В программе сосредоточен учебный материал с контрольными упражнениями и нормативами по их освоению. Методические рекомендации по тестированию. Разработан подробный материал по обучению технических элементов в нападении:
- техника выполнения различных бросков;
- ведение мяча (высокое, скоростное, низкое ведение с укрыванием мяча, ведение с изменением темпа, с различными способами изменения направления);
- различные передачи и ловля мяча, включающее советы передающему и получающему мяч игрокам;
- работа ног и другие навыки игры в нападении, включающие рывки, остановки, повороты, финты, прыжки, различные передвижения;
- рекомендации по основам индивидуальной игры в нападении.
Упражнения в жонглировании, направленные на овладение техникой обращения с мячом. Материал по обучению технических элементов в защите:
- защитная стойка, ее разновидности;
- работа ног и передвижение в защите;
- выбивание и вырывание мяча;
- рекомендации по основам индивидуальной игры в защите.
Для игры баскетбол характерен высокий динамизм в развитии игровых ситуаций, постоянное чередование активных и пассивных фаз игры. Играющие непрерывно переключаются с одних двигательных действий на другие, изменяя скорость и направление движения. Поэтому, готовясь к уроку баскетбола необходимо отдавать предпочтение средствам и методам, максимально отражающим специфику игры. В ходе вводной части следует использовать различные способы и варианты передвижений. Максимально приблизить их к особенностям игры; применять общеразвивающие упражнения, направленные на нестандартные движения, выполняемые в динамическом режиме. Нужно широко внедрять игровой метод для создания эмоционального фона и формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетбола.
В основной части урока решаются поставленные задачи. Для их решения требуется творческий, неординарный подход. Предлагаю чаще пользоваться методом круговой тренировки. Метод круговой тренировки позволяет большому числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования. Для этого необходимо на основании тематического плана подготовить учебные карточки, задания. В них входят разнообразные упражнения для развития специальных физических качеств, обучение и совершенствование технических элементов игры. Для создания положительных эмоций на уроке, высокой моторной плотности, формирования положительной мотивации учения внедрять в основную часть урока начального и среднего звена игровой и соревновательный метод.
Критерии оценки могут быть разные.
- По организованности команд на станциях,
- По качеству выполнения задания на станции, обычно это станция совершенствования задания,
- По занятому месту в игре. Обязательное условие – подведение итогов на каждом уроке.
Для этого ведется экран соревнований. В старшем звене необходимо постоянно видоизменять и усложнять упражнения и избегать однообразия заданий и уроков.
Тесты по физической подготовленности
Бег 15 м.
Выполняется с высокого старта.
Челночный бег 4 х 9 м.
Выполняется с высокого старта, с обязательным касанием рукой в конце каждого отрезка, кроме финишного.
Многоскоки.
Семь непрерывных прыжков с ноги на ногу, с приземлением на 7 прыжок на обе ноги.
Семь непрерывных прыжков на двух ногах.
Сгибание и разгибание рук в упоре от пола, руки сгибаются в локтях до прямого угла.
Для 1–4-х классов: № 1, 2, 3, 5.
Для 5–11-х классов: № 1, 2, 4, 5.
Тесты по технической подготовленности.
1. Ведение мяча до стойки и обратно 2 х 9 м. Стойка установлена на отрезке 9м.
2. Передача в цель с 3 м из 10 попыток. Мишень(цель) круглая, диаметр 40 см.
3. Передача в цель с 5 м за 30 секунд с одним отскоком от пола. Передача выполняется двумя руками от груди.
4. Бросок мяча в корзину с 3 метров из 10 попыток. Выполняется одной рукой сверху.
5. Обводка стоек. Устанавливается 6 стоек. Расстояние до первой стойки 2 м, а следующие стойки через 3 метра. Стойки обводятся поочередно правой, левой рукой. (Обводка справа выполняется правой рукой и т.д.)
6. Ведение мяча по разметке волейбольной площадки. Выполняется на время: от лицевой линии до линии нападения и обратно, от лицевой линии до следующей линии нападения и обратно, затем через всю площадку и обратно.
7. Бросок в движении после ведения из 5 попыток.
8. Обводка 3 – х секундной зоны правой рукой с броском мяча в корзину, с подбором мяча и ведением левой рукой в обратную сторону и броском. Тест выполняется на время.
Для 1–2-х классов: № 1, 2; (Мини – баскетбольный мяч или большой резиновый.)
Для 3–4-х классов: № 1, 2, 4. (Упражнения выполняются мини – баскетбольными мячами.)
Для 5–6-х классов: № 2, 5, 6, 7.
Для 7–8-х классов: № 3, 5, 6, 7.
Для 9–11-х классов: № 3, 5, 6, 8.
Конспект урока по баскетболу для 5 класса
Задачи
- Совершенствование передвижений в защитной стойке баскетболиста.
- Дальнейшее обучение ведению мяча с изменением направления, переводу мяча перед собой.
- Совершенствование персональной защиты в учебной игре.
- Развитие скоростных и координационных качеств.
Инвентарь
- 12 мини – баскетбольных мячей.
I. Вводная часть
- Построение и сообщение задач урока.
- Ходьба по заданию (4 шага на носках, руки к плечам, 4 шага на пятках, руки за голову, 4 шага на внутреннем своде стопы, руки на пояс, 4 шага на внешнем своде стопы, руки перед грудью, чередовать).
- Ходьба спортивная.
- Бег по заданию используя разметку волейбольной и баскетбольной площадок.
Упражнения на восстановления дыхания в движении.
Общеразвивающие упражнения с мячами на месте (учащиеся строятся в парах на расстоянии 3 м друг от друга, мяч на пару, упражнение выполняет сначала один, затем передает другому).
- 3 оборота мяча вокруг шеи вправо, 3 влево – передача мяча партнеру двумя руками от груди.
- То же на уровне пояса.
- То же на уровне коленей.
- В стойке баскетболиста передавать мяч с руки на руку по восьмерке вправо вокруг ног, то же влево.
- Упражнения без мячей:
1) вращение в коленных суставах на 4 счета вправо, на 4 счета влево;
2) вращение в голеностопных суставах в левую и правую сторону поочередно левой, правой ногой.
II. Основная часть
I. Совершенствование передвижений в защитной стойке баскетболиста
1. Класс строится на боковой линии в одну шеренгу. Расчет на 1,2:
а) челночный бег 6 х 5м, выполняют сначала 1 номера, затем 2;
б) то же, только назад бегут спиной;
в) то же, только в одну сторону выполняют передвижение приставными шагами правым боком, обратно левым.
Упражнения проводятся соревновательным методом.
2. Единоборство в парах. Упражнение выполняется от лицевой линии до середины зала, ширина коридора 4 м. Защитник удерживает позицию и противодействует нападающему, применяя различные защитные передвижения (приставные шаги, бег спиной вперед).
II. Дальнейшее обучение ведению мяча с изменением направления (перевод мяча перед собой)
Зал делится на 2 коридора 4 х 18 м. Учащиеся располагаются в 2-х колоннах по одному.
Выполняется ведение по зигзагу со сменой направления движения и переводом мяча перед собой.
Построение то же.
Упражнение в парах.
Нападающий выполняет ведение с изменением направления, защитник противодействует ему двигаясь в защитной стойке и сохраняя дистанцию 1,5 – 2 шага перед ним с положением – руки за спиной.
То же, но одна рука защитника выполняет различные защитные приемы, а другая находится за спиной.
III. Совершенствование персональной защиты в учебной игре
Капитаны команд распределяют ответственность игроков в защите. В учебной игре защитник, опекающий игрока, владеющего мячом, старается спровоцировать поспешную или неточную передачу. Остальные игроки, опекая своих подопечных пытаются эту передачу перехватить.
IV. Заключительная часть
Игра «Снайперы».
Команды располагаются на расстоянии 4 м от корзины. На команду – один мяч. По сигналу игроки поочередно выполняют броски одной рукой сверху. Побеждает команда набравшая наибольшее количество очков за 3 мин.
Подведение итогов.
- Оценить умение выполнять защитные действия.