Вид урока: практическая работа.
Форма урока: комбинированный урок.
Цель урока:
Объяснить важность соблюдения режима дня для развития организма.
Прививать элементарные навыки исследовательской деятельности.
Внедрять элементы информатизации на уроках биологии.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Оборудование:
Компьютеры.
Таблицы:
№ 1 Хронометраж режима дня пятиклассников;
Анкеты тестирования пятиклассников;
№2 - №5 Мониторинг режима дня гимназистами 5а, 5б, 5в классов.
Лист здоровья гимназистов.
Предварительная работа:
За 10 дней до урока учитель дает задание по группам.
Используя консультацию психолога гимназии, фельдшера, учителя биологии составить:
Хронометраж режима дня гимназистов 5-х кл. (смотри приложение №1).
Анкету для гимназистов 5-х кл. “Мой рабочий день” (смотри приложение №2).
Провести анкетирование по классам.
Обработать анкеты по каждому классу (смотри приложение №3 таблица №1).
Отсканировать “Лист здоровья” по каждому классу.
Ход урока.
(Урок проводится в компьютерном классе).
Организационный момент – 1 мин.
Проверка знаний и умений гимназистов.
Фронтальный опрос – 9 мин.
Какие периоды развития человека известны?
Какие физиологические особенности развития грудного возраста?
Какие особенности психологического развития грудного возраста?
Какова роль рационального режима для выработки навыков у грудного ребенка?
Каковы особенности развития детей дошкольного возраста?
Каковы особенности развития детей школьного возраста?
Изучение нового материала – 25 мин.
(Учитель, объявляет тему и цель урока, которые написаны на доске).
Тема. Влияние режима дня на здоровье гимназистов.
Цель.
Провести мониторинг режима дня пятиклассников.
Выработать рекомендации для гимназистов 5-х классов, по результатам мониторинга.
Задания для учащихся (работают с компьютером):
Используя результаты анкетирования пятиклассников “Мой рабочий день”, сделать сводную таблицу и диаграмму.
Проанализировать результаты и сопоставить их с результатами здоровья учащихся (данные в “Листе здоровья").
Есть ли нарушения по режиму дня? Какие?
Есть ли нарушения здоровья у гимназистов? Какие?
Существует ли связь между выполнением режима дня и здоровьем пятиклассников?
Предполагаемые ответы: Да, грубые нарушения режима работы с компьютером - 29 человек из 39; много проводят времени у телевизора – 50 человек из 68; 11 человек из 68 не занимаются спортом; 44 человека мало проводят времени на свежем воздухе, особенно учащиеся 5 - В кл. Можно предположить взаимосвязь этих нарушений с нарушением здоровья: у - 8 заболевания сердечно-сосудистой системы, у -17 заболевания глаз, у - 5 заболевания опорно-двигательной системы.
Под руководством учителя составляются рекомендации для гимназистов 5-х классов.
Итог урока: 5 мин.
Обобщение вывода.
Выставление оценок за работу на уроке и подготовку к нему.
Приложение №1
Хронометраж режима дня гимназистов 5-х классов.
(На основании Сан ПиН 2.4.2.-576-96. Письмо Минобразования “Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе” от 17.12 2001 №957/13-13.)
Рабочий день – 15 часов.
Факультативные занятия – 2 часа в неделю.
Спортивная активность – 2 часа:
уроки физической культуры;
кружки, секции;
разминки перед уроком и на уроке;
подвижность на переменах.
Время занятия в кружках, секциях – 1 занятие – 1час.
Выполнение домашнего задания – 2часа.
Просмотр телепередач – 1 час.
Работа с компьютером – 30 мин (по 15 мин с перерывом.)
Пребывание на свежем воздухе (с учетом дороги в школу и обратно) – 3 часа.
Приложение №2
Анкета для учащихся 5-х классов.
Посещаешь ли ты факультативное занятие?
Да Нет
Сколько раз в неделю?
Один. Два.Больше двух раз.
Посещаешь ли ты спортивные секции, кружки?
Да. Нет.
Посещаешь ли ты другие кружки, секции, студии, школы?
Да. Нет.
Сколько раз в неделю ты посещаешь кружки, секции…?
Сколько времени длится одно занятие в кружках, секциях…?
Есть ли дома компьютер?
Да. Нет.
Сколько времени проводишь за компьютером?
Сколько времени проводишь у телевизора?
Сколько времени затрачиваешь на выполнение домашнего задания?
Сколько времени проводишь на свежем воздухе?
Приложение №3
Таблица №1.
Результаты анкетирования “ Мой рабочий день” в 5 а, б, в классах 2002-2003 г.
Вид мониторинга |
Стандарт |
5-а 25 чел. |
5-б 22 чел. |
5-в 21 чел. |
Учебная нагрузка. | 5 часов в неделю |
5 ч. |
5 ч. |
5 ч. |
Факультативные занятия. | 2 часа в неделю (по выбору) |
Посещают все |
||
Занятие в спортивных кружках, секциях. | Продолжительность одного занятия – 40 мин.-1 час | 4 не посещают, 21 посещают |
2 не посещают, 20 посещают |
5 не посещают, 16 посещают |
Продолжительность занятия в спортивных учреждениях. | Не более часа. | 9ч. норма 16ч. от 1ч.30м. до 2ч. |
14ч. - норма 8ч. – от 1 часа до 2 ч.20м. |
12ч.- норма 9ч.- 1ч.30м.-2ч. |
Есть ли дома компьютер? | Да – 11ч. | Да – 14ч. | Да – 14ч. | |
Сколько времени проводишь у компьютера? | Норма 30 минут (по 15м.+15 м.) с перерывом |
4ч.–норма 7ч.-от 1ч. до 4ч. |
2ч.–норма 12ч.-от 1ч. до “Сколько хочу.” |
4 ч.–норма 10ч.–от 1 ч. до “Весь день” |
Сколько времени проводишь у телевизора? | 1ч. | 9ч.-норма 16ч.–от 1,5ч. до “Все свободное время” |
3ч.–норма 19ч.-от 1,5ч. до … |
6ч.–норма 15ч. больше 2ч. |
Сколько времени готовишь домашнее задание? | 2 часа |
13ч.–норма 9ч.–30 мин.–1час. 3ч.–2 час.30м. |
6ч.–норма 6ч.–30 мин.–1,5 часа 10ч.–до 3ч. |
3ч.–норма 7ч.–30 м.-1,5ч. 11ч.–до 3 час. |
Сколько времени проводишь на свежем воздухе? | 3 часа |
18ч.–норма 11ч.–до 2ч. 2ч. – выше нормы 4ч. - “не гуляю”. |
6ч.–норма 11ч.–до 2ч. 2ч.–“не гуляю”. |
0–норма 11ч.–до 2ч. 10ч.–“Сижу дома” |