Цель: в развлекательной форме обобщить знания по химии, биологии; стимулировать чтение книг по химии, познакомить с необычными фактами, способствовать развитию логики, мышления, сообразительности, находчивости; прививать интерес к химии.
1 ведущий:
Мы рождены пролить все то, что льется,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется,
Так будем вечно химию любить.
2 ведущий:
Будем химию учить,
Будем с химией дружить.
Потому что нам, друзья,
Без неё прожить нельзя.
Учитель: Я приветствую всех, кто пришел на сегодняшний вечер. А начать хочу словами Дистервега: “Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь”. Я желаю успеха сегодняшним командам. Сегодня играют две команды: “Металлы” и “Галогены”.
1 тур
Области знаний |
Цена вопроса |
||||
Мир химии | 10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
О солях | 10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Кислоты | 10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Реакции | 10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Термины | 10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Открывают вопросы, если ответ дан правильный, то карточка с количеством баллов достается команде. Если ответ неправильный, то баллы не начисляются.
1. Мир химии
10. Этот оксид выдыхают животные и человек (углекислый газ)
20. Что такое “философский камень”, светящийся в темноте голубоватым светом? (фосфор)
30. Одно вещество, образованное этим элементом, во много раз дороже золота, а за другое приходится платить деньги, чтобы от него избавиться (углерод)
40. Этот газ применяется в производстве световых рекламных трубок (неон)
50. “Кот в мешке” тема: “Высказывания”
Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…” О чем писал Экзюпери? (вода)
2. О солях
10. Эта соль называется пищевой. Ее формула… (NaHCO3)
20. Темно-фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используются в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4)
30. Формулу этой соли имеют и известняк, и мел, и мрамор (CaCO3)
40. “Кот в мешке” тема: “Или, или”
Растворимые основания или… (щелочи)
50. В Индии для совершения священных обрядов соли стронция смешивали с серой и бертолетовой солью. Эту смесь мы используем на Новогодний праздник. Как мы ее называем? (Бенгальские огни)
3. Кислоты
10. Эта кислота входит в состав желудочного сока, является бесцветным водным раствором хлороводорода (соляная)
20. Эта кислота двухосновная, маслянистая жидкость, при растворении в воде выделяет большое количество тепла (серная)
30. Эта кислота встречается во всех газированных напитках (угольная)
40. Из каких кислот состоит “царская водка”? (конц. азотная и соляная)
50. “Кот в мешке” тема: “Соли”
Что означало по древним поверьям “рассыпать соль”? (навлечь беду)
4. Реакция
10. Реакции с участием кислорода (горение, окисление)
20. Реация между основанием и кислотой, при которой получается соль и вода (нейтрализации)
30. Разложение вещества с целью выяснения его состава (анализ)
40. Взаимодействие веществ с водой с образованием кислот, оснований и других химических соединений (гидролиз)
50. Разрушение металла на воздухе под действием окружающей среды (коррозия)
5. Термины
10. Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется (фотосинтез)
20. Вещества, которые меняют цвет в кислотах и щелочах (индикаторы)
30.“Черный ящик” тема: “Вещества”
В этом ящике находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось милостынею господней, символом благополучия, символом мира, например, у восточных народов. А иногда это было проклятьем божьим. Сколько всего живого погубило это вещество, из-за него море даже может стать мертвым. Без него нельзя обойтись в металлургии, без него не было бы кожаных ботинок. Трудно перечислить области, где это вещество не применялось (поваренная соль)
40. Существование одного и того же химического элемента в виде нескольких простых веществ (аллотропия)
50.Вещества, которые ускоряют химические реакции (катализаторы)
(подводятся итоги первого тура)
Химическая пауза: “Удивительный стакан”
Извлеките из обычного детского памперса вещество, впитывающее влагу, и несколько его крупинок поместите на дно одного из трех непрозрачных стаканчиков. Во время демонстрации опыта налейте в этот стаканчик немного воды так, чтобы она полностью поглотилась впитывающим субстратом. Поменяйте стаканчики местами и попросите кого-нибудь из учеников, угадать, в который из них была налита вода. По мере угадывания переворачивайте стаканчики вверх дном. Ни из одного стакана вода не вытечет, так как образовавшийся гель крепко скрепляется со стенками сосуда и не выпадает из него.
(подводятся итоги первого тура)
2 тур
Области знаний |
Цена вопроса |
||||
Химические элементы | 20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
У нас дома | 20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Растения и химия | 20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Металлы | 20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
Ученые | 20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
1. Химические элементы
20. Элемент, самый распространенный в космосе (водород)
40. Аргентина названа в честь именно этого элемента (Ag)
60. Этот элемент назвали в честь химика, открывшего периодический закон (менделевий)
80. Штат США и химический элемент (калифорний)
100. Элемент назван в честь шведского ученого, который завещал 33 млн. швейцарских крон на создание фонда международных премий за работы в области физики, химии, медицины (нобелий)
2. У нас дома
20. В составе зубных паст именно этот химический элемент (F)
40. какое вещество гасят уксусной кислотой при выпечке кондитерских изделий (соду)
60. Это вещество встречается в отбеливателях и в чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. (Cl2)
80. Назовите формулу негашеной и гашеной извести, которой мы белим. CaO, Ca(OH)2)
100.Однажды ученый Бертолле растирал соль КСlО3 в ступке, где осталось немного серы. Смесь взорвалась, так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую применяют при производстве чего? (спичек)
3. Растения и химия
20. В какой “капусте” много йода? (ламинария)
40. Почему разрезанное яблоко на воздухе буреет? (окисляется железо)
60. От какого металла зависит зеленая окраска растений (магний)
80. Эта кислота есть и в крапиве и у муравьев (муравьиная)
100. В какой части огурца больше всего нитратов (в кожуре)
4. Металлы
20. Этот металл называют крылатым, из него делают самолеты и кастрюли (Al)
40. Этот металл входит в состав гемоглобина крови (Fe)
60. Свойство этого металла превращаться в порошок на холоде, погубило экспедицию В. Скотта (Sn)
80. Гуси, как известно, спасли Рим, а какой металл губил его жителей (Pb)
100. “Кот в мешке” Угадай вещество
Проводится опыт “Зажигание костра без спичек”
В чудесах химических я уже остёр,
Без огня и спичек разведу костёр.
Наложу лучинок – дров,
И костёр уже готов.
Возьму в руку ватку,
Спиртом намочу.
На костёр им капну:
Гори, раз я хочу
Я открою свой секрет,
Никакой тут тайны нет.
Под костром припрятал здесь
Зажигательную смесь.
Назовите состав зажигательной смеси (KMnO4 и конц. H2SO4)
5. Ученые
20. Этот ученый изобрел бездымный порох и периодический закон (Менделеев)
40. Этот ученый и физик, и химик, и географ, и поэт, и историк, и автор высказывания: “Широко распространила химия руки свои в дела человеческие” (Ломоносов)
60. Им сформулирован закон: “ В одинаковых объемах различных газов находится одинаковое количество молекул при одних и тех же условиях” (Авогадро)
80. Ученый – создатель первого противогаза (Зелинский)
100. Русский химик, знаменитый композитор. (Бородин)
Пока подводятся итоги двух туров – Загадочная пауза
Фокус “Телепатия”: показывают двое ведущих. Один сидит спиной к периодической системе химических элементов, второй приглашает зрителя к периодической системе и тот указкой показывает любой элемент. Первый ведущий посылает “телепатический сигнал” второму ведущему, и тот называет порядковый номер задуманного элемента. (Секрет фокуса в том, что каждая цифра закодирована словом: отгадай – 1, думай – 2, точно – 3, что это – 4, постарайся – 5, шутя – 6, скажи – 7, внимательнее – 8, догадайся – 9, назови – 0. Например, задуман элемент № 28. Первый ведущий говорит второму: “Прошу сконцентрировать волю, посылаю телепатический сигнал: думай внимательней”.
Финал.
Команды делают ставки. Тема: “Металлы”
Академик Ферсман писал, что при исчезновении этого металла… “На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превратились бы в труху, растения начали бы чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к. лишившись 3 граммов этого металла, человек бы умер” (железо)
Подводятся итоги, награждается победившая команда. Победителям вручают букет цветов, который на глазах зрителей меняет свой цвет. (Бумажные цветы пропитывают щелочью и высушивают, а затем из пульверизатора брызгают спиртовым раствором фенолфталеина). В честь победителей звучит залп “гремучего газа”. (В газометре смешивают 2 объема водорода и 1 объем кислорода. Пропускают смесь через мыльный раствор. Лучинкой поджигают пузыри: слышится громкий хлопок).