Цели урока
- Закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма.
- Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение, орфографическую зоркость. Формировать знания и умения сочинять текст-описание.
- Совершенствовать работу на компьютере.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование и ТСО
- Видеозапись, магнитофон, графопроектор, компьютер;
- Учебник, таблицы, книжки-малышки, круг-сигнал, плакаты с названием страниц, фотографии с изображением церкви.
Тип урока: урок обобщения.
Вид урокка: комбинированный.
Технология: на проблемно-ситуативной основе.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
– Ребята, сегодня у нас на уроке русского языка гости. Повернитесь к ним лицом, посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.
– Садитесь.
– Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
Проверка домашнего задания.
– Какое домашнее задание выполнила 1 группа?
(В книжку – малышку записали казахские пословицы и поговорки с прилагательными)
– Ваша цель – внимательно слушать и запоминать прилагательные (чтение двух пословиц на русском языке).
- Тупой нож руки режет.
- Суетливый в спешке на коня сядет задом наперед.
Назовите имена прилагательные из пословицы и объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы?
Домашнее задание 2 группы.
(Записали стихи на русском и казахском языках, где есть прилагательные.)
Читают стихи, а учащиеся запоминают и называют прилагательные.
Проблемная ситуация.
– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нем говорится.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Я думаю вы все поняли, что это за часть речи? (Прилагательное)
Мы отправимся в путешествие по страницам устного журнала «Имя прилагательное в вашей жизни».
В дорогу с собой возьмём весь багаж знаний об имени прилагательном.
Работа в тетрадях. (Число, классная работа)
1-я страница устного журнала «Красиво пиши»
Минута чистописания:
а) образцы в тетради;
б) соединения: ол ол оло обо ода.
2-я страница журнала «Вопрос – ответ»
Словарная работа.
– Я задаю вопрос, а вы пишите только ответ, выделяя орфограммы.
– Как называется работа, которую выполняют несколько человек? (Коллективная)
– Поезд, который перевозит людей? (Пассажирский)
– Человека, которому весело, называют как? (Веселый)
– Люди живущие в городе? (Городские)
Во мне два К – не забывайте
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным, же словом… (аккуратный)
Проверка.
Все слова на доске записаны. (Кодоскоп)
Что общего в этих словах? (Эти слова обозначают признаки предметов.)
Обобщение.
– Какая часть речи обозначает признак предмета?
– На какие вопросы отвечает?
– Как изменяется имя прилагательное?
– Какие окончания пишутся у имен прилагательных в слабой позиции?
– Изменяются ли прилагательные по родам во множественном числе?
3 страница «Познаем мир»
Кадр с изображением церкви.
Что изображено на фотографии?
Опишите здание церкви (используя прилагательные).
Запись на доске. А теперь посмотрите как об этом написал С.Есенин:
Там с утра над церковн___ главами
Голубеет н_бесный п_сок,
И звенит придорожн___ травами
От озёр в_дяной в_терок.
О чём говорится в стихотворении?
Сколько предложений?
Вставьте орфограммы.
Еще раз внимательно прочитайте, будете писать по памяти. Закрыли глаза и повторяем стихотворение под хлопки в ладоши.
Запись по памяти. Взаимопроверка. Оценивание.
4 страница «Музыкальная»
Физкультминутка под песню из кинофильма «Буратино».
Назовите прилагательные в песне.
5 страница «Склоняйте правильно»
Просклоняйте словосочетание (сосновые дрова), выделите окончания (работа у доски).
Что мы делаем, когда определяем окончание прилагательного? Задание классу.
Работа с учебником.
6 страница «Литературная»
– Ребята посмотрите видеозапись из Третьяковской галереи, где находится картина известного художника Левитана. Давайте попробуем эту картину оживить, используя в своих сочинениях имена прилагательные. Ведь прилагательные делают нашу речь богатой, красивой, выполняют роль эпитетов.
Звучит мелодия «Четыре времени года» А. Вивальди (2–3 минуты рассматривают картину и описывают устно.)
Задание классу.
– Внимательно слушайте рассказы, и когда встретятся имена прилагательные, просигнальте (круг сигнал).
7 страница «Проверяй-ка»
Пройдите к компьютерам и послушайте задание:
Запускаем локальный интернет, затем Работландию и открываем книгу!
Урок. Здравствуйте компьютер
Работать будем с исполнителем Привет и Сочинитель. (Ответив на все вопросы вам в награду сказка.)
Задание 1
– Прочитать сказку (1 учащийся).
– Сосчитать прилагательные.
– Определить падеж прилагательного в 1-м предложении.
Подходит к концу наше путешествие.
– Какая часть речи всегда была с нами?
– Сейчас каждый проверит свои знания об имени прилагательном (тесты). Оценивать буду не я, а машина.
Задание: Закрыть окно Роботландии.
Садимся за компьютер и находим тесты, 4 класс русский язык.
Тест
1. Выбери правильный ответ:
Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает признак, но как предмет;
б) обозначает признак предмета;
в) обозначает действие или состояние предмета.
2. Указать имена прилагательные:
а) бледнеть;
б) бледноватый;
в) бледнота
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени;
б) числа;
в) рода.
4. Указать имена прилагательные с окончанием -ая:
а) дальн__ (дорога);
б) осенн__ (грязь);
в) лучш__ (ученица).
5. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по:
а) падежам;
б) родам;
в) временам.
Оценка за тест:
- меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно)
- три правильных ответа. Удовлетворительно.
- четыре правильных ответа. Хорошо.
- пять правильных ответов. Отлично.
– Закрыть все программы. Выходим на рабочий стол.
Итог урока
- Предлагается обобщение по схеме:
- Что понравилось?
Домашнее задание
Спасибо за урок.