Интеграция на уроках гуманитарного и эстетического циклов. Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве

Разделы: МХК и ИЗО


Тема интеграции предметов гуманитарного и эстетического циклов остается по-прежнему актуальной. Академик А.Мелик-Пашаев пишет, что “интеграция искусств - перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике [12]. Более того, ученый говорит о необходимости формирования “единого интеграционного пространства школы” [10].

Томский ученый В.А.Доманский в своей монографии “Культурологические основы изучения литературы в школе” пишет: “Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникации предметов чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре” [3].

Существует несколько видов интеграции:

1. Интегрированный урок, достоинствами которого являются большая содержательная емкость учебного материала, чрезвычайная лаконичность и четкость его подачи, взаимопроникновение интегрируемых предметов на всех этапах урока и огромная информативность.

2. Интегрированные предметы. На сегодняшний день таковым, например, является мировая художественная культура.

3. Интеграция искусств. Искусства могут интегрироваться на равноправной основе или на основе выбора доминирующего искусства.

Все виды интеграции используются мной и моими коллегами, учителями литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, в своей работе. Нам близка точка зрения журнала “Искусство в школе”, который утверждает: “Находить общее в разных искусствах, прочитать что-то о музыке и извлечь пользу для преподавания изобразительного искусства или литературы – это могут очень немногие, так называемые “продвинутые” учителя... И мы знаем: учитель, понимающий “другие” искусства, несравненно лучше преподает “свое” [9].

Уроки в седьмом классе по теме “Житие Преподобного Сергия Радонежского” (учебник, авторы-составители А.Г.Кутузов, А.К.Киселев и др.) трудны для современных школьников. Но если провести эти уроки как интегрированные с мировой художественной культурой (тема “Икона. Иконографический канон”), материал становится более понятным и близким для учащихся.

Урок “Образ Преподобного Сергия Радонежского” можно провести как завершающий тему по литературе, а можно рассредоточить материал по нескольким урокам: 1. Каноны, по которым писались жития. Иконографический канон. Иконопись – дословное перенесение слова на иконную доску 2. Работа по тексту “Жития...” - иконы Святого Сергия, в том числе житийные. 3. Повесть Б.Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский”, ее отличие от жития – образ Сергия в картинах русских художников М.Нестерова, Н.Рериха.

Материал к уроку: на доске – репродукции икон Сергия Радонежского; “Троицы” А.Рублева; картин М.Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, “Юность Сергия”, “Труды преподобного Сергия Радонежского”; Н.Рериха “Святой Сергий”.

Учитель: Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу, созывал людей на службу в храм. Самый большой колокол на колокольне весит 10000 кг. Он был подарен монастырю русским царем Борисом Годуновым.

А самый главный и самый древний памятник Троице-Сергиевой лавры – Троицкий собор. Ему более 500 лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.

Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи. До сих пор огромное количество людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому.

Мы с вами прочитали “Житие Сергия Радонежского”, написанное Епифанием Премудрым. Что характерно для жития как жанра древнерусской литературы?

1-й ученик: Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости. Дает образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить ее может каждый человек. Герои жития – самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Кто, избрав однажды путь спасения, а не смерти, шел по нему, поверяя все свои дела евангельскими заповедями, стараясь в пути этом уподобиться Христу.

/учащиеся вспоминают известных им русских святых Бориса и Глеба и других, кратко повторяют “Житие”/

2-й ученик: Один из самых почитаемых на Руси святых – Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом. Известная дата его рождения – 3 мая 1314 года. В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались еще до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определенные моменты службы вскрикивал в ее чреве. С первых дней жизни ребенок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням – средам и пятницам.

В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом, Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси).

Около 1328 г. родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в 12 верстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте и он перешел в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Сергий оставил у себя двенадцать человек – в подражание двенадцати апостолам Христа. Они жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу. Преподобный Сергий делал большую часть тяжелой работы, подавая пример братии. Однажды у него кончился хлеб и Сергий нанялся прирубить сени к келье одного из монахов. За три дня работы тот дал преподобному краюху хлеба, заплесневевшую настолько, что когда Сергий приступил к еде, из его рта пошла пыль. Этот эпизод говорит историку не только о смирении Сергия, но и о том, что вначале в обители был принят особножительный устав – каждый жил на свои средства.

Сергий поднял на недосягаемую высоту духовный авторитет своей обители. Он был знаком с византийским богословским учением исихазма – молчальничества, сутью которого была идея внутреннего самосовершенствования. Очистившись от греховных помыслов и сосредоточившись на божественном, по мнению исихастов, можно было достичь соединения с Богом. Призыв к духовному преображению был очень своевременен для Руси, собиравшей силу на борьбу с татаро-монгольским игом. Созерцательная пассивная доктрина исихазма превратилась в руководство к действию: очистить себя было необходимо перед решающей битвой, так как церковь объясняла, что татары посланы на Русь в наказание за грехи.

Преподобный Сергий, бывший духовником Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от церкви. Испугавшись божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю.

Житие Сергия составлено вскоре после его смерти в 1392 году монахом Епифанием, лично знавшим святого. Этим объясняется удивительная достоверность подробностей, сообщаемых в житии.

3-й ученик: Внешность Сергия также не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.

/Демонстрируется портрет/

Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону. Учащиеся вспоминают, что такое икона. Икона (греч.- эйкон – образ, изображение) – символическое изображение святого или события из священной истории. В православии воспринимается как святой образ – изображение, в котором за красками, расположенными в соответствии с определенной системой приемов и средств живописи, присутствует некое таинство. Икона создается в соответствии с канонами древнерусской живописи.

/Учащиеся вспоминают эти каноны: обратная перспектива, символическая роль цвета и др./

На доске – репродукции икон Сергия Радонежского, в том числе и житийная икона. Житийная икона – икона, запечатлевшая житие и чудеса того или иного святого, по сторонам и клеймам изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнического жития и чудес святого, которому посвящена икона.

Главными отличительными особенностями святого Сергия на иконах стала коричневая монашеская мантия с темным платком-парамандом и округлая средней длины борода. События жизни разворачиваются в боковых клеймах. Только одно из этих событий выделилось в отдельную икону – явление Сергию Богоматери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Святой беспокоился о дальнейшей судьбе своей обители, и Богоматерь обещала всегда заботиться о монастыре.

На доске – репродукция самой известной иконы – “Троица” Андрея Рублева. Ученик рассказывает об истории ее создания.

Учитель. Мы с вами прочитали и повесть Б.К.Зайцева (1881-1972) “Преподобный Сергий Радонежский” (1924). Чем отличается повесть, написанная в эмиграции, от жития?

Ученики сравнивают “Житие”, написанное Епифанием, с биографической повестью “Преподобный Сергий Радонежский” Б.К. Зайцева. Мир жития условен, писатель же пытается проникнуть во внутренний мир героя, объяснить его поступки. Писателя интересует эпоха, он наполняет пространство, в котором жил Сергий, духом реальной жизни, пытается разгадать тайну праведности. Так же и картины художников отличаются от икон, написанных строго по канонам.

Сергий Радонежский занимал особое место в жизни и творчестве художника Михаила Нестерова (1862–1942). Художник даже считал, что святой спас его от смерти в младенчестве.

Программная картина, самая значительная, посвященная Сергию Радонежскому, “Видение отроку Варфоломею” была написана в 90-е годы XIX века. Она произвела взрыв в художественной среде. Художник предвидел, что этому полотну уготована вечность. “Жить буду не я, – говорил он. – Жить будет “Отрок Варфоломей”. В творческом наследии Нестерова эта картина открывает целый цикл произведений, воплощающих русский религиозный идеал.

Во время размышлений над будущей картиной Нестеров живет в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещает места, связанные с деятельностью св. Сергия.

Нестеров избирает эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного писания.

Нестеров выставил “Отрока Варфоломея” на XVIII Передвижной выставке. Очевидец триумфа Нестерова вспоминал, что “нельзя даже представить себе впечатление, которое она произвела на всех. Картина действовал ошеломляюще”. Но были и критики картины. Видный идеолог передвижничества Г. мясоедов доказывал, что золотой венчик вокруг головы святого надо закрасить: “Ведь это же абсурд даже с точки зрения простой перспективы. Допустим, что вокруг головы святого круг золотой. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к нам анфас? Как же можете видеть его таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, т.е. в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо, а вы рисуете его таким же кругом! Если же это не плоский круг, а шаровидное тело, окутывающее голову, то почему же сквозь золото так ясно и отчетливо видна вся голова? Вдумайтесь, и вы увидите, какую написали нелепость”. Столкнулись два века, и каждый говорил на своем языке: упрощенный, визионистский реализм боролся с попыткой показать реалии внутреннего мира человека. Протест вызывали и нимб, и старец, и пейзаж, и бесплотный отрок (по преданию, он писался с “больнушки” – деревенской больной девочки из-под Троице-Сергиевой лавры). К П.М.Третьякову явилась целая депутация художников с требованием отказаться от приобретения “Варфоломея”. Третьяков картину купил и она вошла в пантеон русского искусства.

Окрыленный успехом, живописец решает создать целый картинный цикл, посвященный Сергию Радонежскому. Триптих – форма весьма редкая в те годы – напрямую восходил к череде иконописных клейм, к деисусному ряду иконостаса. В “Трудах преподобного Сергия” (1896–1897) также главенствующую роль играет пейзаж, причем разных времен года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, препятствовал ничегонеделанью монахов и сам первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты – создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго. В Сергии нет не только ничего напористого, но и ничего выспреннего, показного, нарочитого. Он не позирует, а просто живет среди себе подобных, ничем не выделяясь.

Говоря о другом художнике Николае Рерихе, чья жизнь и творчество были связаны не только с Россией, но и Индией, нужно вспомнить, что одной из самых значительных серий картин, созданных в Индии, были “Учителя Востока”. В картине “Тень учителя” Рерих воплотил предание о том, что тени древних мудрецов могут являться людям для напоминания о нравственном долге. Среди полотен, посвященных великим учителям человечества – Будде, Магомету, Христу, – есть и картина с образом святого Сергия Радонежского, которому художник отдавал роль спасителя России во всех трагических поворотах ее истории. Рерих верил в историческую миссию России. Русская тема не уходила из его творчества – с особой силой она возродилась в годы Отечественной войны. Рерих писал русских святых, князей и былинных героев, словно призывая их на помощь сражавшемуся русскому народу. Опираясь, как когда-то, на традиции древнерусской иконы, он пишет образ св. Сергия. По свидетельству Елены Ивановны, святой явился художнику незадолго до его кончины.

Образ святого Сергия Радонежского близок и нам, живущим в начале III тысячелетия. Можно напомнить ученикам, что Троица – главный праздник Томичей (город Томск отмечает в 2004 году свое 400-летие), так как икона Святой Троицы, переданная первостроителям Томска царем Б.Годуновым, является покровительницей города. Летом 2003 года состоялась торжественная встреча списка с иконы Святой Троицы в томском Богоявленском соборе. Сейчас эта икона находится в Троицком соборе. Стихотворение томского поэта Николая Хоничева, написанное в 1994 году, звучит по-прежнему актуально.

Ученик читает наизусть стихотворение “Памяти Сергия Радонежского” [15]:

Россия на витке калейдоскопа –
Один узор в другой не перешел.
А нам твердят, что вот уж скоро, скоро
Вольготно будет, сытно, хорошо.
Но если говорят, что все отлично,
То почему же взгляд страны поник
В столпотворенье мнений мозаичных,
В густой борьбе амбиций слюдяных?
Так много зла! Когда сжимает сердце,
Мне хочется воскликнуть что есть сил:
– Народ, ты исцели страну, как Сергий
Всех жаждущих и страждущих целил!
Целя страну, себя же исцеляешь,
Недаром ведь, сквозь холод смутных дней,
Сейчас, под крик разноголосых клавиш,
Взрастают вновь подснежники церквей.
Талантливо, с любовью, нежно, строго
Объединиться, злобу превозмочь…
И может Сергий, указав дорогу,
Нам в этом попытается помочь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпатов М. Краски древнерусской живописи.- М.: Изд-во “Изобразительное искусство”, 1974.
2. Бусева-Давыдова И. Художественная культура Древней Руси. Иконография святых.– “Искусство” /приложение к газете “Первое сентября”/, № 11, 1996.
3. Доманский В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе.– Томск: ТГУ, 2000.
4. Еремина Т.С. Предания о русских иконах.– М.: Владос, 1994.
5. Зайцев Борис. Преподобный Сергий Радонежский. – М., “Современник”, 1991.
6. Зотов Б. Душа народа, или Россия глазами живописца Михаила Нестерова // Смена.– 1990.– №7.– С.221–227.
7. Иванова-Аннинская А. Нестеров. Жизнь и творчество // Искусство.– 2001.– №7–11, 13, 14, 17–20.
8. Из “Жития Сергия Радонежского”. В кн. “Древнерусская литература”. Хрестоматия. Сост. О.В.Творогов.– М., “Просвещение”, 1995.
9. Искусство в школе.– 2003.– №4.–С.2.
10. Кашекова И. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания // Искусство в школе.– 2001.– №4.– С.7–10.
11. Князева В.П. Н.Рерих.– М.: Изд-во “Изобразительное искусство”, 1968.
12. Мелик-Пашаев А. Что раньше: искусства или искусство? // Искусство в школе.– 2001.– №4.– С.3–4.
13. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре.– М.: Владос, 1995.
14. Троице-Сергиева лавра. К 1000-летию Крещения Руси.– Изд. Московской Патриархии, 1987.
15. Хоничев Н. памяти Сергия Радонежского. Сб. русский крест /поэтический сборник, посвященный Дню славянской письменности и культуры, совместное издание Томского Благочиния и Томской писательской организации/.– Томск, 1994.