"Родительская общественность" и школа в практической реализации задач модернизации образования

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика


Современное общество находится в поисках национальной идеи, которая могла бы всех объединить. На наш взгляд, это может быть и должно быть воспитание подрастающего поколения. Этого в полной мере можно достичь путем совместной деятельности семьи, школы, социума.

Говоря о приоритетах в формировании программы развития будущей школы, согласно концепции модернизации российского образования, мы пришли к выводу, что осознание коллективом своей роли, личная инициатива, поиск, конкретные действия каждого становятся определяющими в процессе формирования образования будущего. Нам действительно кажется, что так оно и есть.

Современная концепция образования, основанная на идеях гуманистической психологии и педагогики, предполагает такую организацию системы образования, которая исходила бы из стремления помочь каждому человеку выявить свои способности, возможности адаптироваться в окружающей среде, обрести гармонию взаимоотношений в социуме, подготовиться к будущей жизнедеятельности, сохранить и приумножить здоровье. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день диктует свои условия: необходимо повышать качество образования. А это, в свою очередь, означает достойный вклад в устойчивое развитие государства.

В ходе изучения и анализа сложившейся образовательной ситуации мы пришли к выводу, что для улучшения состояния педагогического процесса нам необходимо научно – методическое обеспечение, поэтому мы заключили договор о сотрудничестве с Сургутским государственным педагогическим институтом.

Работая над программой эксперимента “Комплексное развитие образовательного процесса как средство осуществления социального партнерства с родителями и общественностью и эффективной реализации личностно ориентированного обучения и воспитания”, коллектив поставил перед собой задачи:

  • создать школьное сообщество родителей, общественности и учеников;
  • определить и создать условия, способствующие формированию личности, воспитанию и самопознанию учащихся:

Педсовет решил, что эффективное развитие образовательно–воспитательного процесса в школе возможно, если:

  1. осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью;
  2. формировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.

Ценность семьи и семейного образа жизни становится для россиян очень значимой. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, своеобразным транслятором основных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен огромный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений.

Несомненно, процесс воспитания начинается в семье. Успешность его зависит от многих факторов, в том числе и от образа жизни родителей, которые являются ближайшим примером для детей. И если этот пример положителен, то он будет способствовать “доброму” воспитанию. Только правильное поставленное воспитание создает человека с высокими общественными интересами и нравственными стремлениями.

Современной школе, работая над формированием структуры образования 21 века, имея в перспективе задачу воспитания “человека и гражданина”, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал семьи.

Проанализировав все аспекты деятельности школы, в 2002 г. мы разработали комплексную программу развития школы, рассчитанную на 5 лет, где одной из основных является подпрограмма “Родитель”.

Можно по-разному понимать цели педагогики, но нельзя отрывать ее от цели системы образования. Она должна быть социально полезной. Её достижения должны быть представлены как система последовательно решаемых задач. Это определило стремление нашего коллектива разработать программу развития, которая бы в комплексе решала поставленные задачи. Работу мы начали с диагностики. Мы определили, что понизился уровень воспитанности учащихся, нарушилась обратная связь с родителями, наблюдается слабый учет личностного фактора и благополучных взаимоотношений учителя с учащимися. Учитывая все это, мы решили, что коллективу необходимо изменить тактику действий. Приоритетными направлениями деятельности школы мы определили следующее:

а) здоровье,
б) образование,
в) социализация,
г) готовность жить в семье и обществе 21 века.

В связи с этим был создан банк данных, который содержит в себе следующую информацию о родителях: социальное положение, демографический состав, профессиональный, материальный, образовательный, культурный и интегральный уровни семьи, где осуществляется непосредственное влияние семьи на ход воспитательного процесса.

С какими показателями мы вступили в 21 век? На сегодняшний день в школе складывается следующая демографическая картина: неполных семей – 146; многодетных семей – 128; семей, потерявших одного кормильца – 43; малообеспеченных семей – 59; детей - инвалидов – 8; семей переселенцев – 11. Итого 396 семей (460 учащихся).

При общей численности детей – 1491 несложно подсчитать, что 460 - это практически 1/3 часть учащихся школы (31,7%). Из общего количества родителей 2847 человек – 421 безработные (14,8%).

Мониторинг деятельности коллектива и родителей помог вывести своеобразную “формулу”, на основе которой мы строим свои учебные планы, и разрабатываем планы ближнего и дальнего действия. Анализ результатов опроса родителей за последние три года позволил нам наряду с такими предметами как “Риторика”, “Хореография”, “Основы журналистики” ввести в учебный план курс “Полезные привычки” (1-7 кл.), “Психология общения” (1-7 кл.), Умение решать проблемы” (9-11 кл.).

При разработке программы за основу мы взяли:

  • коммуникативность – диагностико-технологический метод управления качеством образования, при обязательном признании принципа талантливости всех детей. (I ступень обучения. Результат – рост качества знаний до 59%);

  • информационная компетентность – создание адаптивной среды, формирование целевых приоритетов, основанных на общечеловеческих ценностях, мотивационный настрой. (II ступень обучения. Результат – рост качества знаний до 41%);

  • креативное мышление – профильное обучение. На этом этапе ученик делает и будет делать то, что он может и хочет, или не будет делать ничего. (III ступень. Результат – рост качества знаний до 41,4%). В целом, качественный рост знаний по школе - с 28,7 до 43%.

Приступая к работе по целевой программе “Родитель”, коллектив нашей школы основывался на следующих постулатах:

  1. Воспитание начинается в семье и успех воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей.
  2. Родителя надо сделать если не игроком, то хотя бы болельщиком своей команды.
  3. Отношение детей к школе зависит от отношения к ней родителей.
  4. Большинство родителей готовы к тесному сотрудничеству со школой, но есть и те, которые практически равнодушны не только к школе, но и к своим детям.

Мы понимаем, что нельзя любой разрабатываемый документ, в том числе программу “Родитель”, лишать здорового прагматизма – она должна быть социально полезной и “работать”. Это и есть главный лозунг нашей деятельности.

В процессе работы над программой “Родитель” мы определили основную задачу: выявить оптимальные и необходимые условия, формы и методы работы школы с семьей, способствующие становлению родителей полноправными участниками учебно-воспитательного процесса. Мы отдаем себе отчет в том, что трудно добиться успеха, если в своей практической деятельности не сделать родителей своими настоящими помощниками, проявляющими к школе искренний и деятельный интерес и оказывающими ей поддержку. Здесь мы вышли на необходимость создания общественной настройки, именуемой “Попечительский совет”.

Попечительский совет – это негосударственная, некоммерческая общественная организация, объединяющая на добровольной основе тех, кто заинтересован в улучшении качества образования и воспитания в нашей школе. Создавая совет, мы не ставили перед собой каких-то политических, и экономических целей, определив для этого психолого-педагогические, этические и социальные.

Членами “Попечительского совета” стали родители, врачи, спортсмены, предприниматели, священник. При различии профессий их объединяет житейская мудрость, которой они решили поделиться с детьми. Встречи членов "Попечительского совета” с родителями, учителями, различными категориями учащихся показывают, что пропаганда высоконравственных духовных начал имеет благородный отклик, а проведение всевозможных школьных мероприятий подкрепляется достаточной материальной помощью. При активном содействии "Попечительского совета" школы в международной сети Интернета появился сайт Лянторской СОШ №3, где родители могут ежедневно знакомиться с новостями школы.

Существенно разнообразнее стали формы проведения родительских собраний (“круглый стол”, “конференция”, тематические дискуссии с приглашением специалистов и др.). Проводятся тематические родительские лектории, конференции по обмену опытом в воспитании детей. Для индивидуальной работы с родителями используются беседы, специально выделены дни для консультаций. Ведется работа по психолого-педагогическому просвещению родителей: “университеты педагогических знаний”, читательские конференции, встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями, вечера вопросов и ответов, диспуты, дискуссии, обзоры и выставки литературы для родителей. Родители становятся помощниками в подготовке и проведении классных мероприятий, оформлении кабинетов, готовят вместе с детьми концерты праздники, участвуют в походах и экскурсиях. Ни одно большое мероприятие не обходится без участия родителей.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей. С целью привлечения отцов к воспитательной деятельности и создан Совет отцов. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, представителей организаций и промышленных предприятий города. Большинство родителей уже осознали необходимость тесного сотрудничества со школой. Постепенно повышается социальная активность со стороны родителей и общественности, увеличивается число учащихся, занятых деятельностью по интересам. Родители “пошли” в школу, это уже отрадно, но проблем по-прежнему остается много, и решить их - задача не одного года, а целого ряда лет.

Мы считаем, что школа не должна заниматься перевоспитыванием, а максимально использовать то, что в ребенке заложено природой и семьей, сохраняя при этом его индивидуальность. Личность ребенка развивается в сотрудничестве со школой. И основная наша задача не подавлять, а сохранять и развивать творческое начало, заложенное в человеке. Ведь каждый ребенок талантлив, важно это вовремя увидеть.

В этом отношении сделан определенный шаг - создан клуб Вожатый. Одной из основных функций которого является - развитие школьного самоуправления. Задачами клуба является реализация творческого потенциала детей, оказание поддержки в овладении умениями и навыками организаторской работы в детских коллективах, организация досуга детей, предоставление возможностей для общения, самовыражения, самоутверждения учащихся.

Хотелось бы заострить внимание коллег на понятии, которое, на наш взгляд, является наиболее важным на сегодняшний день — “общественно-активная школа”. В этом плане школа – уникальный комплекс ресурсов для развития личности в условиях самоуправления. Это достаточное количество разнообразных помещений для собраний общественности, это значительная часть местного населения – родители, это коллектив профессионалов, имеющих высшее образование, практически работающих с местными социальными группами детей и молодежи.

Принцип социального партнерства в условиях некоммерческих взаимоотношений обязывает педагогический коллектив раньше других осознать необходимость развития местного самоуправления в школе. Исходя из этого мы сочли возможным предоставить Православному приходу г.Лянтора обучать детей религии вне рамок образовательных программ. На сегодняшний день на курсах обучается от 20 до 60 учащихся школы.

Коллектив нашей школы осознает:

  1. Школе необходима более значительная общественная поддержка, чтобы сохранится в качестве приоритетного образовательного учреждения.
  2. Родительская общественность представляет собой доступную и единственную в ближайшей перспективе возможность не только для развития, но и для выживания школы в сложившейся экономической ситуации.
  3. Гражданская пассивность и иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе, как к производителю бесплатных образовательных услуг, есть препятствие. Преодолеть его школа может только начиная работу в социальной группе родителей, развивая социальное партнерство, добровольную общественную работу, благотворительность.

Педагогический коллектив, родительский комитет считает, что школа как социальный институт власти должна и обязана взять на себя инициативу по преобразованию социальной группы родителей в активное местное родительское объединение, что означает начало строительства локальных структур гражданского общества вокруг себя, на местном уровне.