Оборудование: ПК, среда “Турбо Паскаль”, карточки.
Цели урока.
Обучающие:
- повторить основные приемы используемых для решения задач;
- закрепить теоретические знания и умения при решении комбинированных задач разного уровня.
Развивающие:
- развивать способности правильной оценки своих возможностей при выборе уровня задания;
- учить самостоятельно делать вывод;
- развивать у учащихся логическое мышление через умение выбора рационального способа решения задач;
- учить отстаивать и доказывать свою точку зрения при выборе рационального способа решения задач и объяснять полученный результат.
Воспитательные:
- воспитывать культуру ведения диалога на уроке;
- вырабатывать аккуратность оформления решений задач;
- воспитывать культуру поведения в компьютерном классе.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Подходит к концу изучения курс программирования. Нам с вами предстоит на протяжении 4-х уроков проверить усвоенный материал. Обращая особое внимание на основные структуры, с помощью которых решаем задачи, закрепить их использование при решении комбинированных задач, а также вспомнить все основные операторы, команды, правильность оформления алгоритмов и написания программ, чтобы компьютер, который является исполнителем, смог дать нам правильный результат выполнения. Правильность каждый сможет проверить, осуществляя отладку своих программ любым способом.
II. Подготовительный этап урока.
Фронтальный опрос пройденного материала, необходимый для выполнения самостоятельной работы на уроке. Во время опроса 4 человека описывают основные структуры по правилам языка программирования Паскаль + представление в виде блок схемы.
- Для чего необходимо описывать данные в программе (алгоритме)?
- Как выглядит структура программы в языке программирования Паскаль? Какие основные структуры мы используем для решения задач?
- Какие виды циклов вы знаете? В каких случаях применяется каждый из них?
- Что показывает условие в цикле “While” и “Repeat”?
- Для решения, каких задач мы с вами используем структуру ветвления? (Полная и краткая формы структуры ветвления.)
- Что значит данные, представлены в табличной форме? Что это нам дает?
- В чем сходство и отличие простой ячейки от ячейки с индексом?
- Массив – это…? (Одномерные и двумерные массивы краткая характеристика.)
- Для чего необходимо описание массива?
- Какие виды сортировки данных вы знаете? Для чего используем сортировку при решении задач?
- Что такое подпрограмма и для чего она используется? Напомните назначение локальных и глобальных переменных.
III. Основная часть урока.
Решение разноуровневых, комбинированных задач. Каждому предлагается выбрать карточки с учетом возможностей и знаний, приобретенных при изучении каждой темы.
- 1 уровень - удовлетворительно;
- 2 уровень - хорошо;
- 3 уровень - отлично.
В зависимости от уровня подготовки учащихся и
возможности ученика отметки можно менять, т. е.
используем индивидуальный подход к каждому,
например: слабый ученик выбрал 2 уровень и
справился, в этом случае отметка повышается, он
получает отлично.
Если большая часть ребят выбирает 1 уровень, то
разбор задач данного уровня ведется у доски с
участием учеников и учителя, 2 и 3 уровень -
ребята работают самостоятельно (показывают
решения, вопросы, возникающие у данной группы
ребят, также обсуждается, но уже в индивидуальном
порядке ученик - учитель).
Если выбор пал только на карточки 2 и 3 уровня, у
доски отрабатывается 2 уровень, 3 уровень -
самостоятельно.
Если разошлись карточки 3 уровня, то более
глубоко осуществляется проверка теоретического
материала, и тогда каждый ученик выполняет
работу самостоятельно, а учитель как консультант
(работает индивидуально с каждым, если возникает
такая необходимость). При выставлении отметки
учитывается неординарный подход к решению задач,
простой способ представления решения задачи.
При решении задач обращаем внимание на следующие этапы:
1. Анализ условия задачи и запись исходных данных, результат.
2. Выбор структуры для решения данной задачи - связь между исходными данными и результатом.
3. Построение блок схемы решения данной задачи.
4. Составление программы, набор с помощью ПК.
5. Отладка при подстановке различных значений.
6. Запись в тетрадь.
7. Показ учителю.
Самостоятельная работа учащихся оценивается.
Карточка № 1.
1. Дано двухзначное число. Найти сумму его цифр. Верно ли, что число начинается и заканчивается одной и той же цифрой?
2. Составить программу для вычисления выражения: MAX( x + y + z, x * y * z ) + 3
3. Дан одномерный массив, содержащий N элементов и заполненный случайными числами из интервала {-23 , 32}.Сформировать новый массив из элементов, располагающихся на четных местах исходного массива и подсчитать сколько раз, в нем встречается число К.
4. Найти минимальный и максимальный элементы в данном массиве и вывести их на печать. Массив X (1: 30), ввод данных осуществляется вручную.
5. Задан список фамилий футбольной команды “Динамо”, известны номера, под которыми они будут играть. Вывести фамилии игроков относительно их номеров в порядке возрастания. (Используется метод пузырька.)
Карточка № 2.
1. Дано натуральное число. Найти количество и произведение его цифр. Верно ли, что первая цифра данного числа - четная?
2. Составить программу для вычисления выражения: MIN(x2 + y2, x2 + z2, y2 + z2) - 4
3. Дан одномерный массив, в котором R элементов и заполнен случайными числами из интервала {-15 , 38}. Сформировать новый массив из четных элементов и подсчитать в нем количество отрицательных и положительных элементов.
4. Дан одномерный массив. Поменять в нем местами максимальный элемент с последним элементов исходного массива и обработанный массив вывести на печать.
5. Задан список фамилий брокеров товарной биржи из N человек. Известно, сколько сделок заключил каждый из них за день. Вывести результаты по схеме:
1 Иванов - 230 сделок;
2 Петров - 150 сделок;
. . .
n Курочкин - 5 сделок,
используя сортировку выбор.
Карточка № 3.
1. Дано натуральное число. Найти количество четных цифр числа. Верно ли, что данное число принадлежит промежутку от А до В и кратно 3? Определите, сколько раз данная цифра Е встречается в данном числе.
2. Вычислить:
1 + 2 + 3 + 4 + ... + N, при N >=3;
С = N - 0.5, при 0 <= N < 3;
1 + 3 + 5 + 7 + ... + N , при N< 0.
3. Дан массив, который содержит z элементов. Сформировать новый массив из нечетных элементов исходного массива. Определить в получившемся массиве количество элементов, имеющих четные порядковые номера и являющихся отрицательными числами. Верно ли, что в последовательности больше отрицательных чисел, чем положительных.
4. Поменять местами максимальный элемент, расположенный на главной диагонали, с минимальным элементом, расположенным на побочной диагонали массива D, и вывести их номера до обмена.
5. Дано две таблицы. Одна содержит информацию о наименовании услуг, выполняемых фирмой “Строитель”, другая содержит - расценки за эти услуги. Обработать данные этих таблиц так, чтобы на экране появился результат:
1. Дверь деревянная - 1000 рублей.
2. Стул деревянный - 230 рублей.
. . .
n. Резная доска - 15 рублей,
используя сортировку методом Шелла.
IV. Итог урока.
В течение урока учитель отслеживает правильность решения задач, и, с учетом работы в теоретической части, отдельным ученикам выставляются отметки. На следующем уроке отметку за самостоятельную работу получает каждый ученик с полной коррекцией предложенных задач.