В течение последних лет широкое распространение получила в школах такая форма внеклассной работы, как проведение предметных, в том числе и биологических, КВН. С учащимися нашей школы мы провели несколько КВН на зоологические темы. Схематические описание одного из них – “В зоопарке” - приводится ниже. Он был построен как прогулка по зоопарку и включал связанные между собой задания-конкурсы. Соревновались две команды – по 10 человек от 7 A и 7 Б классов. Учащиеся 7 B участвовали в подготовке к проведению КВН: под руководством учителя они подбирали и готовили необходимый иллюстрированный материал, занимались оформлением сцены и т. п. Материалы заданий были в основном подобраны и составлены мной, я же вела и программу встречи.
Подготовка к КВН проводилась в течение месяца. За это время члены команд-участниц прочитали много книг, журнальных и газетных статей, посвященных истории создания зоопарков и их задачам, ознакомились с разнообразием и особенностям содержащихся в них животных и т. д.
За несколько дней до проведения КВН, помимо традиционного приветствия и разминки, состоящей из пяти вопросов, командам было дано специальное домашнее задание (объяснение этого задания приводится ниже).
Заседание клуба началось с того, что ведущий представил друг другу соревнующиеся команды и их капитанов. Команда 7 A класса назвала себя “КЛОП” (команда Любознательных, Остроумных, Пытливых), команда 7 Б класса выступила под эмблемой “ежата” (у всех участников на левом рукаве была прикреплена эмблема – рисунок ежа).
Прежде чем начать традиционную разминку, ведущий предложил участникам войти в “зоопарк”, где будет проводится конкурс веселых и находчивых. При этом сообщил, что право на вход команды получат только после того, как доложат о выполнении первого пункта домашнего задания – расшифруют по буквам вывеску перед входом: “Зоопарк”. Команды предложили такую расшифровку 7 A класс – “Зовут Огромные Открытия, Приближающие Активных Ребят К цели”. 7 Б класс – “Забавные, Осторожные Обитатели Планеты – Армия Рычащих, Крылатых” (жители зоопарка).
Вопросы для разминки, подготовленные командой 7 A класса:
- Какая из кошек, живущих в зоопарке, является чемпионом среди зверей по бегу? (Гепард, скорость достигает 120 км\час)
- Какой самый маленький лев живет в песках? К сожалению его не увидишь в зоопарке? (Муравьиный лев)
>- Известно, что после стирки некоторые ткани линяют. А какие птицы в Московском зоопарке “линяют” после купания? (Бананоеды, или турако.)
- В природе невозможна встреча обитателей Северного и Южного полюсов, в зоопарке же такая встреча произошла. Скажите, какие это животные? (Пингвины и белые медведи.)
- Какое животное, обитающее в зоопарке, может смотреть в разные стороны, не поворачивая головы? (Хамелеон.)
Вопросы для разминки, подготовленные командой 7 Б класса.
- Назовите самое “чистоплотное” животное зоопарка. (Енот – полоскун)
- Название какого животного зашифровано в предложении: “Он прибыл в зоопарк издалека – его поймали в лесу да в клетку посадили”. Внимательно прослушав это предложение, постарайтесь отыскать в нем название животного. (Удав – “в лесУ ДА В клетку…”)
- Какой из появившихся в Ленинградском зоопарке новорожденных был самым высоким? (Детеныш жирафа – более 2 м.)
- Где можно увидеть такую сценку, как на этой картинке (показывают картину, на которой изображено следующее: волчата играют с козлятами, львенок ест с одной чашки с собакой, а медвежонок убегает от кошки)? (На площадке молодняка в Московском зоопарке.)
- В зоопарке среди пернатых поселился один “канцелярский работник”. Не скажете, какой? (Птица-секретарь)
Первое задание. Участники встречи подходят к тому месту сцены, которое оборудовано в виде террариума. Здесь их встретил ведущий с куклой Буратино на руках. Буратино, на шее которого висел золотой ключик, обещал отдать его капитану той команды, которая быстрее и правильнее ответит на три вопроса:
- Что обозначает слово “террариум” и чем он отличается от аквариума? (Помещение, в котором содержат наземных животных, обычно земноводных и пресмыкающихся.)
- Кто вручил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла).
- Сколько лет могут жить черепахи? (До 200–300 лет)
Второе задание. Для участия в конкурсе от каждой команды выделяется по два человека, которые отличаются наблюдательностью и любят головоломки. Ведущий вручает им по 10 наборов, состоящих из 14 различных геометрических фигур каждый. Из фигур нужно сложить возможно больше силуэтов разных животных, которых можно увидеть в зоопарках (для образца участникам дается по 3 силуэта – кошки, верблюда, страуса). Поясняет правила складывания силуэтов: в каждом силуэте надо использовать все 14 фигур, прикладывая их друг к другу вплотную; фигуры можно поворачивать любой стороной, но нельзя накладывать их друг на друга даже частично.
Представителей команд отводят за сцену в разные комнаты, где они в течении 30 минут складывают силуэты животных. Ведущий дает им дополнительное задание – подготовить небольшой рассказ о биологии этих животных.
Третье задание. Цель его – выявить быстроту реакции болельщиков каждой команды. Для этого ведущий в стихотворной форме кратко дает шутливую характеристику некоторым животным зоопарка. Если животное охарактеризовано правильно, болельщики должны отвечать “видели”, а если нет “что вы?”. Проигрывают те, кто допустит в своих ответах больше ошибок. Чтобы следить за правильностью ответов ребят, в помощь ведущему выделяется по два человека от болельщиков обеих команд. Ниже приводится примеры таких стихотворных текстов:
Ненасытный зверь шакал
От стены к стене шагал.
(Видели)Полетели вдаль пингвины
Выше ели и осины.
(Что вы?)
Проводится этот конкурс в очень быстром темпе. Главная его задача – создать у ребят веселое настроение, ведь КВН – это конкурс веселых, а об этом, к сожалению, часто забывают при проведения предметных КВН.
Четвертое задание. Проверка выполнения 2-го пункта домашнего задания. Командам было поручено “поймать” животных для зоопарка и представить их список в виде такой цепочки слов, где последние буквы в названии одного животного были бы первыми буквами следующего. Очки присуждались и за количество названий и за оригинальность. Приведем ниже “трофеи” команд 7 Б класса: морское ушко, колонок, окапи, пикша, шакал, аллигатор, орлан, антилопа, палололопатонос, осетр, тритон, ондатра, рапананавага, гага, гадюка, казарка, канарейка, касатка, камышовка, камбала, лангуст, страус, устрица, цапля, лягушка, катушка.
При выполнил этого задания школьники не просто выбирали подходящие названия животных, но и знакомились с их биологией, так как любого из участников могли спросить о названном животном. Это пополняло зоологические знания учащихся.
Пятое задание. В одном из уголков сцены установлен небольшой аквариум с живыми рыбами, развешаны таблицы и плакаты с изображением различных аквариумных рыб.
Ведущий встречает участников КВН с другим сказочным персонажем – золотой рыбкой. Знакомит их с различными породами золотых рыбок, находящихся в аквариуме. Затем приглашает по два аквариумиста от каждой команды и предлагает быстро записать на досках ответы на такие вопросы:
- Какая рыба наших пресных вод является диким предком золотой рыбки? (Золотой карась.)
- Назовите рыбок, которых вы видите в аквариуме и на открытках. (Демонстрируются цветные открытки)
- Какие рыбки обитают в этом “аквариуме”? (Используются таблица-стенд из открыток, изображающих наиболее распространеных аквариумных рыб – меченосцев, гуппи, скалярий, макроподов и т. д.)
Шестое задание. В нем участвуют любители музыки (по одному от каждой команды). За сценой включается пластинка с отрывком из балета Чайковского “Лебединое озеро”. Дается задание: назвать музыкальное произведение и его композитора. Ведущий замечает, что это правильный ответ на этот вопрос будет ответом и на вопрос о том, к какому отделу зоопарка мы подошли (К пруду в водоплавающими птицами).
Седьмое задание. Проводится в виде викторины. На сцене – панорама пруда. На фоне большой цветной электрифицированной фотографии озера размещены изображения птиц: аиста, выпи, лебедя-кликуна, лебедя-шипуна, пеликана, утки, цапли, чайки, шилоклювки, шилохвостки. Около каждой из них – металлическая клемма. Такие же клеммы у названий птиц в общем списке, помещенном в нижнем углу фотографии (в алфавитном порядке). От участников требуется показать трех птиц и при этом дотронуться указкой до названия (если ответ правильный – загорится лампочка).
Восьмое задание. Здесь же, недалеко от пруда, проводится конкурс любителей книг. Каждая команда выделяет по 2 человека. Они должны вспомнить, в названиях каких литературных произведениях (сказок, басен, рассказов, пьес) упоминаются птицы, о которых говорилось в предыдущем конкурсе (“Песня о буревестнике” М. Горького, “Чайка” А. П. Чехова, сказка “Гадкий утенок” Андерсена и т. д.)
Девятое задание. Болельщикам от каждой команды предлагается совершить прогулку по “зоопарку”, но “заходить” в клетки не ко всем животным, а только к тем, которые привезены сюда из Африки. Ведущий показывает рисунки из альбома В. Чаплиной “В зоопарке”, а ребята громко говорят “да” или “нет”.
Десятое задание. Проводится около “вольеры” с певчими птицами. За сценой включена магнитофонная лента с записью голосов птиц. От каждой команды выходят по два человека. Ведущий предлагает им прислушаться к многоголосому хору и выделить из него голоса тех птиц, пение которых в народе передают примерно так: “спать пора” или “под полоть”, “неси, неси, да не труси”, “Витю видел?” или “чечевицу видел?”, “чьи вы? Чьи вы?”, – а затем записать на доске их названия.
Участники должны узнать птиц не только по голосам, но и по внешнему виду. Для этого на доске вывешиваются открытки или фотографии с изображением птиц, а на столах выставляются чучела, в том числе перепела, чечевицы, овсянки, чибиса.
Одиннадцатое задание. Это традиционное соревнование капитанов. Капитанам были даны такие задания:
- Написать на доске, в каком году был основан Московский зоопарк.
- Назвать изображенных на таблице зверей и сказать, куда они идут. (На таблице нарисованы верблюд, зебра, обезьяна, олень, пеликан, антилопа, рысь, крокодил; из первых букв этих названий получается “в зоопарк”).
- Через сцену протягиваются два шнура, на них в определенном порядке вывешиваются открытки или фотографии, изображающие тайгу, лес, реку, море, льдины в океане, степь, отвесные скалы и т. п. На эти картинки накинуты бумажные обложки с карманами. Ведущий на некоторое время открывает картинки, капитанам предлагает запомнить последовательность их размещения и снова закрывает. Затем вручает капитанам по конверту и набором открыток, изображающих различных животных (суслика, белого и бурого медведей, тура, бобра, белки, моржа, и др.), и предлагает разместить по местам их естественного обитания. (В этом задании проверяются не только знания, но и зрительная память).
Описанный КВН вызвал у учащихся большой интерес. Важно, что в процессе подготовки к нему школьники много читали, и это, несомненно, обогатило их знания.