Данную игру можно провести среди учащихся 7-8-х классов как внеклассное мероприятие в Неделе биологии или как занимательный час в биологических кружках. В процессе подобных мероприятий ребята узнают много нового и интересного. Подготовка творческого и практического заданий игры развивает детей с разных сторон, открывает способности ребенка которые не проявляются во время урока. Это мероприятие может способствовать проявлению у учащихся интереса к живой природе, а следовательно, и внимательного, бережного отношения к ней.
Цель игры. Расширить знания учащихся по вопросу о многообразии птиц. Систематизировать знания о жизнедеятельности птиц, их взаимоотношениях с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.
В игре принимают участие сборные команды 7-8 классов (6-7 человек). Ребятам заранее предлагаются следующие задания:
- Выбрать название команды, эмблему, девиз, приветствие.
- Подготовить оригинальные и удобные кормушки для птиц.
- Подготовить “Интервью с птицами” в любой форме ( рассказ, стихотворение, записанный на пленку птичий крик, загадки, ребусы, фотографии, рисунки, книга рекордов.)
- Изучить или повторить материал по теме игры (по заранее предоставленной литературе).
Ход игры.
“Как прекрасен этот мир, посмотри…”
В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг.
Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую – нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному вдруг открытию. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернаты друзьям.
Итак, мы начинаем нашу игру.
Конкурс 1. Разминка
Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы и метко отражал их в загадках. Немало загадок у русского народа о птицах. О каких птицах говорится в этих загадках? (за каждый правильный ответ – 1 балл)
- С буквой “с” живу в пруду,
- Простая буква я, ну что же?
- Сероспинный, красногрудый,
- Меня ты увидишь теперь лишь в музее,
- Мой девиз – людей лечить
- Скажи ты мне,
- Она черна. Она шумна. Стоит-галдит,
- Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица)
Все рыболовы меня знают.
С буквой “ф” за красоту
Меня жар- птицей называют.
(сазан – фазан)
Коль сорок раз меня повторишь,
Так сразу птицей стану я,
Всем вам известною, друзья.
(сорок-А)
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
(снегирь)
Крестьяне мной землю пахали всегда.
Но букву одну измени поскорее –
Я очень полезная птица тогда.
( соха – сова)
И на помощь к ним спешить.
Стоит букву заменить –
Черной птицей мне вдруг быть.
( врач – грач)
Какой чудак и днем
И ночью носит фрак?
(пингвин)
Летит – галдит: “Галл-гал –гал”
Кто – угадал?
(галка)
Конкурс 2.( максимальное количество баллов 6)
Чтобы написать и прочитать слово, надо знать буквы. А для того, чтобы написать, а затем и исполнить музыку, нужна нотная грамота. Точно так же, как в мире слов и музыки, в животном мире – своя азбука и свои ноты. Давайте вспомним азбуку природы – систематику.
Задание: составьте полные систематические портреты для пернатых.
а) сизый голубь
б) домашний воробей
( например, Вид – Домашний воробей
Род – Воробьев
Семейство – Вьюрковых
Отряд – Воробьинообразных
Класс – Птиц
Тип – Хордовые )
Интересно, что видовое название включает в себя и родовое, что очень похоже на наши имена и фамилию.
Конкурс 3. Играем в прятки.
Лучшей умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Задание: Если вы сложите соответствующим образом слова, буквы в слове, то у вас получатся названия всем известных птиц.
1. Кожа ==
2. Нуга ==
3. Кожа + вор +он ==
4. Горка + и + хвост ==
5. Кушка + тир ==
6. Воронка + сизо ==
7. Весло + ой ==
8. Бей + о + вор ==
9. Колос ==
10.Веретено – но + т ==
11.Три + ж + с ==
12.Трус + са ==
13.Булог + ь ==
14.Род + конь – ь ==
Конкурс 4.
Все знают, что птицы – прекрасные певцы и музыканты. Слушая певчих птиц, можно написать оперу. Русский композитор Н.А. Римский – Корсаков чаще других использовал голоса птиц в музыке. В опере “Снегурочка” в хоре и пляске птиц есть голоса кукушки и дрозда-белобровика, а в речитативе Весны – высвистывания снегиря. Начало штраусовского вальса “Сказки Венского леса” по ритму почти совпадает с тревожными сигналами самца зяблика (звучит отрывок из произведения). Сейчас вам предстоит прослушать записи голосов птиц и определить кому из пернатых принадлежат данные песни и разыскать этих птиц на слайдах.
Конкурс 5. “Не сядьте в лужу”
Не сядьте в лужу! Чтоб не сесть,
Друзья мои, подумать надо
И мой кроссворд заполнить весь –
Задача для ума и взгляда!
В кроссворде нет согласных букв.
Поставьте их в пустые клетки.
На все решенье – пять минут,
А буквы нужные – на ветке.
рис.1 | рис.2 |
---|---|
Конкурс 6. Рассказы-загадки.
А сможете ли вы узнать птиц по их описанию?
№1. Одна из самых красивых (самец ярко-красный) и своеобразнейших наших птиц. У него много чего необычного. Мало того, что клюв у нее “задом наперед”, птенцов она выводит посреди зимы, в лютый мороз, так она и умереть “по-человечески” не может. Тело ее так пропитывается смолой к старости, что многие годы не поддается гниению. (клест)
№2. Эта птица пищу себе добывает, бегая под водой, по дну чистых речек и ручьев. За это и прозвали ее еще водяным воробьем. И все у нее для этого приспособлено. Есть копчиковая железа, как у всех водоплавающих птиц, чтобы перышки жиром смазать, а “ушки” специальным клапаном при нырянии закрываются. В то время, когда другим пернатым и холодно и голодно, она живет себе припеваючи. (оляпка)
№3. Зрение у этой птицы особенное. Глаз ее может выбирать из поля зрения только ту информацию, которая ему нужна в данный момент, и не замечает другую. Одна из авиационных фирм США изобрела электронный глаз, способный определить направление и скорость движения объекта, его форму и размеры. “Глаз” может, например, распознать бомбардировщик и ракету и не замечать другие летающие объекты. (голубь)
№4. Еще ее называют касаткой. Так люди выразили свою любовь к этой птичке. Ее легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Это птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки или провода. Даже воду пьет и купается она на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. Глядя на них, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. (ласточка)
Конкурс 7. “Оч. Умелые ручки”
…Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек.
Ю. Синицын
Сейчас мы будем создавать из доступных для всех материалов “столовую” для наших пернатых друзей.(На столах: пластиковые бутылки, ножницы, скотч, проволока, небольшие деревянные брусочки. Данный конкурс был объявлен заранее и в других классах, только ребята работали с деревом. На данном мероприятии демонстрируются их кормушки.)
Конкурс 8. Интервью с птицами.
(Домашнее задание: Кто сумеет взять самое интересное интервью у птиц зимой? Формы разнообразные: рассказ, стихотворение, записанный на пленку птичий крик, загадки, ребусы, фотографии, рисунки, книга рекордов.)
Например, стихотворение Ивиной Ани 7-й класс.
Снегири
Снегири летали
Пред избой моей,
Словно песню пели
О судьбе своей
Поднимаясь к небу
Будто звали нас
С ними веселиться
В этот поздний час.Будто звали вместе
С ними полетать
И на темном небе
Звезды посчитать.
Долго я в окошко,
Сидя у печи,
На небо смотрела,
Ела калачи.
Конкурс 9. Какие птицы где живут?
Задание: Распределите пернатых обитателей по месту их обитания, используя карту полушарий и иллюстрации с изображением птиц.
Конкурс 10. Викторина.
Вопросы задаются командам поочередно. (Вопрос – 1 балл)
1. Самая маленькая в мире птица … (Карликовый колибри.)
2. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки. (Стриж)
3. Название какой птицы носит созвездие? (Лебедь и др.)
4. Какой город носит название птицы? (Орел)
5. Существует ли птичье молоко? (У голубей, пингвинов)
6. Какая птица, по пословице, постоянно хвалит свое место обитания? (Кулик)
7. От каких птиц произошли домашние куры? (От диких банкивских кур)
8. Какие птицы устраивают детские сады? (Пингвины, страусы)
9. Какие птицы – опылители вам известны? (Колибри)
10. Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)
11. Объясните выражение “Как с гуся вода”, употребляемое обычно в переносном смысле.
12. Вся красота этой птицы в ее хвосте, который напоминает собой музыкальный инструмент: длинные крайние его перья изогнуты в виде музыкального инструмента, а между ними, словно струны, натянуты тончайшие белые перья.(лирохвост)
13. В 50-е годы китайцы стали уничтожать воробьев из-за того, что те склевывали много зерен риса. К чему это привело? (К массовому размножению вредителей, которых раньше уничтожали воробьи В результате вредные насекомые нанесли ущерб во много раз больше, чем воробьи.)
14.“Древняя птица” - это … (Археоптерикс.)
15. Сельские жители никогда не выбрасывают скорлупу от куриных яиц; предварительно измельчая, они вновь скармливают ее курам, свиньям. Объясните почему. (Скорлупа содержит кальций и другие элементы, необходимые организму для образования костей и скорлупы.)
16. Какую особенность имеют яйца, откладываемые птицами на голые скалы? (Они имеют угловатую форму)
17. Вымершая, бескрылая, гигантская птица. Она была почти такой же высоты, как жираф, питалась листьями с вершины деревьев. (Новозеландский моа.)
18. Эта птица издает 150 различных звуков, часто мелодичных, временами очень подражательных. (Черный дрозд.)
19. Яйца каких птиц в древности в странах Средиземноморья использовали как сосуды для вина? (Яйца страуса)
20. Эти птицы изображены на гербе Новой Зеландии, они охраняются государством, а фруктами с таким же названием мы охотно лакомимся.( Киви)
21. Песня какой известной птички наших краев привлекла внимание Н.А. Римского – Корсакова для создания мелодии речитатива Весны в опере “Снегурочка”? (Снегирь)
22. Эта птица – однофамилица с великим русским писателем. (Гоголь)
Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. И каким бы скучным, неинтересным был бы мир без наших меньших друзей. Эта игра еще одно подтверждение эпиграфу нашего мероприятия: “Как прекрасен этот мир, посмотри…”. Интересных и незабываемых всем встреч с миром пернатых!
В конце игры жюри подводит итоги, поздравляет команды, награждает победителей медалями “Юный орнитолог”.
Литература:
- Акимушкин И. Причуды природы. – М. “Мысль”, 1981.
- Беме Р. Л., Кузнецов А.А. Птицы разных материков.- М. “Просвещение”, 1986.
- Энциклопедия для детей, т.2. Биология.- М.: Аванта+, 1994.
- Дмитриева Т.А. и др. Биология. 1600 задач, тестов и проверочных работ.-М. Издательский дом “Дрофа”, 1999.
- Сорокина Л.В. Край родной. –М. Творческий центр. 2001.
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Я. “ Академия развития”, 1997.
- Алексеев В.А. 300 вопросов о животных. Я. “Академия развития”, 1997.
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. Мир животных и растений. Я. “Академия развития”, 2001.
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ.- Санкт-Петербург. Издательство “Акцидент”, 1998.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные.- М. ТКО “АСТ”, 1995.
- Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М. “Просвещение”, 1973.
- Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. – М. “АСТ-ПРЕСС”, 1999.