Любая методика обучения тому или иному предмету ориентирует учителя на “абстрактного” ученика, успешного уже потому, что учитель правильно его учит. Но в реальности перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Они, как утверждают специалисты, по-разному слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство, ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Воспитывать, обучать и даже любить их, видимо, надо по-разному.
Умение учиться вместе с ребенком, ориентировать программу и методику обучения на конкретного ученика или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления, создает предпосылки к сохранению детского психологического здоровья на этапе начального общего образования.
Тип мышления ребенка определяется тем, как действуют полушария его мозга. Наши полушария неравноценны. Они действуют совместно, “рука об руку”, но у каждого свои “излюбленные приемы”.
Так, левое полушарие называют аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.
Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление.
Используя специальные тесты на определение трех важнейших показателей – называемых “рукость”, “глазость” и “ухость”, я смогла определить стратегии работы мозга и составить психологический портрет каждого ребенка в обучаемом мною первом классе, а также – портрет класса.
3 мальчика в классе – правополушарники (“художники”) с ведущим левым глазом и левым ухом. У этих детей очень высокий уровень образного мышления, неплохая память. Они обладают сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами возбуждения и торможения.
По предпочтению канала восприятия эти дети в основном кинестетики.
По мнению психологов, эти дети имеют неплохие задатки. И действительно, в традиционном обучении правополушарники – в числе первых учеников. Однако при обучении по системе Л.В. Занкова (а я учу детей именно по этой системе!), как утверждает В.Д. Еремеева, они в последних рядах. Следовательно, акцент в обучении, в подборе методов обучения делать приходится на них.
Мальчики-правополушарники обычно мало делают ошибок при письме, а напоминание правил, и я это держу постоянно в поле зрения, часто мешает их письму.
Мальчиков смешанного типа – девять. Причем трое из них имеют ведущий левый глаз и правое ухо. Эти дети обычно внимательны на уроке, но часто имеют заниженную самооценку, то есть считают свои возможности и способности невысокими. Часть из них относится к холерикам, но есть дети – меланхолики со слабыми нервными процессами, с высокой тормозимостью, возникающей на любой сильный раздражитель. Они могут отказаться от деятельности, повышение голоса у них вызывает слезы.
Все эти мальчики – визуалы, то есть они опираются в первую очередь на зрение, на то, что видят, а не на то, что им говорят. В традиционном обучении они не особенно успешны, а вот в системе Л.В. Занкова они могут быть лучшими учениками. Но на письме могут делать ошибки, часто очень много. Камнем преткновения являются словарные слова, имена собственные пишут с маленькой буквы, часто встречаются описки.
6 мальчиков смешанного типа с ведущим правым глазом и левым ухом имеют прекрасное пространственное и творческое мышление, хорошие показатели речевого развития, отличное переключение внимания и самое высокое желание учиться в школе. Но эти дети с кинестетическим каналом обработки информации, а следовательно, требующие особых стратегий обучения, направленных на развитие и других каналов работы с информацией.
Среди девочек картина несколько иная.
5 девочек по типу функциональной асимметрии относятся к правополушарникам с ведущим левым глазом и левым ухом. Именно эта группа девочек обладает хорошей памятью, пространственным и творческим мышлением, очень высоким желанием учиться (до начала школьных занятий). Но способность этих детей к переключению внимания, как показывают исследования психологов, самая низкая. Четыре девочки из пяти – кинестетики. И по типу темперамента они ближе к холерикам. Внешне они часто неряшливы.
Потенциальные возможности у девочек-правополушарниц достаточно велики, но в начальной школе они учатся с трудом.
В отличие от группы мальчиков, среди девочек оказались две левополушарницы с правым ведущим глазом и ухом. Это, как правило, в начальной школе одни из лучших учениц. В немалой степени успехам способствуют старательность, аккуратность, внимательность левополушарниц. Но в пятом классе успеваемость этих девочек нередко снижается, что переживается детьми очень болезненно.
8 девочек относятся к смешанному типу. Но три из них с ведущим левым глазом и правым ухом. У них хорошо развиты логическое и творческое мышление. Ведущие каналы обработки информации у них разные – по одному визуалу, аудиалу и кинестетику.
5 девочек смешанного типа с ведущим правым глазом и левым ухом имеют хорошую память, высокую внимательность, достаточно высокий уровень и логического и творческого мышления. Среди них три визуала и два кинестетика. Обычно эти девочки хорошо учатся, но имеют завышенную самооценку.
Леворуких детей в классе нет. Но, как известно, и праворукие дети разные. Особенно это остро проявляется при обучении письму и чтению, поскольку и письмо, и чтение – асимметричные виды деятельности.
С помощью “Теста на кручение” удалось выяснить, что треть детей предпочитают движение по часовой стрелке, но это направление не является основным при написании букв. Следовательно, эти дети будут испытывать неудобство при письме. Общепринятое написание букв мешает им, сдерживает скорость.
Наблюдение за положением руки при письме помогло мне определить, в какой стадии развития находятся межполушарные связи, что, в свою очередь, информировало меня о затруднениях детей при обработке информации. Так, например, промежуточное положение ручки и когда конец ее смотрит вбок, параллельно строчке, может означать, что нервные пути между полушариями еще не созрели, а значит, поступающая информация из одного полушария в другое будет “медленной” – ребенку на обдумывание времени надо больше, чем обычно.
Итак, составлено представление о классе, о возможных затруднениях детей в обучении. Теперь главное, как говорят специалисты, не навредить. Но это не означает только ждать, надо помогать ребенку быть успешным.
Но как это лучше сделать? На этот и множество других вопросов ищу ответы в литературе, в опыте коллег, в своем опыте.