик) «экзаменаторы» меняются микрогруппами, так чтобы тот тип алгоритма, который будет преподавать «экзаменатор», не совпал с типом алгоритма, который они изучали самостоятельно.

На работу с группой выделяется 7 мин.

В результате учащиеся каждой микрогруппы познакомились с двумя типами алгоритма через «экзаменаторов» и один тип изучили самостоятельно.

6. Далее преподаватель сам проводит проверку восприятия темы со всем классом.

Оценка «экзаменатора» зависит от ответов учащихся. Выставляются оценки. Подводится итог. (5–10 мин.)