Пути усиления влияния школы на формирование самосознания личности

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Одна из важнейших характеристик личности - историческое самосознание - формируется на протяжении всей человеческой жизни под влиянием целого ряда внутренних и внешних факторов, среди которых, вне всякого сомнения, особо значимую роль играет образование, и в первую очередь - гуманитарное. Но многие исследователи отмечают его кризисное состояние в современной России, указывая, прежде всего на “дефицит культуры”. Неслучайно в правительственной программе социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу подчёркивается, что основными направлениями модернизации содержания общего среднего образования должны стать усиление его социальной и гуманитарной ориентированности, расширение и конкретизации социального и культурного контекста. Речь идет о необходимости корректировки взаимодействия гуманитарных знаний и такой их интеграции, которая обеспечит сближение их с социокультурной практикой. Эта задача оптимально реализуется в рамках культуротворческой парадигмы, акцентированной на становление самосознания личности через освоение опыта культуры. Исходный её принцип- целостность картины и мира и человека в нём.

В перспективе складыванию у школьников исторического самосознания будет, видимо, служить интегрированный курс, включающий в себя историю, литературу, основы архитектуры, живописи, музыки, театра, прикладного искусства, народное творчество разных эпох и стран. Однако пока интегративность обучения остаётся слабым звеном в работе школы, и вполне сохраняет актуальность утверждение нашего коллеги, что “в условиях клеточек-предметов, разводящих явления, которые взаимосвязано существуют в потоке истории человеческой культуры, решить задачу целостного представления о картине мира невозможно”.[1]

Мировая художественная культура, отнесённая к образовательной области “Искусство”, сейчас находится в совершенно надуманном отрыве от таких предметов, как история и обществознание, а ведь при любом подходе к её изучению нельзя игнорировать трактовку художественного творчества в качестве одного из продуктов цивилизационного развития и одновременно форм его осмысления и способе воздействия на него. Исходя из этого, в нашей школе (ГОУ СОШ №6 г. Благодарного Ставропольского края) разработана программа синхронизированного освоения всеобщей и отечественной истории и МХК учащимися 5-9-х классов.[2] Она предполагает параллельное овладение историческими курсами 1-го концентра и знакомство с особенностями и достижениями художественной культуры с древности до наших дней. Уроки истории и мировой художественной культуры логично дополняют друг друга, их единство рождает целостную картину прошлого и настоящего со всем спектром причинно- следственных связей.

У нас уже состоялся первый выпуск девятиклассников, в порядке эксперимента занимавшихся таким образом в течение пяти лет. Ход работы с ними продемонстрировал, что год от года рос их интерес к МХК, они получили знания для того, чтобы понимать искусство и совершенствовать в себе это понимание. Стала формироваться потребность в красоте, вырабатываться вкус, развилось их мышление и обострилось эмоциональное восприятие действительности. Продолжив обучение в старших классах, именно они, в отличие от тех, кто не был приобщен к систематическому курсу МХК, выказывали стремление расширять и углублять свои знания в этой области, успешнее выполняли разного рода творческие задания по другим дисциплинам, были более восприимчивы к новым формам и приёмам учебной деятельности, активнее участвовали в создании художественно-насыщенной среды школы.

Предложенный нами курс обязательно должен иметь продолжение на завершающей ступени школьной жизни. Это продолжение может протекать по-разному, в зависимости от избранного учениками профиля обучения, при сохранении тесной связи с гуманитарными предметами, совершенствовании практики проведения интегрированных уроков, применении современных компьютерных технологиях.

Успешному освоению МХК способствует выбор не только оптимальной программы, но и форм и методов работы на уроке и дома, соотнесение их с общедидактическими задачами, поскольку этот предмет значительно отличается от других, традиционных для общеобразовательной школы. Поэтому на занятиях мы сочетаем лекции учителя, работу с подготовленными им учебными текстами, отрывками из сочинений искусствоведов и литераторов, сообщения учащихся, дискуссии с уроками-аукционами, уроками-вернисажами (к ним ребятам предлагается выполнить собственные творческие работы), конкурсами знатоков искусства, изложением впечатлений от произведений живописи в виде эссе, организацией “персональных выставок” учеников и т.п.

Рассмотрим эффективность использования нестандартных приемов на примере урока, посвященного культуре эпохи рококо и творчеству Антуана Ватто в частности. В его начале сознание учащихся ориентируется на осмысление утверждения о том, что в различные исторические периоды разнятся между собой господствующие представления о жизни, ее сущности, деятельностном наполнении, ценностях, и им предлагается проанализировать восприятие жизни, характерное для периода рококо и подчиненное принципу “После нас – хоть потоп”, воплощением которого стал, прежде всего, мир Версаля. Чтобы погрузиться в атмосферу того времени, дети просматривают отрывок из видеофильма о Версальском дворце и течении жизни в нем. Затем начинается их знакомство с живописью рококо на примере творчества Антуана Ватто. На дисплеях своих компьютеров они имеют возможность увидеть наиболее известные его полотна, их детали, параллельно прослушивая комментарии учителя, отвечая на вопросы, постепенно подходя к усвоению важнейших черт культуры рококо, в рамках которой бытовало убеждение: “Жизнь- игра, жизнь – театр, жизнь – сон, а искусство – реальность сна”.[3] Далее ученики получают задание прочитать три небольших стихотворения М.Пруста из цикла “Портреты художников и музыкантов” и определить, какое из них написано под впечатлением от произведений Ватто, обосновав свой выбор. В этом фрагменте занятия можно провести своеобразный конкурс художественного чтения, при возможности предложить кому-либо прочесть стихотворение “ Антуан Ватто” на языке оригинала. С помощью гиперссылки школьники обращаются к короткой биографической информации о Прусте. Рассматривая репродукции картин “ Жиль” и “Лавка Жерсена”, они готовятся принять участие в дискуссии о тех чертах творчества Ватто, которые уже отличают его от традиции рококо. Урок завершается выводами об истинной ценности человеческой жизни, о роли творчества, искусства, способного преодолевать время и смерть и обретать бессмертие. Для работы дома учащиеся получают на выбор одно из заданий:

1. Попытайтесь, подобно М. Прусту, выразить свои впечатления от творчества кого-либо из живописцев в форме стихотворения;
2. Напишите сочинение на тему “Жизнь и бессмертие”.
Они также обеспечиваются информацией о том, на какие статьи, книги, Интернет-ресурсы им следует обратить внимание, если у них возникло желание расширить и углубить полученные на уроке знания о личности и творчестве Антуана Ватто.

Основываясь на таких методах работы, мы от урока к уроку формируем все основные структурные компоненты исторического самосознания: познавательный – информационную базу, то, что составляет содержание истории; аксиологический – эмоционально-чувственную сферу, отражающую заинтересованность личности в обогащении историей в форме переживаний; поведенческий – психологическую готовность к реализации функций участника исторического процесса ( включая связанные с искусством – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных явлений). А итогом этого должно стать выстраивание прочной цепочки: от знаний – через чувства – к поступкам.

[1] Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. М., 1994., стр.6.
[2] См. Сапожникова Л. В. Место курса МХК в общеобразовательной школе (из опыта работы). Сочи, 2002, стр. 3-8.
[3] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990,стр. 240-243.