Урок проводится при изучении данной темы в 5 классе. При проведении предыдущих уроков использовался ПМК "Компоненты компьютера" АО КУДИЦ.
Задачи урока:
1) обобщение и систематизирование знания о компонентах компьютера;
2) воспитание дисциплинированности, ответственности перед коллективом;
3) развитие интеллекта;
4) развитие умение анализировать и сравнивать;
5) расширение кругозора.
I Разминка
В начале урока детям предлагается устно заполнить пропуски в стихах Агафонова1 (в случае затруднений учитель дает необходимые пояснения):
Оглянись, дружок, вокруг! Вот ??? — верный друг. Он всегда тебе поможет: Сложит, вычтет и умножит! Наверху машины всей Ну, а рядом — главный блок: Он читает, он считает, Выключаешь — все забудет, Кто ж ему поможет? Вот, В упаковке, как конфета, Это вот — ???. |
А вот это ???, братцы. Тут нам надо разобраться, Для чего же этот ящик? Он в себя бумагу втащит, И сейчас же буквы, точки, В зоопарке есть зайчишка. Скромный серый коробок, Есть компьютер? Скажем прямо: С ней компьютер очень дружен Вот теперь, дружок, немного |
II Эстафета
На втором этапе урока учитель делит класс на две, примерно равные по количеству, команды. Первая команда должна написать на доске устройства ввода и обработки информации, а вторая – устройства вывода и хранения.2 Оговариваются правила (не бегать; не подсматривать в тетрадь; следующий выходит, когда предыдущий сел на место; …) и начинается эстафета.
Эстафета заканчивается, когда команды справляются с заданием. После этого начинается проверка: каждый верный термин — +1 балл, если дается объяснение термина (для чего используется, как работает), тоже +1 балл объяснившей команде.
При необходимости учитель уточняет назначение устройств и дополняет списки.3 Вместе с учениками считаем баллы и объявляется команда–победитель.
III Контроль
После командных соревнований учащимся предлагается более трудный индивидуальный "турнир". Каждый получает карточку из трех вопросов (1 вопрос – воспроизведение, 2 вопрос – понимание, 3 вопрос – анализ и сравнение).
Вариант 1 1. Назовите устройства, отвечающие за вывод информации. 2. В состав какого устройства входит и за что отвечает арифметико-логическое устройство? 3. Что общего у клавиатуры и мыши? |
Вариант 3 1. Назовите устройства, отвечающие за ввод информации. 2. В состав какого устройства входит и за что отвечает блок управления? 3. Что общего у принтера и плоттера? |
Вариант 2 1. Назовите устройства, отвечающие за хранение информации. 2. Для чего нужен и как работает сканер? 3. Что общего у монитора и принтера? |
Вариант 4 1. Назовите устройства, отвечающие за обработку информации. 2. Для чего нужен и как работает принтер? 3. Что общего у сканера и клавиатуры? |
После того, как работы сданы, обсуждаются наиболее трудные последние вопросы и собираются выполненные домашние задания (необходимо было придумать и нарисовать ребус по изученным устройствам). 4
IV “Венгерский” кроссворд
В зависимости от
работоспособности класса на уроке может
остаться время. В этом случае детям можно
предложить разгадывание кроссворда. Работа может быть организована по-разному: коллективная (когда времени чуть-чуть), групповая или индивидуальная формы (когда времени достаточно). Предварительно нужно дать пояснения: в чем отличие венгерского от других кроссвордов. |
П | Р | О | М | Ь | М | С | К |
Н | И | Ц | Ы | Ш | Е | Н | А | |
О | Т | Е | М | О | Д | Е | Р | |
М | О | С | С | О | Р | Т | А | |
П | Р | Т | Е | Р | К | Е | М | |
Р | И | Н | Д | И | С | К | И | |
Д | К | П | Л | О | Т | Р | О | |
И | Л | А | В | К | Т | О | Ф | |
С | Т | А | И | И | Е | Н | К | |
К | У | Р | С | Т | Р | И | О | |
Л | А | А | Й | О | Ж | К | Л | |
П | Н | Ш | Е | Т | Д | Н | О |
V Домашнее задание
Дома необходимо построить “дерево” изученной темы.
VI Подведение итогов
Что вам понравилось больше всего на уроке? На каком этапе вы были наиболее активны? Какие цели мы ставили перед собой? Мы их добились? Что не получилось или осталось непонятным?
Оценки за письменные работы вы узнаете на следующем уроке, а оценки за активную работу на уроке получают …
Приложения
Оглянись, дружок, вокруг! Вот компьютер — верный друг. Он всегда тебе поможет: Сложит, вычтет и умножит! Наверху машины всей Ну, а рядом — главный блок: Он читает, он считает, Выключаешь — все забудет, Кто ж ему поможет? Вот, В упаковке, как конфета, Это вот — клавиатура. |
А вот это принтер, братцы. Тут нам надо разобраться, Для чего же этот ящик? Он в себя бумагу втащит, И сейчас же буквы, точки, В зоопарке есть зайчишка. Скромный серый коробок, Есть компьютер? Скажем прямо: С ней компьютер очень дружен Вот теперь, дружок, немного |
* отмечены первые буквы
слов. Устройства ввода: клавиатура, мышь, сканер, микрофон, джойстик, планшет. Устройства вывода: принтер, плоттер, монитор, колонки. Устройства хранения: дискета и диск (жесткий или компакт). Устройство обработки: процессор. |
П* | Р | О | М* | Ь | М | С* | К |
Н | И | Ц | Ы | Ш | Е | Н | А | |
О | Т | Е | М* | О | Д | Е | Р | |
М* | О | С | С | О | Р | Т | А | |
П* | Р | Т | Е | Р | К | Е | М* | |
Р | И | Н | Д* | И | С | К | И | |
Д* | К* | П* | Л | О | Т | Р | О | |
И | Л | А | В | К | Т | О | Ф | |
С | Т | А | И | И | Е | Н | К* | |
К | У | Р | С | Т | Р | И | О | |
Л | А | А | Й | О | Ж | К | Л | |
П* | Н | Ш | Е | Т | Д* | Н | О |
————————
стихи взяты из электронного учебника "Азы информатики" Роботландского университета. такое деление объясняется тем, что было изучено 6 устройств ввода, 4 устройства вывода, 3 устройства хранения и 1 устройство обработки информации. с учетом следующего этапа, можно сравнить принтер и клавиатуру (оба работают с текстовой информацией). на предыдущых уроках одним из видов работы было разгадывание ребусов, взятых с сайта Роботландского университета http://www.botik.ru/~robot