Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на начальные классы общеобразовательных школ. 34 часа в год, 1 час в неделю.
В настоящее время огромное внимание в школах уделяется учебному процессу, формированию умений и навыков. Но порой, стремясь к постоянному улучшению результативности учебного процесса, мы забываем о самом ребенке и видим в нем только стандарт ученика. Это негативно отражается на формировании ребенка как личности. Считаю, что на первое место в работе с детьми должен стать воспитательный процесс. Только в том случае мы сможем помочь нашим детям не потерять веру в будущее своей страны и в себя. Оградим их от черствости, эгоизма и безразличия ко всему окружающему. Ведь в конечном итоге именно безразличие, бездуховность, безверие привели нашу страну к тупику, в котором мы оказались.
Цель программы – воспитать в детях стремление к духовно-нравственному совершенствованию на основе традиционного наследия нашего народа.
Работа по данной программе ориентирована на организацию воспитательного процесса в коллективном союзе учителей, учащихся и родителей. Такое сотрудничество позволяет осуществить достижение духовно-нравственных норм жизни. Многие учебные предметы включают в себя использование элементов обычаев и традиций русского народа. В нашем учебном учреждении, “Школе русской национальной культуры”, введен специальный курс “Обычаи и традиции русского народа”, где целенаправленно изучается прошлое народа, его истоки, традиционные праздники, обряды. Однако четкое следование расписанию уроков не позволяет вовлекать в воспитательный процесс учащихся и их родителей одновременно. Программа “Мир просит тебя: открой меня заново!” полностью решает эту проблему. Она имеет благоприятные возможности в выборе времени для проведения совместных мероприятий. В основе программы лежит изучение народного календаря русского крестьянина-земледельца, исторических корней страны, составление родословных древ семей учащихся, изучение главного богатства народа – его культуры.
Задачи программы
Воспитывать чувство уважения, любви, преданности к Родине, интерес к ее историческому прошлому, бережное отношение к настоящему своей страны, ее народу.
Формировать духовно-нравственные качества, которые должны стать основой воспитанности и толерантности учащихся.
Развивать в детях творческое начало, артистизм, любознательность, стремление к сотрудничеству, умение организованно выполнять свои поручения, коллективную работу.
Расширять кругозор детей о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа, а также всех народов, проживающих на территории нашей многонациональной страны.
1 класс
- День Знаний.
- Выбор актива класса.
- Берегите русский лес – он источник всех чудес! Беседы, экскурсии, походы, экологические субботники.
- Осень – перемен восемь. Конкурс пословиц, поговорок, стихов, народных примет.
- Осенины. Оспожники. Празднование сбора урожая на Руси.
- Почемучка в гостях у осенней природы.
- Коллективное оформление панно “Осень велика”
- День именинника.
- Папа, мама, я – спортивная семья.
- Смена состава актива класса, поручений.
- Учиться – всегда пригодится.
- КВН “По дорогам сказок”
- Зиновий-синичник.
- День именинника.
- Подготовка и проведение новогоднего утренника.
- Строительство снежного городка.
- Оформление коллективного панно “Зима долга”.
- Зима – не лето, в шубу одета. Конкурс загадок, пословиц, поговорок о зиме.
- Смена поручений в классе.
- Пришли колядки – блины да ладки.
- В мире животных. Просмотр научно-познавательного фильма о животных.
- КВН “В мире животных”.
- Беседа о Дне Российской Армии. Изготовление подарков.
- Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!
- Весна отмыкает ключи и воды.
- Праздник для мам.
- “Вместе весело шагать”. Конкурс стихов, песен, пословиц о дружбе.
- Экологический утренник “Я люблю свою Землю”.
- День Космонавтики.
- Веселые старты. Играем в русские народные игры.
- Смена поручений в классе. Подведение итогов.
- Конкурс стихов и рисунков о весне “Матушка-весна - всем красна".
- Подведение итогов работы за учебный год. Праздник “Здравствуй, лето!”
- Резерв.
2 класс
- День Знаний.
- Выбор актива класса, распределение поручений.
- Делу – время, потехе – час. Изготовление настольных логических игр, апробирование.
- Осень. Рождество Пресвятой Богородицы. Праздник.
- Экологический патруль “Я – хозяин своей школы”
- Прокопьевск – моя Родина.
- Русские народные игрушки – хранители древних тайн.
- Подведение итогов работы за первую четверть.
- Ноябрь – ворота зимы. Синичкин день.
- День именинника.
- Коллективная работа по изготовлению экологического журнала “Зеленый Дом без окон”
- Если вместе, если дружно. Игра-соревнование.
- Строительство снежного городка.
- Подготовка и проведение Новогоднего утренника “Вставай в хоровод – Новый год у ворот!”
- Коляда, коляда, ты подай пирога!
- Выставка рождественских композиций.
- Русские народные игры, забавы.
- С любовью к своей Родине. Встреча со сторожилами города Прокопьевска. Беседа.
- Февраль – бокогрей, снежень, широкие дороги. Конкурс стихов, примет, пословиц о феврале.
- Ко Дню рождения Российской Армии. Смотр войск.
- Праздник Масленицы.
- В стране Вообразилии Бориса Заходера. Чтение, инсценирование произведений поэта.
- Праздник, посвященный 8 марта.
- Варвара-краса – длинная коса. Конкурс причесок.
- У ворот хоровод. Праздник, посвященный весне.
- Астрологический прогноз. Знаки зодиака.
- Ко Дню Космонавтики. Просмотр кинофильма. Беседа.
- Интеллектуальная зарядка.
- Поздравляем именинников.
- Резервное время.
3 класс
- День знаний.
- Выбор актива класса. Распределение поручений.
- Эколого-туристический поход в лес.
- Осенины. Праздник урожая.
- Театральная премьера “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”
- Вечер высокой моды. Харитины – первые холстины.
- КВН “Затерянные в океане”
- Подведение итогов за первую четверть.
- Конкурс-соревнование “Традиционные блюда русской кухни”
- Синичкин день.
- “Подождите нас”. Кто и как готовится к зиме.
- “Скоро белые метели снег подымут от земли…” Конкурс стихов об осени, зиме.
- День именинника.
- “Елкины иголки”. Растения зимой.
- Обычай пить чай на Руси.
- Строительство снежного городка.
- Репетиция и проведение праздника “Новый год”
- “…А бывает Коляда накануне Рождества”
- Подведение итогов за четверть.
- Поход в парк на лыжах.
- Театральный экспромт. Инсценирование русских народных сказок.
- Экологический патруль: “Растения в школе”
- Конкурс сочинений “Город, в котором я живу”
- “К сожаленью, день рожденья только раз в году”
- С Днем рождения, Армия! Смотр войск.
- Конкурс “Мисс Дюймовочка” к 8 марта.
- “Как на масленой неделе из трубы блины летели!”
- Пасха. Велик день, Светлый день.
- Поздравляем именинников.
- Подведение итогов.
- Праздник “Здравствуй, лето!”
- Резервное время.
4 класс
- День Знаний.
- Выбор актива класса. Распределение поручений.
- Происхождение славян. Мифы древних славян.
- Осенины. Вторая встреча осени.
- Инсценирование детских прибауток.
- “Моя планета”. Беседа, сообщения, выставка рисунков.
- На великое дело – великое слово.
- Подведение итогов.
- Из истории русских фамилий. Оформление альбома.
- Оформление книжки-альбома “Мои родственники”
- “Мой род – моя крепость”
- День именинника.
- Герб моей семьи. Конкурс детских рисунков.
- Строительство снежного городка.
- Подведение итогов за четверть.
- Подготовка к Новогоднему празднику.
- Рассказы детей о самом дорогом предмете их семей.
- Люди нашего города. Интервью. Оформление альбома.
- Туристическая поездка в парк.
- Ко Дню Защитника Отчества.
- Оформление старинной летописи.
- День именинника.
- Профессии наших родителей. Оформление альбома.
- Самый дорогой человек на Земле. Конкурс сочинений.
- “Жаворонки, жаворонки, прилетите! Красну весну принесите!”
- Подведение итогов за четверть.
- На Святой неделюшке повесили качелюшки.
- Праздник Русской березки
- Родословное древо моей семьи.
- День именинника.
- Подведение итогов.
- Праздник “Прощай, начальная школа!”
- Резервное время.
Разработка урока по воспитательной программе “Мир просит тебя: Открой меня заново!”
Тема. Обычай пить чай на Руси.
Цели.
Обобщение знаний детей о русской национальной кухне: традициях и обычаях, о проведении некоторых православных праздников.
Формирование представлений детей о появлении чая в России, о причине установления прочной традиции чаепития.
Развитие умения классифицировать блюда национальной русской кухни, учитывая влияние религиозных факторов на ритуал еды. Расширение кругозора детей о разнообразии чая, его составе, вкусовых качествах.
Воспитание в детях чувства гостеприимства, внимательного отношения к каждому человеку. Раскрытие положительной роли чаепития в формировании микроклимата в семье.
Репродукции:
А. Пластов “Ужин тракториста”.
Кустодиев “Купчиха за чаем”.
В. Перов “Чаепитие в Мытищах”.
К. Маковский “За чаем”.
Неизвестный художник “Чаепитие”.
Иллюстрации:
Гуси – лебеди
Яблоки
Ковш
Растения, используемые для чая.
Праздники:
Сочельник, Новый Год, Пасха, Масленица.
Декорации:
Русская печь, яблоня, самовар, чайник – заварник, пояс, полотенце.
Музыкальное оформление:
русская народная песня “Барыня”.
Ход занятия
Звучит русская народная песня
“Барыня”.
Дети приглашают гостей:
Проходите, гости дорогие. Усаживайтесь поудобней. Посмотрите, как у нас хорошо. Здесь и красны девицы, добры молодцы кругом - все уселись за столом. Будет всем вам так приятно побывать в гостях у нас. Пирогов отведать вкусных и чайку напиться всласть.
Учитель: Подождите, ребята. Гости-то пришли не только чайку испить. Они хотят еще на нас посмотреть, на нашу смекалку и удальство. Прежде, чем чаевничать, давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих занятиях.
(Стук в дверь).
Учитель: Кто там? Что за гости? (Входят Аленушка и братец Иванушка).
Учитель: Кто вы такие?
Аленушка: Мы из русской народной сказки прямо к вам пришли.
Учитель: Из какой вы сказки?
Иванушка: Пусть ребята сами догадаются, послушав наш рассказ.
Рассказ Иванушки и Аленушки.
Аленушка: Говорили мне батюшка и матушка, уходя на работу: “Будь умна, береги братца, не ходи со двора”.
Иванушка: И случилась беда: унесли меня злые птицы на своих крылышках.
Учитель: Догадались, кто это и из какой сказки? (Дети отвечают)
Учитель: Что же вы такие тревожные? Куда торопитесь?
Аленушка: Возвращаемся мы домой, да боимся, что гуси-лебеди вот-вот настигнут нас.
Иванушка: Помогите нам, ребята!
Учитель: Чтобы помочь Аленушке и Иванушке, нам предстоит выполнить несколько заданий, которые предложат нам яблоня, речка, печка.
(Дети выбирают яблоки с заданиями, которые выполняют индивидуально у доски).
Выбери лишнее: (устно).
Молоко, мясо, капуста, сметана, яйца.
Сгруппируй:
Масло, грибы, сыр, морковь, сало, рыба, крупа.
Соотнеси картинки с названиями праздников. /Пасха, Масленица, Новый год, Сочельник/
Пока ребята выполняют задание яблони, мы с вами отгадаем загадку о том, с кем нам предстоит встретиться дальше:
Что за зверь:
Зимой ест, а летом спит,
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него, сядешь, а с места не свезет?
(Печка).
В каких еще сказках присутствует печь? (“Колобок”, “По щучьему велению” и так далее). Почему русский народ придавал такое огромное значение печке? (Дети отвечают).
Учитель: Вот и в нашей сказке печь помогает детям укрыться от злой погони. Давайте посмотрим, какое задание приготовила нам печь. Оставил возле печи кто-то два предмета. Не знает о них печь ничего. Что это? (пояс и полотенце). О каких обычаях и традициях, связанных с этими предметами, вы знаете? (Дети отвечают). Я думаю, что мы отлично справились с заданием печки. А теперь проверим других ребят.
Учитель: Любили русские люди, и поесть, и попить. А какие традиционные русские напитки, вы знаете? (Квас, молоко, мед, взвар, кисель, сбитень, сусло). О каком напитке идет речь в этой загадке?
Белое, а не вода. Сладкое, да не мед.
От рогатого беру и деточкам даю.
(Молоко)
Отправляемся к молочной реке с кисельными берегами. Посмотрим, какое задание она нам приготовила? “Почему не могла я называться чайной рекой?” (Дети отвечают).
Учитель обобщает ответы детей и сообщает о распространении чая на Руси.
Тесты:
1. Исконно русским являлся чай:
А) байховый,
Б) кирпичный,
В) лесной.2. Чай был завезен в Россию из:
А) Японии,
Б) Китая,
В) Египта.3. В качестве добавок к чаю использовали листья:
А) мяты,
Б) капусты,
В) черной смородины.4. Чай – это:
А) кустарник,
Б) дерево,
В) цветок.5. В чае содержится витамин:
А) А,
Б) В,
В) Р.
Сегодня мы выполнили все задания, тем самым помогли добраться Иванушке и Аленушке до дома.
Итог занятия: Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок. Чему научила вас эта сказка? (Слушаться родителей, выполнять свое обещание.) Для чего это нужно? (Чтобы семья была дружной). Что еще помогает сохранить благополучный климат в семье? (Чаепитие).