Соавтор - Иосифова Татьяна Сергеевна
Работа по программе интегрированного факультативного курса по информатике и английскому языку
В наши дни вряд ли кого–нибудь нужно убеждать в том, что использование сети Интернет предоставляет огромные возможности для плодотворных занятий английским языком. Поэтому мы считаем, что сотрудничество и творческая совместная работа учителей информатики и иностранного языка может принести огромную пользу для реализации целей и задач образования.
Использование сети Интернет в учебном процессе дает возможность почувствовать, что такое реальное общение, помогает лучше узнать английский с помощью зарубежных друзей, способствует взаимопроникновению двух культур.
Разработанная нами программа факультативного курса “Диалог друзей” основана на отправке и получении писем с помощью электронной почты. Она способствует достижению коммуникативной цели обучения, предполагающей обучение общению на иностранном языке в единстве всех его функций: познавательной, регулятивной, целостно–ориентационной и этикетной. Обучение с помощью письма является средством познавательной деятельности, оно предполагает формирование и развитие умения учиться, регулирует поведение личности, побуждает к тем или иным речевым действиям, к взаимодействию, повышает мотивацию учения.
Основные цели, которые мы преследовали, начав работу над курсом:
- Развитие способностей школьников использовать иностранный язык в качестве инструмента общения в диалоге культур современного мира.
- Формирование и развитие коммуникативной компетенции, необходимой для коммуникативно приемлемого общения на иностранном языке с представителями зарубежных стран; умение оказать помощь соотечественникам при общении с иностранцами; умение пользоваться иностранным языком при трудоустройстве, организации отдыха.
- Развитие языковой культуры при описании реалий повседневной жизни нашей страны.
- Культуроведческое обогащение школьников по принципу расширяющегося круга культур.
- Создание языковой среды и условий для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.
- Подготовка к участию в международных телекоммуникационных проектах.
- Знакомство с работой электронной почты.
- Совершенствование навыка работы с английской клавиатурой компьютера.
- Развитие навыка работы в сети Интернет.
- Формирование навыка работы с поисковыми серверами для получения необходимой информации.
- Овладение этикетом письменной речи.
Содержание программы факультативного курса
- Знакомство с работой электронной почты. Написание пробных (тренировочных) писем друг другу и отправка их по электронной почте.
- Обсуждение особенностей структуры письма и особенностей письменной речи.
Формы обращения.
Комплиментарные фразы в начале и в конце письма.
Употребление усилительных междометий.
Использование молодежного сленга и идиоматических выражений.
Орфографические трудности (обучение работе с текстовым редактором).
Употребление эмфазы.
Употребление прописных букв.
Лексические трудности (слова, близкие по звучанию, написанию или значению).
- Повторение наиболее трудных аспектов грамматики, некоторые советы по правилам написания и стилистике письма.
Множественное число существительных.
Правильные и неправильные глаголы.
Действительный и страдательный (активный и пассивный) залог.
Употребление предлогов.
Трудности в расстановке знаков препинания.
Клише, выражения и предложения, полезные для переписки.
Программа рассчитана на учащихся 9–11 классов.
Количество часов в год – 64.
Прежде чем начать отправлять письма, необходимо убедиться в том, что электронная почта действительно работает, а также освоить самые простые приемы по подготовке, отправке, приему и чтению писем.
Особое внимание мы уделяем обсуждению особенностей структуры письма и особенностей письменной речи. При этом мы подробно знакомимся не только с работой электронной почты, но и с работой обычной почты, сравнивая эти два вида связи и подробно обсуждая их сильные и слабые стороны, а также различия в оформлении обоих видов писем.
Следует отметить, что этот вид работы оказался востребованным при подготовке к ЕГЭ, так как одним из видов творческих работ в части С являлась написание письма другу и правильное его оформление. Кстати, при проведении пробного экзамена выяснилось, что не только дети, но и некоторые учителя не знают, как правильно оформлять письма.
Далее мы знакомим учащихся с основными видами личных писем и выполняем ряд упражнений, которые призваны помочь учащимся правильно оформить их корреспонденцию зарубежным друзьям.
На занятиях, посвященных правилам написания писем, нами были предложены следующие виды работ: анализ образцов писем, анализ таблицы “Руководство к написанию писем” и знакомство с правилами оформления корреспонденции, выполнение различных видов упражнений.
Поскольку личные письма обычно пишутся в стиле разговорной речи, как если бы оба собеседника просто беседовали друг с другом, для них характерны многие особенности разговорной речи, без знания которых понимание содержания порой затруднено или практически невозможно. Поэтому мы подробно останавливаемся на некоторых, наиболее характерных и наиболее часто встречающихся из них.
Другой особенностью письменной речи, особенно у жителей США, является широкое употребление сленга. Для правильного толкования встретившихся в письмах выражений мы использовали Dictionary Of American Slang by Richard A. Spears. Постепенно нам удалось составить свой небольшой словарь слов и выражений, наиболее часто встречающихся в письмах. Например:
How does it grab you?
– What do you think of it?Конечно, наш словарь еще не велик, но он постоянно пополняется.
Для того, чтобы наши друзья по переписке познакомились с нами поближе, лучше узнали нас и представили зрительно, где мы живем, учимся, как выглядим, мы решили создать силами учащихся сайт, который назвали “Диалог друзей” (рис. 1). На этом сайте мы поместили всю информацию о нашем городе, о школе, в которой работаем и учимся, о нас самих. Более подробно вы можете познакомиться по адресу WWW.DIALOG.VOV.RU
Следующим этапом была регистрация сайта на одном из бесплатных серверов в Интернете. Адрес нашего сайта мы переслали всем ребятам и учителям, с которыми переписываемся. Обновление сайта осуществляется 1 раз в год.
Мы начали поиски на молодежных сайтах, позже занимались и занимаемся поисками адресов конкретных школ, учителей, детей, с которыми мы будем переписываться и уже переписываемся. Большую помощь в этом нам оказывает использование поисковых серверов в Интернете. В ответ на наши первые письма в адрес учителей американских школ мы получили сообщения о том, что многие школы хотели бы переписываться с учениками из России. Мы отправили краткие вводные письма, содержащие информацию о возрасте участников факультатива, об их интересах и склонностях. Далее переписка быстро начала набирать темп. Из писем своих новых друзей ребята узнали много нового о природе, культуре, системе образования, традициях семейной жизни, получили очень много фотографий (рис. 2, рис. 3, рис. 4).
После трагических событий 11 сентября 2001 года мы отправили письма с соболезнованиями и выражением поддержки нашим американским друзьям. Мы получили от них много откликов.
Dear Friends,
Thank you so much for your message of condolence and support. It means so much to know
that we have friends far away in Russia who think of us and understand. I read your
message to each of my classes, and it brought a good deal of hope and strength to the
students to know that we do not stand alone. Some of the students have brothers, sisters,
fathers, aunts or uncles missing and it is a very difficult time.
Many people who live here take buses into New York for work every day, and many worked at
the World Trade Center. It really is so hard to believe that all of this has happened. My
own daughter just finished college and moved to Manhattan this summer. She is fine,
although our lives will never be as carefree as they were. We really must treasure each
moment and pray that nothing like this ever happens again, anywhere in the world. We look
forward to continuing our letters, and I will try to organize things so that each student
has one person to write to. I can check to make sure that letters are answered in a timely
fashion.
Thank you again for your letter.
Beverly
Это письмо учительницы русского языка Беверли Игнатович.
Ученики Беверли прислали нам созданный ими коллективно плакат (рис. 5).
В связи с начавшейся войной в Ираке, мы выразили свое отношение к происходящим событиям и получили отклики, которые свидетельствуют о том, что простые американцы разделяют наше возмущение творящимся беспределом.
Работа по программе “Диалог друзей”
дала учащимся возможность осознать роль и место компьютера в формировании у школьников языковой компетенции.Мы считаем, что данная программа:
– повышает активность учащихся;
– способствует выработке их самооценки;
– способствует формированию лингвистических способностей;
– создает условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
– повышает мотивацию обучения;
– способствует развитию социокультурной осведомленности учащихся;
– учит их культуре письменной речи (языковая грамотность, речевая приемлемость письменного текста, композиционная стройность);
– способствует совершенствованию практических навыков работы с компьютером.
Школьники учатся вести беседу со своими партнерами по переписке в правильной и интересной форме, давая как фактическую информацию, так и свои комментарии по данной проблеме (выражение своего мнения, указание причин). Они овладевают техникой ведения беседы (правильное начало и заключение письма, умение расспросить, дать информацию, сделать выводы).
Что касается языкового оформления письменного иноязычного высказывания, то работа по данной программе, безусловно, способствует развитию таких навыков, как грамматическая корректность, вариативность используемых лексико–синтаксических единиц, адекватность используемых лексико–грамматических средств.
Анализируя письма учащихся, мы прошли к выводу, что в процессе работы выделились следующие группы детей по уровню обученности.
- Высокий уровень.
- Хороший уровень.
- Удовлетворительный уровень.
- Неудовлетворительный уровень.
Ученик адекватно решает поставленные перед ним коммуникативные задачи. Он хорошо понимает речь партнеров по переписке, его собственные высказывания правильно оформлены в языковом отношении, он соблюдает традиции речевого поведения, принятые в стране изучаемого языка. Он излагает свои мысли понятно, логично, четко. Ученик работает за компьютером с хорошей скоростью, хорошо знает особенности английской клавиатуры и приемы работы в “Outlook Express”.
Ученик способен самостоятельно решить большинство из поставленных задач в соответствии с вышеуказанными критериями. Он обладает необходимыми знаниями и умениями. Однако он испытывает некоторые затруднения в ходе общения. Он иногда нарушает правила речевого этикета, допускает ошибки, не препятствующие коммуникации. Он высказывается не всегда четко и логично.
Ученик испытывает постоянные трудности при выполнении поставленных задач, однако он может решить основные из них. Он допускает коммуникативно значимые ошибки, но речь его в целом понятна. Скорость работы на компьютере низкая, часто встречаются опечатки.
Ученик не может выполнить большинство из поставленных коммуникативных задач. В работе ему требуется постоянная помощь учителя.
Мы стоим еще только в начале большой работы, требующей от учителей огромных затрат времени и энергии. Но мы надеемся, что эта работа со временем принесет свои плоды, и сегодняшняя переписка станет началом большой дружбы со школьниками других стран. Мы также надеемся, что в дальнейшем станет возможным организовать очные встречи друзей по переписке и посещение стран изучаемого языка.
Проблемы и перспективы
Проработав по программе в течение двух лет, мы уже можем очертить круг проблем, возникающих в процессе работы.
Во–первых, это трудности личностного характера. Вовлекая в переписку учеников с широким кругозором, обладающих различными интересами, хобби, короче говоря, обладающих довольно высоким IQ – ведь это в большинстве своем ученики гимназических классов – мы надеялись, что они без труда найдут себе интересных партнеров по переписке.
К сожалению, оказалось, что у многих американских школьников, даже если они и являются учениками престижных школ, интеллектуальный уровень оставляет желать лучшего, и весь их круг интересов ограничивается компьютерными играми и роком, поэтому переписка неоднократно прерывалась по инициативе наших детей. Исходя из этого, мы решили не ограничиваться перепиской только с зарубежными школьниками, но и поискать связи с учениками специализированных школ России, с которыми мы можем вести переписку на немецком и английском языках.
Во–вторых, работа по программе связана с большими затратами времени учителей. Поэтому, мы бы хотели посоветовать администрации тех школ, которые будут заниматься подобной работой, обеспечить учителей факультативными часами для эффективной работы.
В–третьих, необходимо, чтобы каждый компьютер в локальной сети класса имел свой электронный адрес. Если работать с одного адреса, то возникает множество технических проблем и интерес у ребят постепенно идет на убыль. Чтобы у каждого ученика был свой электронный адрес, кроме тех, у кого есть компьютер дома, можно зарегистрироваться на любом из бесплатных почтовых серверов и получить необходимое количество адресов, затем настроить программу прокси–сервера (она должна быть установлена на головном компьютере в сети) на сортировку почты по полученным адресам. Это самый простой вариант, но могут быть и другие.
В планах на будущий год у нас создание электронного пособия по этой программе, а также создание пакета разработок уроков для желающих работать по этому курсу.