Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на рынке труда.
Поэтому я выделяю два основных направления в изучении информатики.
Первое – это изучение информатики как науки, рассматривая в качестве одной из целей этого направления – развитие логического мышления. Но при этом следует помнить, что основы логики формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование логики протекает с большими трудностями и как правило остается незавершенным. Данный вывод подтверждается многолетним опытом преподавания основ алгоритмизации и программирования.
Второе – обучение конкретным информационным технологиям целесообразно вести в старших классах, чтобы выпускники могли освоить современные программные и информационные средства. Данное направление в большей степени способствует подготовке выпускника к реалиям современного общества, где наиболее актуальным для большинства людей стало не программирование, а умение пользоваться промышленными информационными технологиями.
За последнее время основные подходы в информационных технологиях в основном стабилизировались. Более того, объектно-ориентированная технология, созданная усилиями Microsoft и других компаний, стала своеобразным стандартом в России и других странах.
Исходя из вышеуказанного, целесообразно уделить внимание офисной технологии Microsoft (графика, тексты, электронные таблицы, базы данных и презентации) в курсе изучения основ информатики и вычислительной техники в 10-11-х классах.
В результате ознакомления с пакетом Microsoft Office ученик должен не только научиться выполнять избранные операции в избранных приложениях, но и овладеть умением самостоятельно отыскать и освоить незнакомую операцию, которая ему потребуется.
Рассмотрим обучение информационным технологиям конкретно на изучении прикладного пакета MS Office в школьном курсе информатики. В нашем учебном заведении на данный курс отводиться 110 часов, из них 60 часов – теории, 50 часов – практики. Изучение ведется по разделам: MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Access.
В процессе работы с приложениями MS Office ребята встречаются с двумя группами объектов: ДОКУМЕНТ и ИНСТРУМЕНТ.
Каждый объект документа обладает рядом свойств.
Например, объект текст имеет следующие свойства:
- вид шрифта (кегль, гарнитура, цвет),
- стиль абзаца,
- параметр страницы,
а объект рисунок такие свойства:
- формат графического файла,
- размер,
- масштаб,
- цветовое решение,
- размещение на странице.
С помощью объектов, составляющих инструмент, мы производим различные операции над документами.
По окончании изучения каждого раздела учащиеся должны знать и уметь следующее:
- MS Word:
- применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
- вставлять в документ объекты из других приложений;
- создавать типовые документы на компьютере;
- использовать системы оптического распознавания, словари, переводчики.
- MS Power Point:
- создавать мультимедийную компьютерную презентацию;
- вставлять рисунки, анимацию, звук на слайдах;
- настраивать переходы между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации;
- демонстрировать презентации.
В качестве поддержки теоретического материала для каждого раздела разработано иллюстрированное электронное учебно-методическое пособие по MS Office (рис.1).
Для контроля знаний по данному разделу разработаны тестовые задания, которые работают в тестовой оболочке HyperTest (рис.2).
Задания очень просты в разработке и удобны в использовании. Пример теста по теме “Электронная таблица Excel”:
Электронная таблица Excel2000
/\ Электронная таблица – это:
– устройство ввода графической информации в ПЭВМ
– устройство ввода числовой информации в ПЭВМ
+ компьютерный эквивалент обычной таблицы, в клетках которой записаны данные
\/
/\ Адрес ячейки в ЭТ определяется:
+ названием столбца и номером строки
– номером листа и именем столбца
– номерами листа и строки
\/
/\ Математические функции табличных процессоров используются для:
+ исчисления логарифмов, тригонометрических функций
– построения логических выражений
– определения размера ежемесячных выплат для погашения кредита, расчета норм амортизации
\/
/\ Логические функции табличных процессоров используются для:
+ построения логических выражений
– исчисления логарифмов, тригонометрических функций
– определения размера ежемесячных выплат для погашения кредита, расчета норм амортизации
\/
/\ Финансовые функции табличных процессоров используются для:
– построения логических выражений
– исчисления логарифмов, тригонометрических функций
+ определения размера ежемесячных выплат для погашения кредита, расчета норм амортизации
\/
/\ Для переноса и копирования данных в ЭТ используется:
+ буфер обмена
– временный файл
– системный файл
– промежуточные итоги
\/
/\ Команды форматирования в ЭТ выполняют функции:
– перемещения, вставки, удаления, копирования, замены
+ выравнивания данных в ячейках, назначения шрифтов, толщины линий
– сохранения файлов, загрузки файлов
\/
/\ Назначение числовых данных в ЭТ:
– это программа с уникальным именем, для которой задаются значения аргументов
– они включают арифметические, логические и другие действия, производимые с ячейками
+ с их помощью производятся математические операции
\/
/\ Назначение формул в ЭТ:
+ включают арифметические, логические и другие действия, производимые с ячейками
– это программа с уникальным именем, для которой задаются значения аргументов
– с их помощью производятся математические операции
\/
/\ Панель управления ЭТ включает:
+ главное меню
– микропроцессор
– блок управления дисплея
+ строку ввода и подсказки
\/
/\ Над данными в электронной таблице выполняются действия:
+ ввод данных в таблицу
– формирование столбцов и блоков клеток
+ манипулирование данными в блоках таблицы
+ распечатка документа на принтере
\/
/\ Для изменения вида графического объекта в Excel:
+ щелчок правой кнопкой мыши и выбрать команду Формат\Объект
– щелчок левой кнопкой мыши и команда Вид
+ двойной щелчок на объекте
\/
/\ Пункт меню "Файл" содержит следующие команды:
+ создать
+ открыть
+ сохранить
+ сохранить как...
– копировать
– вырезать
– ячейки
\/
/\ Пункт меню "Формат" содержит следующие команды:
+ ячейка
+ строка
+ столбец
– макрос
– орфография
– печать
\/
/\ Пункт меню "Правка" содержит следующие команды:
– настройка
– параметры
+ вырезать
+ копировать
+ вставить
– диаграммы
– ячейки
\/
/\ Пункты меню "Формат" и "Ячейка" позволяют:
– перейти на новый лист книги документа
+ задать форматы чисел
+ изменить шрифт
+ задать тип выравнивания
– изменить масштаб электронной таблицы
\/
/\ Блок использованных ячеек может быть обозначен:
+ непосредственно набором начального и конечного адресов
– с помощью несложных электронных схем
– с помощью формул
\/
/\ Табличный процессор - это программный продукт, предназначенный для:
+ обеспечения работы с таблицами данных
– управления большими массивами
– создания и редактирования текстов
\/
/\ Адрес в электронной таблице указывает координату:
+ клетки в электронной таблице
– данных в строке
– клетки в блоке клеток
\/
/\ Формат числа задается с помощью команды:
+ Формат\Ячейка\Число
– Формат\Ячейка
– Вид\Число
– Вид\Формат
\/
/\ Фильтрация списков служит для:
+ отображения данных, удовлетворяющих условию
– отображения сортированных данных
– отображения коммерческой информации
– для вывода необходимых параметров
\/
Правильный ответ отмечается знаком “+”, а неправильный знаком “– ”.
Изучение каждого раздела строится по следующей схеме:
- теоретический материал разбит на темы раздела;
- практические работы проводятся после изучения каждой темы раздела, и направлены на закрепление теоретических знаний и практических навыков и умений;
- электронный учебник служит для закрепления материала. Имея теоретическую базу и практические умения с электронным учебником проще подготовиться к итоговому тестированию;
- тестирование проводиться по окончании изучения каждого раздела;
- проект разрабатывается учащимися в микрогруппах по окончании изучения каждого раздела тему проекта дает учитель;
- в конце изучения всего пакета MS Office учащимся предлагается создать свой мультимедийный продукт. Надо не только продумать свою тему, но и представить ее по порциям, соответствующим площади экрана компьютера, оформить каждый кадр и их взаимосвязь, для этого требуется большая предварительная работа по созданию отдельных слайдов, фрагментов, базы данных и только после этого приступить к сборке всех фрагментов.