Цели:
- Учить детей выполнять сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100, устанавливать связи между арифметическими действиями;
- Формирование умения решать задачи, сравнивать числа;
- Развитие вычислительных навыков, мышления и памяти учащихся; воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности при решении экологических проблем.
Оборудование:
- Листочки с цифрами; тюльпаны – тетрадки;
- Оформление доски: солнышко, тучки, капельки дождя, тюльпанчики, кони, сайгаки, кибитка, примеры;
- Ромашки-веера;
- Карточки с примерами на каждого ребенка;
- Линейки;
- Магнитофон.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Весна
У: А почему вы думаете, что сейчас весна? Докажите.
Д: Зеленеет травка, подснежники расцвели, зацветают тюльпаны.
У: Так как у нас урок математики, то и имена у нас будут математические – цифры. Вот поэтому я и раздала вам листочки с цифрами. Запомните свои математические имена.
– Ой, посмотрите, наш класс стал похож на зеленую полянку. А чтобы наша полянка была еще ярче и зацвела – я вам раздам вот такие цветы. А что это за цветы? Рис.1.
Рис.1
Д: Тюльпаны
У: Правильно. Но наши тюльпаны необычные. С их обратной стороны есть тетрадки – малышки, в которых вы будите сегодня работать. Я буду раздавать вам тюльпаны, а вы будете называть свои имена. Согласны? Протяните одну руку, я буду на нее класть тюльпан.
Учитель раздает тюльпаны, дети называют свои имена.
У: Дети, когда я раздавала тюльпаны, я почувствовала тепло ваших ладоней, а вы почувствовали?
– Значит у нас на уроке будет полное взаимопонимание, урок пройдет хорошо и вы унесете что-то новое для себя!
2. Постановка темы и целей урока
У:
Вот мы сейчас все на уроке,
А за окном друзья – весна.
Там жук ползет по вашим окнам,
А вот синица у окна.Чтоб в мир природы окунуться,
Поможет нам сейчас урок
И мы отправимся все вместе
В степь в гости на часок.
Учитель открывает доску.
У:
Здесь посчитаем мы тюльпаны,
Решим задачку про коня,
Узнаем из каких фигур
Составлена кибитка.
Так значит в путь, мои друзья!
3. Устный счет
У: Ребята, возьмите тюльпаны и запишите сегодняшнее число, чтобы запомнили, когда была наша встреча.
Дети записывают число.
У: (1)
А сейчас мальчики посчитают до 9.
А девочки обратно.
А теперь десятками до 90.
У: (2) Смотрите, ребята, солнышко тучки закрыли и дождь идет. Дождь для степи, конечно, хорошо, но и солнышко жалко, вам хочется, чтобы оно засветило нам?
Д: Да
У: Тогда давайте, поможем капелькам упасть на землю.
– Кто пойдет снимет капельку и решит пример?
Дети берут капельки и решают примеры в пределах 20. Рис. 2.
Рис.2
У: (3) Молодцы, а вот теперь давайте тучки разведем.
– На первой тучке примеры на сложение с укрупнением. Давайте их решим.
Учитель ставит тучку на магнитную доску, ответы пишет фломастером. Рис.3.
Рис.3
У: На второй тучке примеры на вычитание с укрупнением. Рис. 4.
Рис.4
У: А солнышко закрывает тучка с игрой молчанкой. Рис. 5.
Рис. 5
У: (4) Молодцы, ребята, солнышко засветило и улыбается нам всем. Даже цветочки стали ярче. У вас есть тоже разноцветные ромашки-веера. Рис. 6.
Рис. 6
У: Возьмите их и покажите ответ.
– На сколько 15 больше чем 13?
– На сколько 13 меньше чем 15?
– Сколько нужно добавить к 18, чтобы получить 20?
– Сколько нужно отнять от 25, чтобы получилось 20?
У: Молодцы, и это задание вы выполнили хорошо
У: (5) А вот растут тюльпаны – символы весны. Рис. 7. Ребята, а вот если вы пойдете в степь за тюльпанами, вы знаете правила поведения в степи?
Рис. 7
Дети говорят
– А кто знает, сколько тюльпанов можно сорвать и унести с собой?
Д: 15
У: Правильно, потому что степные тюльпаны занесены в Красную книгу, в которую записывают редкие и исчезающие растения, тюльпаны в большом количестве рвать нельзя. Любите степь, берегите сами и учите других беречь природу Родного края.
У: Вот я беру тюльпан. Какое это число?
Д: 59
У: Представьте число в виде разрядных единиц.
Д: 5 десятков 9 единиц
У: Это число?
Д: 48.
– 4 десятка 8 единиц
У: Это число?
Д: 90
Д: 9 десятков 0 единиц.
4. Решение примеров в пределах 100 с проверкой
У: В степи растет много разной травы. Есть и лекарственные травы – зверобой, мать – и – мачеха, подорожник, ромашка.
– Смотрите, в траве что-то есть.
Учитель вытаскивает из травы.
– Травка предлагает нам решить примеры. Кто пойдет к доске?
58 + 20 = 78
– Назовите компоненты при сложении.
Д: 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.
У: Ребята, а давайте проверим правильно ли мы решили пример. Сложение проверяется вычитанием. Пишем во второй столбик.
Учитель объясняет.
78 – 20 = 58
– Запишите следующий пример. Кто пойдет к доске?
20 + 58 = 78
– Что вы заметили?
Д: Слагаемые меняем местами.
У: Какой закон мы при этом применяем.
Д: Переместительный закон сложения.
У: Молодцы. А теперь делаем проверку.
Учитель объясняет.
78 – 58 = 20
Д: Кто пойдет решать следующий пример?
Дети решают пример.
46 – 3 = 43
У: Назовите компоненты при вычитании.
Д: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
У: Давайте проверим, правильно ли вы решили. Как вы думаете, как проверяем, вычитанием?
Д: Сложением.
У: Правильно – вычитание проверяем сложением.
Учитель объясняет.
43 + 3 = 46
5. Физминутка
Наши нежные цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
6. Решение задачи на нахождение суммы.
У: А вот, посмотрите, ребята, пасутся два табуна. Рис. 8.
Рис. 8
– В одном табуне только кони. Калмык и конь давно стали неразлучными друзьями.
– Сколько пасется коней?
Д: 8
У: А что за животные пасутся во втором табуне?
Д: Сайгаки. Рис. 9.
Рис. 9
У: Дети, эти животные в Калмыкии взяты под охрану, потому что их много истребили из-за ценных рогов и копыт, шкуры и мяса.
А сколько их здесь пасется?
Д: Не видно
У: Нам придется решить задачу. В степи паслись 8 коней, а сайгаков на 2 меньше. Сколько паслось в степи сайгаков?
– Повторим задачу вместе.
Дети повторяют вместе с учителем.
У: О чем говорится в задаче?
Д: О конях и сайгаках.
У: Сколько было коней?
Д: 8.
У: А сколько сайгаков?
Д: Неизвестно.
У: А что про них сказано?
Д: Что их было на 2 меньше, чем коней.
У: Какой вопрос стоит в задаче?
Д: Сколько паслось сайгаков?
У: Может мы сразу ответим на вопрос задачи?
Д: Да.
У: Кто пойдет к доске?
Ученик выходит к доске, записывает краткую запись задачи и решение под руководством учителя.
8 л.; ? на 2 с. <, с.
8 - 2 = 6 (с) – паслось
Ответ: 6 сайгаков
У: Молодцы, правильно решили задачу. А теперь давайте решим две обратные задачи.
л; на 2 >, 6 с. 8 л; на с <, 6 с.
1) 6 + 2 = 8 (л) – паслось.
Ответ: 8 лошадей.
2) 8 – 6 = 2 (с)
Ответ: на 2 сайгака меньше
7. Геометрический материал: название фигур, черчение отрезков
У:
Иду я, судьбу не тая,
Дорогой счастливой и длинной,
Кибитка, кибитка моя,
Над светлой, степною равниной.
Учитель показывает кибитку. Рис. 10.
Рис. 10
У: В таких кибитках раньше жили люди. Ребята, посмотрите на кибитку и скажите, из каких геометрических фигур она состоит?
Дети говорят. Что не называют, учитель объясняет.
У: А теперь, начертим отрезок длиной 3 см.
Дети чертят отрезок и обозначают его.
У: Начертите еще один отрезок, который на 2 см. длиннее первого.
Дети вычерчивают отрезок.
У: Какой длины получился второй отрезок?
Д: 5 см.
У: А какой отрезок короче и на сколько?
Д: Короче первый отрезок на 2 см.
У: С этим заданием вы тоже справились хорошо.
8. Решение деформированных примеров. Самостоятельная работа.
У: А вот в кибитке что-то спрятано. Это примеры для вас деформированные, с пустыми оконцами и именованными числами.
– Давайте вспомним сколько сантиметров в 1 дм.
Д: 10.
У: А сколько в одном метре?
Д: 100.
У: А сколько дм в одном м.?
Д:10.
У: Я вам раздам задания по вариантам. В пустое оконце впишите нужные числа. Пока вы будите работать – музыка вам поможет.
3 дм. = см.
7 м. = дм.
8 м. = дм.
9 дм. = см.
40 см. = дм.
90 дм. = м.
Дети выполняют задание
У: Давайте проверим, кто сколько решил.
Учитель вместе с детьми проверяет.
У: Оставшиеся примеры вы решите дома самостоятельно.
9. Итог урока
У: Вот и подходит к концу наш урок. Что мы делали сегодня на уроке?
Что нового узнали?
Назовите, кто по вашему мнению, хорошо работал сегодня на уроке.
Мне очень понравилось, как вы работали . И я приготовила вам сладкую пятерку.
Что-то степь наша сразу загрустила. А ну-ка выйдите все ко мне, поднимем вверх свои тюльпаны. Посмотрите, у нас получился целый остров разноцветных тюльпанов.
Как остров – заповедник “Маныч-Гудило”. Раньше там росли даже черные тюльпаны. Это были очень редкие и красивые тюльпаны. Злые люди истребили их. Пусть на нашем острове будут черные тюльпаны.
Учитель достает черный тюльпан.
У: Мы дадим сорвать его людям?
Д: Нет.
У: Хочу закончить наш урок калмыцким благопожеланием.
Как в гости спешили мы к вам,
На праздник торжественный званы!
Сегодня мы дарим друзьям,
Сердца и степные тюльпаны.
У: Урок окончен.