Получив относительную свободу выбора учебно-методических пособий, мы, учителя английского языка, сначала обрадовались, а потом растерялись: учебников много, у каждого есть горячие сторонники и столь же горячие противники. У каждого есть безусловные плюсы, но есть и явные минусы. Какой учебник взять? Первый и самый принципиальный вопрос, который надо решить, – это отечественный мы выбираем учебник или зарубежный. Сторонники отечественных учебников в основном мотивируют свой выбор соображением патриотизма и необходимостью поддержки отечественного производителя, а также тем, что наши учебники в отличие от зарубежных созданы именно для нас, и ориентированы они на наш лингвистический менталитет, поэтому их система подачи и отработки материала более результативна. Сторонники же зарубежных пособий руководствуются тем, что английский язык зародился все-таки в Англии, а не на бескрайних просторах нашей родины, лексический материал их живой и современный, аудирование всегда построено на реальных жизненных ситуациях, коммуникативные навыки развиваются у учащихся легко и непринужденно. А все недостатки этих учебников (связанных действительно с тем, что созданы они не для нас, вернее не только для нас, а для всех иностранцев, изучающих английский язык) вполне можно нивелировать творческим подходом к этим учебникам. Так, например, предлагаю свой план построения урока по материалам одного из популярных ныне зарубежных пособий.
План урока
УМК “New Blueprint. Intermediate”
Unit № 31 “Eve. A jewelry maker”
Цель: Развитие навыков и умений устной речи.
Задачи:
1) Введение и отработка лексических конструкций, используемых для описания личностных качеств человека (personal qualities).
2) Тренировка употребления введенных конструкций в соответствующих коммуникативных ситуациях (соответствие личностных качеств выбираемой профессии).
3) Обучение неподготовленному высказыванию на обсуждаемую тему.
Оснащение: УМК “New Blueprint. Intermediate.”
Раздаточный материал (карточки).
Доска
Ход урока:
- Начало урока.
Приветствие. Проверка домашнего задания. Workbook p.46 ex.1, 3. 3—4 мин.
Продолжение проверки домашнего задания. Пересказ текста “A jewellery maker” (Перед пересказом учащиеся отвечают на вопросы о географических названиях, встречающихся в тексте.)
Bath was and still is the most famous spa in England. It is the only resort with tural hot springs. In the first century the Romans built elaborate baths at the hot springs. Avebury is a village in North Wiltshire famous for its Neolithic monument - a stone circle) 5–7мин.
Учащиеся отвечают на вопросы по тексту.
В процессе ответов на вопросы учащиеся подходят к обсуждению личностных качеств героини текста.
Why does Eve like her job? Why does she like being her own boss? She is quite tough, isn’t she? What does it mean? Why do you have to be tough to set up your own business? 3—4 мин.
Учащимся раздаются карточки, на каждой из которых написана краткая характеристика некоего человека. Учащимся предлагается посоветовать этому человеку выбрать профессию, исходя из его характеристики. (На доске написан список возможных профессий, начиная от plumber и заканчивая secret agent.) На подготовку обоснованного высказывания дается 3—4 мин.
Учащиеся высказываются на заданную тему. Им также предлагается оценить обоснованность высказывания друг друга. 10 –12 мин.
После того как все учащиеся выскажутся, им предлагается сказать несколько слов о себе, о своих качествах, а остальным на основе этого предлагается посоветовать ему в выборе профессии. 3—4 мин.
- Заключительный этап урока. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.
Раздаточный материал (карточки)
Glenn, 18.
Ambitious, outgoing, energetic, rather flexible.
Likes traveling.
Is good at learning languages.
Sharon, 19.
Patient, hard-working, tactful, very shy and modest.
Likes cooking, washing, ironing.
Isn’t used to living away from home.
David, 18.
Disciplined, hard-working, energetic.
Likes playing football & basketball.
Can be a leader of a group.
Not very good at academic studying.
Sue, 20.
Patient, hard-working, responsible, flexible.
Likes animals.
Grew up on a farm.
Angie, 18.
Very energetic, outgoing, flexible.
Likes her motorcycle.
Is a fitness fanatic.
Nick, 21.
Energetic, selfconfident.
Sometimes can be cruel.
Spends a lot of time practising karate.
Lisa, 20.
Creative, outgoing, patient, flexible.
Likes children.
Can be a leader of a group.
Mark, 18.
Ambitious, outgoing, flexible, hard-working.
Good at social studies.
Interested in politics.
Can be a leader of a group.
Carl, 19.
Creative, energetic, hard-working, but not very patient.
Good at imitating people.
Likes theatre.
Anna, 30.
Patient, hard-working,
disciplined, tactful, outgoing.
Has never worked (has got four children).
Donna, 18.
Hard-working, tactful, optimistic, can cheer people up if they are ill or depressed.
John, 20.
Creative, patient, disciplined.
Doesn’t like to communicate with people.
Technically minded.
Творческий подход к планированию своих уроков по зарубежным учебным пособиям не единственный способ работы с ними. Материал этих учебных пособий вполне можно использовать и во внеклассной работе.
POOR SPIDER
Сценарий
(На основе материала учебника “English Together” level 1)
На сцене: с одной стороны дети: Al, Beth, Emma, Joe. Каждый занят своим делом: Al что-то рисует фломастером на большом листе бумаги, лежа прямо на сцене, Beth перебирает овощи в корзинке, корзинка – на невысокой табуретке, Beth – на коленях рядом, Emma сидит прямо на сцене перед табуреткой, не загораживая ее, читает книгу, Joe стоит чуть сзади, рассматривая что-то в бинокль. С другой стороны: horse Silver, dog Sandy, cat Ginger, tortoise Sleepy, rabbit Snowy, frog Jumpy. Каждый занят своим делом: кошечка грациозно и лениво причесывается, пес играет с костью, кролик грызет морковку, черепаха спит, лошадка собирает цветочки, лягушонок пристает к спящей черепахе, сидя рядом на корточках и тыкая в нее пальчиком, боязливо и кокетливо. Все выходят и располагаются на сцене под музыку, затем музыка стихает, на сцену выходит очень грустный Spider.
Spider: I’m so unhappy! Nobody loves me! Everybody is afraid of me!
Все звери (обращаясь друг к другу и в зал. Говорят вразнобой): Poor, poor Spider! Poor, poor Spider!
Horse Silver: Who is afraid of this black Spider?
Все звери: Who is afraid of this black Spider? Who is afraid?
(Звучит музыка, все звери поют):
Who’s afraid of big black spiders,
Big black spiders,
Big black spiders?
Who’s afraid of big black spiders?
Все дети (поют): Me, me, me, me, me! (отодвигаются подальше, смотрят с опаской.)
Spider: I’m so unhappy!
Все звери: Poor, poor, Spider. Poor, poor Spider!
Cat Ginger: Let’s help him!
Horse Silver (подходит к нему): Hello! I’m Silver. I’m a horse. I’m not afraid of you. Do you want to be my friend?
Spider (радостно): Yes!!
Horse Silver: Let’s play! What can you do?
Dog Sandy: Can you swim like a fish?
Spider: No…(Грустно)
Rabbit Snowy: Can you run like a rabbit?
Spider: No…(Еще грустнее)
Frog Jumpy: Can you jump like a kangaroo? (Подпрыгивая подходит)
Spider: No…(Очень грустно)
Tortoise Sleepy: Can you sing like a bird?
Spider: No…(Совсем грустно)
Cat Ginger: Can you walk like a cat? (Подходит медленно, грациозно – по-кошачьи)
Spider (Очень грустно): No…I can’t swim, I can’t run, I can’t jump, I can’t walk like a cat… I can’t be your friend… (уходит)
Все звери: Oh! No! No! You can!!!
Horse Silver: Al, Al, come to me! Look! This spider is my friend! Don’t be afraid of him! (Al подходит к ним)
Al: Hello! I’m Al.. How are you?
Spider: I’m fine, thanks! (Сдерживая радость)
Dog Sandy: Beth, Beth, come to me! Look! This Spider is my friend! He is beautiful! Don’t be afraid of him!
Beth: Hello! I’m Beth. How are you?
Spider: I’m fine, thanks.(Радостно)
Cat Ginger: Emma, Emma, come to me! Look! This Spider is my friend! He is kind! Don’t be afraid of him!
Emma: Hello! I’m Emma. How are you?
Spider: I’m fine, thanks! (Еще радостнее)
Tortoise Sleepy: Joe, Joe, come to me! Look! This Spider is my friend! He is clever! Don’t be afraid of him!
Joe: Hello! I’m Joe. How are you?
Spider: I’m fine thanks! (Очень радостно)
(Когда кто-то из зверей говорит, остальные одобрительно кивают, обращаясь друг к другу и в зал. Когда Dog Sandy говорит: “He is beautiful!”— все повторяют: “He is beautiful! He is beautiful1” и т.д. На каждую реплику каждого говорящего все остальные реагируют: кивают, восклицают “Oh!” либо повторяют ее, но не остаются безучастными. Например, когда Spider говорит: “No..”, все повторяют разочарованно: “No…No…", когда он говорит: “I’m fine, thanks!”, все восклицают: “He is fine! He is fine!” и т. д.)
Все берутся за руки. Заучит музыка. Все поют:
We’re all friends together,
Together, together.
We’re all friends together!
Hip hip hip hooray!
And my friend is your friend.
And your friend is my friend.
We’re all friends together!
Hip hip hip hooray!
Spider: I’m so happy!