Самостоятельная работа как один из способов формирования мыслящей личности

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Урок – семинар в 11-м классе

Тема: «Человек в вихре революции: рождение или гибель?»

Цели

  • Осмысление трагической темы: «Изображение революции и гражданской войны в литературе 20-х годов».
  • Развитие активного творческого мышления.

Задачи

  • Привитие навыков творческого труда в процессе углубления и обобщения изучаемого материала.
  • Помочь учащимся осознать возможность одновременного существования в русской литературе 20-х годов различных точек зрения на острые проблемы современности, избегая вытеснения одних героев другими, используя различные формы самостоятельной работы и методы педагогической поддержки.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

«Ураган времени революции, корабль бытия пляшет на волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознанья», – так, невольно воскрешая образы библейского потопа, вселенской катастрофы, а с другой стороны, картину сотворения мира, написал летописец этих дней А. Толстой в 1922 году.

Литература – тот же корабль, плывущий среди различных потоков, тем более в такое время, как начало XX века, время катастрофичное, кризисное (революции, война, но главное – утрата Бога), потому так много появляется богоискательства: А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме» – поиск Бога, но поэт не находит его.

У Маяковского – Христос бежал из иконы – это страшно. Поэтому надо найти что-то взамен.

Появляется много философских течений. В. Соловьев, Розанов, Бердяев – это поиск национальной идее, которая может помочь воскреснуть. Эта идей связана с символизмом.

У каждого поэта свой «страшный мир», и это не только личные чувства, это ощущение мира. Литература всегда старается вернуть миру опору.

Панорама литературного процесса 20-х годов, и, конечно прозы, предстает перед нами исключительно сложной.

Что принесла революция и гражданская война? Какую концепцию развития человека они выстраивают?

(Концепция – это единый определяющий замысел, ведущая мысль, например произведения)

Идея – создания нового человека. Революция – это эксперимент по выведению нового сорта, нового типа человека.

Но прежде, чем рассмотрим параметры, по которым оценивается революция с точки зрения культуры, литературы, я хочу обратить внимание на следующее: «новыми» должны были стать все. Но, например, для поколения Блока, Гумилева, Ахматовой, Волошина, Ходасевича и других, а также причастных к Петербургскому Ордену интеллигенции Б. Пильняка, Б. Замятина, К. Федина, М.Зощенко было характерно, то, что все эти люди смотрели на мир, на Россию, на ее народ сквозь призму образов и мотивов утонченной литературы.

И в революцию они вышли с опытом жизни «в культуре». Границы жизни для многих – это границы культуры.

Послушайте, как поэтически осмыслил это поэт В. Солоухин в стихотворении «Три поэта».

Ученица читает стихотворение

Слово учителя (продолжение)

Итак, важнейшими параметрами, по которым оценивается революция, стали следующие:

а) Революция как путь создания «железного потока», массы, человека в этой системе нет, есть член коллектива (Серафимович, Тренев).

б) Человек, что с ним происходит в процессе революции?

  • Человек воскресает, возрождается;
  • Революция разрушает человека.

Запишем план семинара. (Ученики записывают).

Первая учебная ситуация «Испытание любовью».
(Анализ рассказа Б. Лаврентьева «Сорок первый»)

Обратим внимание – действие происходит в пустыне, где должно быть жарко, а там – холодно, зима, т.е. в самой жизни происходит что противоестественное.

Опорные вопросы

  1. Что общего у Марютки, Вадима Николаевича и Говорухи – Отрока?
  2. Готова ли Марютка ради любви к «синеглазенькому» переступить через революционный долг?
  3. Смог бы, по-вашему Говоруха – отрок пересмотреть свои взгляды, изменить свое мировоззрение?
  4. Кто прав и кто виноват в случившейся трагедии?

Вывод

  • В этой ситуации правы все и в этом трагедия.

Стихотворение М. Волошина «Гражданская война».

Вторая учебная ситуация «Испытания бытом». Анализ рассказа А. Толстого «Гадюка»

Опорные вопросы

  1. Как Ольга Зотова оказалась на фронте?
  2. Как, по-вашему, жизнь в отряде была ей в тягость? Можно ли, наоборот, назвать это время лучшим в ее жизни и почему?
  3. Почему не сложилась жизнь героини в мирное время?
  4. Повлияло ли фронтовое прошлое Ольги Вячеславовны на ее умение адаптироваться в мирной жизни? Чем это закончилось?

Вывод

Превращение барышни Зотовой в «товарища Зотову», «своего парня», «братишку» наложило отпечаток на ее характер. Она привыкла быть частью отряда, массы, а свое «я» потеряла.

Стихотворение М.Волошина «Терминология»

Третья учебная ситуация. Анализ отдельных рассказов И.Бабеля из сборника «Конармия»

Слово учителя

Рассказы из цикла «Конармия» стали публиковаться в 1923 году, но создавались они уже в 20-м. Разные по материалу, они открывали мир новый и неожиданный.

Много новелл написано от лица Кирилла Васильевича Лютова, фамилии под которой жил, действовал и писал сам автор. Этого человека хорошо помнили бойцы Первой Конной, с которыми писатель и после похода сохранял самые дружеские отношения. Почему именно эту фамилию он дал своему герою?

Может, потому, что Бабель сочувствует «своим» среди бойцов, слиться с ними, но это не всегда получается.

«Афонька Бида» К. Коковина.

Общий вывод

  1. Бабелю было важно показать способность человека одновременно возвышенным и обыденным, трагическим и героическим, жестоким и добрым, рождающим и убивающим.
  2. Характеры его героев парадоксальны, границы между их душевными состояниями неуловимы, поступки неожиданны.
  3. Но главное – нельзя не заметить, что бесстрастие писателя при описании убийства мнимое. Его отношение вырастает из вековечной гуманистической нормы, осуждающей насилие. И часто отсутствие любви и симпатии к герою выступает как отчужденность автора и тем самым внутри себя содержит оценку.

Четвертая учебная ситуация. Анализ и характеристика отдельных персонажей романа «Разгром» А. Фадеева

Слово учителя

В романе «Разгром» рассказывается об одном из эпизодов гражданской войны. Тема как будто бы для молодой советской литературы. Но неожиданным стал поворот этой темы у Фадеева. Роман насыщен драматическими ситуациями, завершается трагической развязкой: отряд красных партизан, пробивающихся из окружения, почти весь разгромлен – в живых осталось только девятнадцать человек. Но финал романа тем не менее звучит жизнеутверждающе: вырвавшиеся из окружения партизаны во главе с их командиром не пали духом. Они готовы продолжить борьбу до победного конца. Перед нами, можно сказать, оптимистическая трагедия (так позднее в начале 30-х годов, была названа пьеса В. Вишневского).

Фадееву удалось создать живые характеры героев, показать их внутреннюю жизнь. Не случайно выход романа стал событием в литературной жизни 20-х годов.

Выдели ключевые проблемы, которые и будут вашим домашним заданием на следующий урок:

а) Что определяет судьбу человека?

б) Почему Морозка совершает подвиг, а Мечек предает отряд? (Анализ разговора Мечика с Левинсоном, гл.13).

в) Что Левинсон несет в долину: новую жизнь или смерть?

Особенность авторской позиции: открытое отношение автора к своим героям.

А сейчас продолжим работу семинара.

Вопросы

  1. Происхождение и статус героя.
  2. Как попал в отряд? (Поисковая работа.)
  3. Как складываются отношения с товарищами?
  4. Меняется ли характер героя по мере развития сюжета романа? Каким образом это происходит?
  5. Что дала революция персонажу? Могла ли судьба сложиться по-другому?
  6. а)  Метелица – Вакутина
    б)  Морозка – Гребенин
    в)  Варя – Герасимова
    г) Левинсон – Герасина

Слово учителя

Итак, подводя итого всему сказанному, еще раз хочу подчеркнуть, что проза

20-х годов выдвинула на первый план проблему – народ в революции, именно отсюда берут начало бесчисленные художественные течения, здесь – истоки нового мировоззрения. Сегодня мы попытались рассмотреть одну из проблем литературы 20-х годов, взяв в качестве примера таких писателей, как А.Толстой, Б.Лавренев, А. Фадеев, не коснувшись «Белой гвардии» М.Булгакова, «Погашенной луны» Б.Пильняка, «Чевенгура» Платонова, «МЫ» Замятина. Эта работа впереди.

Стихотворение М. Волошина «Потомкам».


Тема: «Наша маленькая жизнь»

Первая учебная ситуация.

  1. Слово учителя о С.Довлатове.
  2. Сообщение ученицы некоторых биографических фактов из жизни писателя.
  3. Сообщение ученика о романе «Зона» (автореферат).

Вторая учебная ситуация.

  1. Слово учителя
  2. Дискуссия по циклу рассказов «Чемодан».
  3. Беседа (подведение итогов).

Третья учебная ситуация.

  1. И.Бродский о Довлатове
  2. Стихотворение И.Гофф «Большой Сережа Довлатов идет по Нью-Йорку в панаме»
  3. Стилистический анализ (самостоятельная работа).

Тема: «Наша маленькая жизнь» (Человек и действительность в прозе С.Довлатова).

Форма урока: урок-семинар

Цель урока

Познакомиться с жизнью и творчеством С.Д.Довлатова, а также с работами исследователей, посвященных С.Довлатову. На примере цикла рассказов «Чемодан» рассмотреть, каков человек и какова действительность в прозе С.Довлатова, обратив внимание на сопоставление образа автора (С.Довлатова) и его героя (С.Довлатова). Привитие умения ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей.

Эпиграф к уроку

Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне.

А.Блок

Оборудование урока

  • Портрет С.Довлатова
  • Таблица «Человек и действительность в прозе С.Довлатова».

  • Схема по циклу рассказов «Чемодан»

  • Фрагмент из кинофильма «Комедия строгого режима»

ХОД УРОКА

Первая учебная ситуация.

(Класс разделен на 7 групп по количеству рассказов в цикле «Чемодан»).

Тема урока:«Наша маленькая жизнь».

Почему именно это название? Художник, писатель, создав свое творение, несет ответственность и за качество новой жизни, за новую сотворенную реальность. Ему никто не в состоянии помочь, ибо, как сказано у В.Шекспира в «Буре»:

Мы созданы из вещества того же,
Что наши сны, и сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.

Слово учителя

В последние десятилетия советского периода русской истории наряду с так называемой «советской классикой» появились произведения, ранее не признаваемые режимом, гонимые и преследуемые, но именно эти произведения во многом продолжили традиции русской литературы.

«Самая читающая страна в мире» позволяла свои гражданам читать произведения или бесспорных с официальной точки зрения классиков, или современных авторов – членов Союза Писателей. Приобрести, например, книги поэтов Серебряного века было практически невозможно:

Попробуйте купить Ахматову,
Вам букинисты объяснят,
Что черный том её агатовый
Куда дороже, чем агат, -

С горькой иронией отмечал А.Вознесенский. Но если Ахматову иногда все-таки печатали, то о произведениях Набокова, Платонова, Пильняка, Замятина не приходилось и мечтать.

М.Булгаков в «Мастере и Маргарите» обращал внимание на то, что писателя в Советском Союзе «делали корочки».

«Всякий посетитель, если он, конечно, был вовсе не тупицей, попав в «Грибоедова», сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой – известной всей Москве билетом».

Литературный труд становился занятием, позволяющим добывать материальные блага, которые распределялись всемогущим Литфондом в строгом соответствии с иерархическим положением писателя.

По словам М.Веллера, советский специалист – это, во-первых, человек, овладевший в полном объеме марксистско-ленинским мировоззрением, и уже во-вторых всем остальным.

Когда гранды социалистического реализма «захлебывались от восторга перед величием вождей», исполняли соц.заказы и клялись в верности, в коммуналках, на кухнях сидели «другие», которые игнорировали требования партии, не разделяли всеобщего оптимизма и героики, не желали становиться «автоматчиками партии», не показывали то, что должно быть завтра, и не вылечивали родимые пятна прошлого. Они хотели быть независимыми, за что на них обрушивали репрессии, гонения и доносы. Их творчество называли «несвободным от происков империалистической буржуазии».

М.Веллер в рассказе «Дети победителей» ярко выражает состояние культуры в Союзе:

«Откуда же у нас может взяться настоящая российская интеллигенция, если за интеллигентность – свободомыслие, порядочность, гражданственность, принципиальность, благородство, все те годы карали так жестоко, семей не щадя… Десятилетиями мгновенно вытаптывали малейший росток интеллигентности, да ещё землю вокруг пропалывали профилактически».

Но в Советском Союзе были писатели, которые изображали жизнь такой, какая она была на самом деле. Ни в одной другой стране нет, наверное, таких понятий, как «на халяву», «авось» и т.д., люди там не стоят в очередях, не пьют одеколон и не ползают потом ночью на четвереньках вокруг собственного дома, определяя путь по звездам, как герои В.Войновича Чонкин и Гладышев.

Может быть, поэтому в цивилизованном западном мире популярны научная фантастика, сентиментально-романтическая любовь, вампиры, оборотни, детективы. Не имея жизненных впечатлений, подобных нашим, там вынуждены придумывать себе Терминаторов, Бэтмэнов, марсиан, злодеев и прочих.

Нашим писателям не грозят трудности выбора героев, им достаточно обратиться в своем творчестве к самым обыкновенным людям. Что и сделал русский писатель С.Довлатов (1941-1990г.г). Описываемые им истории годились и в анекдот, и в роман, и в застольную беседу.

Итак, кто же он, С.Д.Довлатов?

  • Сообщение о биографии Довлатова
  • Сообщение о романе «Зона» (автореферат ученика)

Вторая учебная ситуация.

Слово учителя

Вернемся к теме нашего урока – «Человек и действительность в прозе С.Довлатова».

Из чего сложена довлатовская проза? На первый взгляд кажется, что из анекдотов, каламбуров, баек, но это чисто внешне. Внимательно вглядевшись в неё, мы заметим, что мысль писателя движется от одного микроабсурда к другому, развивая идею рассказа. Но главное, что эти микроабсурды разнообразны – и поэтому не приедаются, как не приедается и само занятие – читать и перечитывать прозу С.Довлатова.

«Я единственный сын, – восклицает его герой, прося пожалеть себя, и тут же раскрывает свою единственность – брат в тюрьме, сестры замужем». И получается, что при всей абсурдности своего заявления – прав.

Газета «Новое русское слово» публикует сообщение о чьей-то преждевременной смерти – как будто умереть можно вовремя. И так далее.

Итак, человек в прозе С.Довлатова. Кто он? Что несет с собой? Чем заполняет художественное пространство довлатовской прозы? Что представляет собой советская действительность глазами С.Довлатова? Обратимся к циклу его рассказов «Чемодан».

У Довлатова сложный жанр – автопортрет. Традиции отечественной литературы отсылают его к тому из значений латинского слова «автор», которое переводится как «виновник». Т.е., взявшись за перо – виновен с этого первоначального момента – и тогда, когда пишет, и когда не пишет.

А так как главный герой всех довлатовских рассказов – это он, Сергей Довлатов, поэтому и предметно-географические названия его книг «Зона», «Заповедник», «Чемодан», «Холодильник» – в известной мере условны. Зимняя шапка и креповые носки, шоферские перчатки и куртка Ф.Леже, офицерский ремень и номенклатурные полуботинки нужны писателю не сами по себе, а чтобы привязать к ним очередную историю, чтобы встретились и заговорили люди. А книги Довлатова битком набиты людьми, но это особые персонажи – люди анекдота, потому что именно в анекдоте человек раскрывается сразу и целиком, в одной ситуации, реплике или детали. И ещё – анекдот демократичен. Для него нет социальной лесенки, где расположены по своему социальному статусу знаменитости и пьяницы, дураки и герои, – смех всех сближает и уравнивает.

Проследим, что происходит с героями рассказов цикла «Чемодан».

Беседа с классом

(По одному ученику от каждой группы отвечает на вопросы).

Вывод делает ученица, получившая заранее индивидуальное опережающее задание.

  1. Название рассказа. Какие события положены в его основу? Какова его тема? Место и время описываемых событий?
  2. Герои рассказа. Кто они (их социальный статус), фамилии; речь героев, как она их характеризует?
  3. Что вы узнаете о герое рассказчике? Кто он? Что говорит о себе? Что мы узнаем о его прошлой жизни? Как он относится к происходящему?
  4. Идея рассказа, его основная мысль?

Слово учителя (подведение итогов)

Подведем итог всему сказанному. Раскрывая тему нашей конференции, вы попытались устно рассмотреть некоторые вопросы лингвистического анализа. Теперь попытаемся сделать вывод.

Вопросы классу

  1. Определите субъективную модель текста (истинное отношение автора к описываемым событиям).
  2. Каков же гражданин в прозе Довлатова?
  3. Какова действительность?
  4. И.Бродский: «Мир уродлив, и люди грустны». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?
  5. Как по-вашему – кто потенциальный читатель Довлатова?
  6. Ваше восприятие его прозы?
  7. Какими складываются отношения между читателем и писателем благодаря такому методу художественного письма?

Третья учебная ситуация.

(Использование ОИЗ).

Мы рассмотрели героев Довлатова, их отношения, рассмотрели и главного героя всех довлатовских рассказов – Сергея Довлатова, а каким был настоящий С.Довлатов?

Сообщение: И.Бродский о Довлатове.

Стихотворение: И.Гофф «Большой Сережа Довлатов идет по Нью-Йорку в панаме…».

Слово учителя

А сейчас посмотрим ещё раз рассказы С.Довлатова.

Обратим внимание на то, что его герои проявляют себя преимущественно в диалоге. Через диалог высвечивается их характер, в диалоге сквозит их судьба. Судьба внутренне раскрепощенных людей в условиях несвободной, уродливой действительности. Он говорил, что «хотел написать о том, как живут люди», а на самом деле показывает нам, как люди не умеют жить. Постарайтесь определить при помощи каких художественных средств языка достигает этого писатель. Особое внимание обратим на характерные особенности стиля С.Довлатова, т.е. сделаем стилистический анализ отрывков.

(Каждый ученик работает со своим отрывком).

Предполагаемый ответ на 4-й вопрос.

Это, наверное, самое трудное – определить идею рассказов Довлатова.

Во-первых, он использует приемы детской литературы, если можно так выразиться, – «детской наивностью, разрушая взрослую ложь», потому что опасность для Советской власти и заключалась в истинном изображении советской реальности. Как известно, никакая тирания не терпит правдивого отражения самой себя, тем более – молодыми людьми, возомнившими себя писателями.

Во-вторых, Довлатов сам говорит о себе, что он не был мятежным автором, не интересовался политикой, не допускал в своих писаниях чрезмерного эротизма. Он писал о мелких фарцовщиках и страданиях молодого надзирателя в лагере, которых хорошо знал, о спившихся низах большого города. Довлатов не был антисоветским писателем, но его не печатали. Почему? Какие такие крамольные идеи были в его произведениях?

Всё дело было в том, что показывая жизнь «человека с душой и талантом…» Довлатов одним из первых зафиксировал опаснейшее противоречие между тем, что было в жизни, и тем, что утверждалось советской литературой. Зафиксировал потерю идеалов, потерю героя. В отличие от своих предшественников – писателей-шестидесятников, воспевавших романтику «Братской ГЭС», и покорителей целины – Довлатов стал летописцем застоя. Он не борется с режимом, он описывает реальность. И главной его мыслью была мысль о невозможности существования человека с душой и талантом в этой реальности. В какой-то мере это дает ответ и на тот вопрос: Почему так много писателей уехали на Запад? Это и Бродский, и Аксенов, и Владимов, и Войнович, и Некрасов, и Максимов, и многие-многие другие.