Цели и задачи
1) Обобщить, углубить и оценить знания о свойствах электро- и радиоматериалов, о принципах работы и назначении резисторов, конденсаторов, трансформаторов и коммутационных устройств.
2) Повысить интерес учеников к предмету “Радиотехника”; продолжить формирование навыков работы в коллективе , уважения к сопернику.
3) Продолжить развитие технического, логического мышления, памяти, внимательности.
Оборудование
1) Графопроектор.
2) Пленки с вариантами ответов.
3) Карточки-подсказки (50\50, помощь зала, “звонок” другу).
4) Шкала очков с передвижной стрелкой.
Подготовительный этап
На классной доске укрепляется шкала баллов с передвижной стрелкой, экран, карточки подсказки (50\50, помощь зала, “звонок” другу). Перед доской устанавливается графопроектор.
Заранее в качестве ведущего выбирается один из учеников класса. Учитель выступает в роли ассистента. Ведущий проводит отборочный тур, задает вопросы игрокам. Ассистент осуществляет смену пленок для графопроектора.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем обобщающий урок по темам “Электро- и радиоматериалы” и “Элементы радиоэлектронной аппаратуры” в виде игры “Миллионер знаний” по принципу хорошо известной вам игры “Кто хочет стать миллионером”. Представляю вам ведущего и предоставляю ему слово.
Представление ведущего.
Ведущий: Напоминаю вам правила. Для того чтобы стать участником игры, нужно быстро и правильно ответить на вопрос отборочного тура. Каждому участнику задается по 15 вопросов по теме радиотехника и физика. За каждый правильный ответ вы получаете баллы, которые вы можете видеть на шкале. Варианты ответов проецируются графопроектором на доску. Каждый последующий вопрос сложнее предыдущего. Существуют 2 несгораемых суммы (1000 и 3200) и 3 подсказки: 50\50 (закрывается 2 неправильных ответа), помощь зала (аудитория голосует за ответы поднятием рук) и “звонок” другу (можно спросить у одного из присутствующих в зале).
Каждый игрок награждается призом, в зависимости от набранного колличества очков.
Итак, мы начинаем отборочный тур. Вопрос первый…
Ведущий задает вопрос. Верно ответивший, ученик становится 1-м участником. (Вопросы отборочного тура см. в приложении 1).
Ведущий: Первый вопрос на 100 баллов.
1. Единица измерения силы тока:
А. Ом
Б. Ампер
В. Вольт
Г. Грамм
Ведущий: Вы уверены в правильности ответа? Не хотите ли воспользоваться подсказками?
После того как получен ответ, задается следующий вопрос.
Ведущий: Вопрос на 200 баллов.
2. К профессии типа “Человек-человек” относится
А. Программист
Б. Слесарь
В. Токарь
Г. Педагог
Ведущий: Вопрос на 300 баллов (см. приложение 2)
Вопросы задаются до первого ошибочного ответа игрока. При первом неправильном ответе подводятся итоги, в зависимости от набранного количества баллов, происходит награждение участника.
Ведущий: Внимание! Второй отборочный тур.
Задается вопрос. Верно ответивший, ученик становится 2-м участником.
Игра повторяется аналогично первому туру. Затем проводится отборочный тур в третий раз. По окончанию игры 3-м участником подводятся итоги мероприятия.
Учитель: Итак, наша игра завершена! Победителями сегодня стали: ….
Называется Ф.И. всех участников и количество набранных ими баллов.
Учитель: За этот урок мы повторили и обобщили полученные ранее знания, мне хочется надеяться, что урок принес вам большую пользу.
Приложение 1.
Отборочный тур
- Мальчик скинул с десяти десять, и осталось десять. Как это могло случиться? (перчатки)
- На сколько единиц меньше наибольшее однозначное число, чем наибольшее двухзначное? (на 90)
- Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына его зовут Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич)
- Найдите сумму всех однозначных чисел. (45)
- Что каждый день готовят, но не едят? (уроки)
- Часы с боем отбивают один удар за 1 секунду. Сколько нужно времени, чтобы они отбили 12 ударов? (11 секунд)
- Сколько будет, если умножить 3 десятка на 3 десятка? (900)
Приложение 2
Вопросы 1-му игроку
1. Единица измерения силы тока
А. Ом
Б. Ампер
В. Вольт
Г. Грамм
2. К профессии типа “Человек-Человек” относится
А. Программист
Б. Слесарь
В. Токарь
Г. Педагог
3. Объектив – это
А. Набор деталей
Б. Линза
В. Набор линз
Г. Имя всемирно известного ученого
4. Скорость распространения электромагнитных волн в вакууме
А. Скорость света
Б. Чуть меньше скорости света
В. Чуть больше скорости света
Г. С различными скоростями
5. Год создания радио А.С. Поповым
А. 1871
Б. 1799
В. 1895
Г. 1947
6. Ученый, который изобрел первую электрическую лампу накаливания
А. Эдисон
Б. Томсон
В. Лодыгин
Г. Яблочков
7. Обозначение магнитного потока
А. U
Б. I
В. Ф
Г. G
8. Надписи, размещенные в поле кадра сюжетной части кинофильма
А. Цифровые
Б. Титровые
В. Титро-цифровые
Г. Цирковые
9. Время пайки элементов радиоэлектронной аппаратуры
А. 10 с
Б. 8 с.
В. 3 с.
Г. 5 с.
10. Самая низкая в природе температура
А. 273К
Б. 0оС
В. 0К
Г. 273оС
11. Название первого прибора, сконструированного А.С. Поповым
А. Радиоприемник
Б. Грозоотметчик
В. Радиопередатчик
Г. Громоотводник
12. Фамилия, которую произнес А.С. Попов в первом радио эфире
А. Герц
Б. Белл
В. Попов
Г. Маркони
13. Переход вещества из жидкого состояния в твердое
А. Кристаллизация
Б. Плавление
В. Конденсация
Г. Испарение
14. Вторая космическая скорость
А. 7,9км\с
Б. 11,2км\с
В. 9,7км\с
Г. 17км\с
15. Преобразование электрических колебаний в звуковые осуществляет
А. Микрофон
Б. Усилитель
В. Генератор
Г. Громкоговоритель
Вопросы 2-му игроку
1. Позиционное обозначение резистора на схемах
А. R
Б. C
В. VT
Г. T
2.Имя отца создателя радио
А. Сергей
Б. Семен
В. Степан
Г. Станислав
3. Резистор, сопротивление которого изменяется под действием света
А. Светорезистор
Б. Фоторезистор
В. Динистор
Г. Варистор
4. Колличество рабочих положений переключачеля
А. Одно
Б. Не меньше двух
В. Больше трех
Г. Не меньше 9
5. Устройства для включения и выключения электрических цепей
А. Навигационные
Б. Дистанционные
В. Коммутационные
Г. Мутационные
6. Процес превращения пара в жидкость
А. Испарение
Б. Парообразован
В. Кипение
Г. Конденсация
7. Для профессии типа “Человек-Техника” основной трудовой функцией является
А. Взаимодействие с другими людьми
Б. Уход за растениями и животными
В. Преобразование материалов и энергии
Г. Создание произведений искусств
8. Прямым доказательством существования молекул является
А. Дробление веществ
Б. Расширение тел при нагревании
В. Испарение
Г. Просачивание масла через сталь под давлением
9. К устройствам управления и защиты в электрических цепях относятся
А. Трансформаторы
Б. Выпрямители
В. Осветительные приборы
Г. Выключатели и предохранители
10. К технологическим машинам относятся
А. Экскаватор
Б. Мотоцикл
В. Токарный станок
Г. Космический корабль
11. Что такое “импеданс”?
А. Название радиоэлемента
Б. Полное сопротивление цепи
В. Сигнальный участок
Г. Кодовое название радиопередатчика
12. Какой единицы измерения температуры не существует?
А. Кельвин
Б. Цельсий
В. Фаренгейт
Г. Джоуль
13. Чему равна 1 лошадиная сила?
А. 500Вт
Б. 746Вт
В. 659Вт
Г. 748Вт
14. Какое из нижеперечисленных веществ входит в состав припоя?
А. Свинец
Б. Золото
В. Железо
Г. Марганец
15. Первая формулировка закона сохранения механической энергии принадлежит
А. Лейбницу
Б. Декарту
В. Ньютону
Г. Архимеду
Вопросы 3-му игроку
1. Единица измерения сопротивления
А. Вт
Б. В
В. Ом
Г. См
2. В предмете “Технология” изучают технологию
А. Производства автомобилей
Б. Создания космических кораблей
В. Создания медицинских инструментов
Г. Преобразования материалов, энергии, информации
3. Год рождения А.С. Попова
А. 1859
Б. 1799
В. 1895
Г. 1901
4. Моделью молекулы диэлектрика является
А. Глобус
Б. Диполь
В. Идеальный газ
Г. Заряд
5. Наименьшая химически неделимая частица вещества
А. Молекула
Б. Атом
В. Электрон
Г. Позитрон
6. Единица измерения яркости светящейся поверхности
А. Люкс
Б. Нит
В. Люмен
Г. Вебер
7. Трансформаторы, преобразующие напряжение сети в более низкое или более высокое напряжение, называют
А. Силовые
Б. Сложные
В. Простые
Г. Слабые
8. Что используют для соединения узлов и блоков аппаратуры
А. Электрические соединители
Б. Нитяной бандаж
В. Электрические разъединители
Г. Кабель
9. Устройства, автоматически переключающие электрические цепи извне
А. Переключатель
Б. Реле
В. Выключатель
Г. Геркон
10. Силу взаимодействия между двумя заряженными телами оценивает
А. Закон Кулона
Б. Закон Ньютона
В. Закон всемирного тяготения
Г. Закон подлости
11. Для преобразования переменного тока в постоянный используют
А. Двигатели
Б. Генераторы
В. Выпрямители
Г. Нагревательные прибор
12. К энергетическим машинам относятся
А. Токарный станок
Б. Швейная машина
В. Сверлильный станок
Г. Генератор
13. Большая дальность радиосвязи обеспечивается использованием
А. Акустических волн
Б. Механических колебаний
В. Электромагнитных волн
Г. Электрических колебаний
14. Основная характеристика катушки индуктивности
А. Емкость
Б. Индуктивность
В. Реактивное сопротивление
Г. Активное сопротивление
15. Изобарный процесс в газах носит название
А. Закон Гей-Люссака
Б. Закон Бойля
В. Закон Мариотта
Г. Закон Шарля