Программа по воспитательной работе "Мир просит: Открой меня заново"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка.

Данная программа рассчитана на начальные классы общеобразовательных школ. 34 часа в год, 1 час в неделю.

В настоящее время огромное внимание в школах уделяется учебному процессу, формированию умений и навыков. Но порой, стремясь к постоянному улучшению результативности учебного процесса, мы забываем о самом ребенке и видим в нем только стандарт ученика. Это негативно отражается на формировании ребенка как личности. Считаю, что на первое место в работе с детьми должен стать воспитательный процесс. Только в том случае мы сможем помочь нашим детям не потерять веру в будущее своей страны и в себя. Оградим их от черствости, эгоизма и безразличия ко всему окружающему. Ведь в конечном итоге именно безразличие, бездуховность, безверие привели нашу страну к тупику, в котором мы оказались.

Цель программы – воспитать в детях стремление к духовно-нравственному совершенствованию на основе традиционного наследия нашего народа.

Работа по данной программе ориентирована на организацию воспитательного процесса в коллективном союзе учителей, учащихся и родителей. Такое сотрудничество позволяет осуществить достижение духовно-нравственных норм жизни. Многие учебные предметы включают в себя использование элементов обычаев и традиций русского народа. В нашем учебном учреждении, “Школе русской национальной культуры”, введен специальный курс “Обычаи и традиции русского народа”, где целенаправленно изучается прошлое народа, его истоки, традиционные праздники, обряды. Однако четкое следование расписанию уроков не позволяет вовлекать в воспитательный процесс учащихся и их родителей одновременно. Программа “Мир просит тебя: открой меня заново!” полностью решает эту проблему. Она имеет благоприятные возможности в выборе времени для проведения совместных мероприятий. В основе программы лежит изучение народного календаря русского крестьянина-земледельца, исторических корней страны, составление родословных древ семей учащихся, изучение главного богатства народа – его культуры.

 Задачи программы

Воспитывать чувство уважения, любви, преданности к Родине, интерес к ее историческому прошлому, бережное отношение к настоящему своей страны, ее народу.
Формировать духовно-нравственные качества, которые должны стать основой воспитанности и толерантности учащихся.
Развивать в детях творческое начало, артистизм, любознательность, стремление к сотрудничеству, умение организованно выполнять свои поручения, коллективную работу.
Расширять кругозор детей о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа, а также всех народов, проживающих на территории нашей многонациональной страны.

1 класс

  1. День Знаний.
  2. Выбор актива класса.
  3. Берегите русский лес – он источник всех чудес! Беседы, экскурсии, походы, экологические субботники.
  4. Осень – перемен восемь. Конкурс пословиц, поговорок, стихов, народных примет.
  5. Осенины. Оспожники. Празднование сбора урожая на Руси.
  6. Почемучка в гостях у осенней природы.
  7. Коллективное оформление панно “Осень велика”
  8. День именинника.
  9. Папа, мама, я – спортивная семья.
  10. Смена состава актива класса, поручений.
  11. Учиться – всегда пригодится.
  12. КВН “По дорогам сказок”
  13. Зиновий-синичник.
  14. День именинника.
  15. Подготовка и проведение новогоднего утренника.
  16. Строительство снежного городка.
  17. Оформление коллективного панно “Зима долга”.
  18. Зима – не лето, в шубу одета. Конкурс загадок, пословиц, поговорок о зиме.
  19. Смена поручений в классе.
  20. Пришли колядки – блины да ладки.
  21. В мире животных. Просмотр научно-познавательного фильма о животных.
  22. КВН “В мире животных”.
  23. Беседа о Дне Российской Армии. Изготовление подарков.
  24. Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!
  25. Весна отмыкает ключи и воды.
  26. Праздник для мам.
  27. “Вместе весело шагать”. Конкурс стихов, песен, пословиц о дружбе.
  28. Экологический утренник “Я люблю свою Землю”.
  29. День Космонавтики.
  30. Веселые старты. Играем в русские народные игры.
  31. Смена поручений в классе. Подведение итогов.
  32. Конкурс стихов и рисунков о весне “Матушка-весна - всем красна".
  33. Подведение итогов работы за учебный год. Праздник “Здравствуй, лето!”
  34. Резерв.

2 класс

  1. День Знаний.
  2. Выбор актива класса, распределение поручений.
  3. Делу – время, потехе – час. Изготовление настольных логических игр, апробирование.
  4. Осень. Рождество Пресвятой Богородицы. Праздник.
  5. Экологический патруль “Я – хозяин своей школы”
  6. Прокопьевск – моя Родина.
  7. Русские народные игрушки – хранители древних тайн.
  8. Подведение итогов работы за первую четверть.
  9. Ноябрь – ворота зимы. Синичкин день.
  10. День именинника.
  11. Коллективная работа по изготовлению экологического журнала “Зеленый Дом без окон”
  12. Если вместе, если дружно. Игра-соревнование.
  13. Строительство снежного городка.
  14. Подготовка и проведение Новогоднего утренника “Вставай в хоровод – Новый год у ворот!”
  15. Коляда, коляда, ты подай пирога!
  16. Выставка рождественских композиций.
  17. Русские народные игры, забавы.
  18. С любовью к своей Родине. Встреча со сторожилами города Прокопьевска. Беседа.
  19. Февраль – бокогрей, снежень, широкие дороги. Конкурс стихов, примет, пословиц о феврале.
  20. Ко Дню рождения Российской Армии. Смотр войск.
  21. Праздник Масленицы.
  22. В стране Вообразилии Бориса Заходера. Чтение, инсценирование произведений поэта.
  23. Праздник, посвященный 8 марта.
  24. Варвара-краса – длинная коса. Конкурс причесок.
  25. У ворот хоровод. Праздник, посвященный весне.
  26. Астрологический прогноз. Знаки зодиака.
  27. Ко Дню Космонавтики. Просмотр кинофильма. Беседа.
  28. Интеллектуальная зарядка.
  29. Поздравляем именинников.
  30. Резервное время.

3 класс

  1. День знаний.
  2. Выбор актива класса. Распределение поручений.
  3. Эколого-туристический поход в лес.
  4. Осенины. Праздник урожая.
  5. Театральная премьера “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”
  6. Вечер высокой моды. Харитины – первые холстины.
  7. КВН “Затерянные в океане”
  8. Подведение итогов за первую четверть.
  9. Конкурс-соревнование “Традиционные блюда русской кухни”
  10. Синичкин день.
  11. “Подождите нас”. Кто и как готовится к зиме.
  12. “Скоро белые метели снег подымут от земли…” Конкурс стихов об осени, зиме.
  13. День именинника.
  14. “Елкины иголки”. Растения зимой.
  15. Обычай пить чай на Руси.
  16. Строительство снежного городка.
  17. Репетиция и проведение праздника “Новый год”
  18. “…А бывает Коляда накануне Рождества”
  19. Подведение итогов за четверть.
  20. Поход в парк на лыжах.
  21. Театральный экспромт. Инсценирование русских народных сказок.
  22. Экологический патруль: “Растения в школе”
  23. Конкурс сочинений “Город, в котором я живу”
  24. “К сожаленью, день рожденья только раз в году”
  25. С Днем рождения, Армия! Смотр войск.
  26. Конкурс “Мисс Дюймовочка” к 8 марта.
  27. “Как на масленой неделе из трубы блины летели!”
  28. Пасха. Велик день, Светлый день.
  29. Поздравляем именинников.
  30. Подведение итогов.
  31. Праздник “Здравствуй, лето!”
  32. Резервное время.

4 класс

  1. День Знаний.
  2. Выбор актива класса. Распределение поручений.
  3. Происхождение славян. Мифы древних славян.
  4. Осенины. Вторая встреча осени.
  5. Инсценирование детских прибауток.
  6. “Моя планета”. Беседа, сообщения, выставка рисунков.
  7. На великое дело – великое слово.
  8. Подведение итогов.
  9. Из истории русских фамилий. Оформление альбома.
  10. Оформление книжки-альбома “Мои родственники”
  11. “Мой род – моя крепость”
  12. День именинника.
  13. Герб моей семьи. Конкурс детских рисунков.
  14. Строительство снежного городка.
  15. Подведение итогов за четверть.
  16. Подготовка к Новогоднему празднику.
  17. Рассказы детей о самом дорогом предмете их семей.
  18. Люди нашего города. Интервью. Оформление альбома.
  19. Туристическая поездка в парк.
  20. Ко Дню Защитника Отчества.
  21. Оформление старинной летописи.
  22. День именинника.
  23. Профессии наших родителей. Оформление альбома.
  24. Самый дорогой человек на Земле. Конкурс сочинений.
  25. “Жаворонки, жаворонки, прилетите! Красну весну принесите!”
  26. Подведение итогов за четверть.
  27. На Святой неделюшке повесили качелюшки.
  28. Праздник Русской березки
  29. Родословное древо моей семьи.
  30. День именинника.
  31. Подведение итогов.
  32. Праздник “Прощай, начальная школа!”
  33. Резервное время.

Разработка урока по воспитательной программе “Мир просит тебя: Открой меня заново!”

Тема. Обычай пить чай на Руси.

Цели.

Обобщение знаний детей о русской национальной кухне: традициях и обычаях, о проведении некоторых православных праздников.
Формирование представлений детей о появлении чая в России, о причине установления прочной традиции чаепития.
Развитие умения классифицировать блюда национальной русской кухни, учитывая влияние религиозных факторов на ритуал еды. Расширение кругозора детей о разнообразии чая, его составе, вкусовых качествах.
Воспитание в детях чувства гостеприимства, внимательного отношения к каждому человеку. Раскрытие положительной роли чаепития в формировании микроклимата в семье.

Репродукции:

А. Пластов “Ужин тракториста”.
Кустодиев “Купчиха за чаем”.
В. Перов “Чаепитие в Мытищах”.
К. Маковский “За чаем”.
Неизвестный художник “Чаепитие”.

Иллюстрации:

Гуси – лебеди
Яблоки
Ковш
Растения, используемые для чая.

Праздники:

Сочельник, Новый Год, Пасха, Масленица.

Декорации:

Русская печь, яблоня, самовар, чайник – заварник, пояс, полотенце.

Музыкальное оформление:

русская народная песня “Барыня”.

Ход занятия

Звучит русская народная песня “Барыня”.
Дети приглашают гостей:

Проходите, гости дорогие. Усаживайтесь поудобней. Посмотрите, как у нас хорошо. Здесь и красны девицы, добры молодцы кругом - все уселись за столом. Будет всем вам так приятно побывать в гостях у нас. Пирогов отведать вкусных и чайку напиться всласть.

Учитель: Подождите, ребята. Гости-то пришли не только чайку испить. Они хотят еще на нас посмотреть, на нашу смекалку и удальство. Прежде, чем чаевничать, давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих занятиях.

(Стук в дверь).

Учитель: Кто там? Что за гости? (Входят Аленушка и братец Иванушка).

Учитель: Кто вы такие?

Аленушка: Мы из русской народной сказки прямо к вам пришли.

Учитель: Из какой вы сказки?

Иванушка: Пусть ребята сами догадаются, послушав наш рассказ.

Рассказ Иванушки и Аленушки.

Аленушка: Говорили мне батюшка и матушка, уходя на работу: “Будь умна, береги братца, не ходи со двора”.

Иванушка: И случилась беда: унесли меня злые птицы на своих крылышках.

Учитель: Догадались, кто это и из какой сказки? (Дети отвечают)

Учитель: Что же вы такие тревожные? Куда торопитесь?

Аленушка: Возвращаемся мы домой, да боимся, что гуси-лебеди вот-вот настигнут нас.

Иванушка: Помогите нам, ребята!

Учитель: Чтобы помочь Аленушке и Иванушке, нам предстоит выполнить несколько заданий, которые предложат нам яблоня, речка, печка.

(Дети выбирают яблоки с заданиями, которые выполняют индивидуально у доски).

Выбери лишнее: (устно).

Молоко, мясо, капуста, сметана, яйца.

Сгруппируй:

Масло, грибы, сыр, морковь, сало, рыба, крупа.

Соотнеси картинки с названиями праздников. /Пасха, Масленица, Новый год, Сочельник/

 

Сочельник Рис. 1 Новый Год  Рис. 2
Масленица  Рис. 3 Пасха  Рис. 4

Пока ребята выполняют задание яблони, мы с вами отгадаем загадку о том, с кем нам предстоит встретиться дальше:

Что за зверь:

Зимой ест, а летом спит,
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него, сядешь, а с места не свезет?

(Печка).

В каких еще сказках присутствует печь? (“Колобок”, “По щучьему велению” и так далее). Почему русский народ придавал такое огромное значение печке? (Дети отвечают).

Учитель: Вот и в нашей сказке печь помогает детям укрыться от злой погони. Давайте посмотрим, какое задание приготовила нам печь. Оставил возле печи кто-то два предмета. Не знает о них печь ничего. Что это? (пояс и полотенце). О каких обычаях и традициях, связанных с этими предметами, вы знаете? (Дети отвечают). Я думаю, что мы отлично справились с заданием печки. А теперь проверим других ребят.

Учитель: Любили русские люди, и поесть, и попить. А какие традиционные русские напитки, вы знаете? (Квас, молоко, мед, взвар, кисель, сбитень, сусло). О каком напитке идет речь в этой загадке?

Белое, а не вода. Сладкое, да не мед.
От рогатого беру и деточкам даю.

(Молоко)

Отправляемся к молочной реке с кисельными берегами. Посмотрим, какое задание она нам приготовила? “Почему не могла я называться чайной рекой?” (Дети отвечают).

Учитель обобщает ответы детей и сообщает о распространении чая на Руси.

Тесты:

1. Исконно русским являлся чай:

А) байховый,
Б) кирпичный,
В) лесной.

2. Чай был завезен в Россию из:

А) Японии,
Б) Китая,
В) Египта.

3. В качестве добавок к чаю использовали листья:

А) мяты,
Б) капусты,
В) черной смородины.

4. Чай – это:

А) кустарник,
Б) дерево,
В) цветок.

5. В чае содержится витамин:

А) А,
Б) В,
В) Р.

Сегодня мы выполнили все задания, тем самым помогли добраться Иванушке и Аленушке до дома.

Итог занятия: Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок. Чему научила вас эта сказка? (Слушаться родителей, выполнять свое обещание.) Для чего это нужно? (Чтобы семья была дружной). Что еще помогает сохранить благополучный климат в семье? (Чаепитие).