Урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Обобщение по теме"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

  • Закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма.
  • Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение, орфографическую зоркость. Формировать знания и умения сочинять текст-описание.
  • Совершенствовать работу на компьютере.
  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование и ТСО

  • Видеозапись, магнитофон, графопроектор, компьютер;
  • Учебник, таблицы, книжки-малышки, круг-сигнал, плакаты с названием страниц, фотографии с изображением церкви.

Тип урока: урок обобщения.

Вид урокка: комбинированный.

Технология: на проблемно-ситуативной основе.

ХОД УРОКА

Оргмомент.

– Ребята, сегодня у нас на уроке русского языка гости. Повернитесь к ним лицом, посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке.

– Садитесь.

– Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Проверка домашнего задания.

– Какое домашнее задание выполнила 1 группа?

(В книжку – малышку записали казахские пословицы и поговорки с прилагательными)

– Ваша цель – внимательно слушать и запоминать прилагательные (чтение двух пословиц на русском языке).

  • Тупой нож руки режет.
  • Суетливый в спешке на коня сядет задом наперед.

Назовите имена прилагательные из пословицы и объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Домашнее задание 2 группы.

(Записали стихи на русском и казахском языках, где есть прилагательные.)

Читают стихи, а учащиеся запоминают и называют прилагательные.

Проблемная ситуация.

– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нем говорится.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Я думаю вы все поняли, что это за часть речи? (Прилагательное)

Мы отправимся в путешествие по страницам устного журнала «Имя прилагательное в вашей жизни».

В дорогу с собой возьмём весь багаж знаний об имени прилагательном.

Работа в тетрадях. (Число, классная работа)

1-я страница устного журнала «Красиво пиши»

Минута чистописания:

а) образцы в тетради;

б) соединения: ол ол оло обо ода.

2-я страница журнала «Вопрос – ответ»

Словарная работа.

– Я задаю вопрос, а вы пишите только ответ, выделяя орфограммы.

– Как называется работа, которую выполняют несколько человек? (Коллективная)

– Поезд, который перевозит людей? (Пассажирский)

– Человека, которому весело, называют как? (Веселый)

– Люди живущие в городе? (Городские)

Во мне два К – не забывайте
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным, же словом… (аккуратный)

Проверка.

Все слова на доске записаны. (Кодоскоп)

Что общего в этих словах? (Эти слова обозначают признаки предметов.)

Обобщение.

– Какая часть речи обозначает признак предмета?

– На какие вопросы отвечает?

– Как изменяется имя прилагательное?

– Какие окончания пишутся у имен прилагательных в слабой позиции?

– Изменяются ли прилагательные по родам во множественном числе?

3 страница «Познаем мир»

Кадр с изображением церкви.

Что изображено на фотографии?

Опишите здание церкви (используя прилагательные).

Запись на доске. А теперь посмотрите как об этом написал С.Есенин:

Там с утра над церковн___  главами
Голубеет н_бесный п_сок,
И звенит придорожн___ травами
От озёр в_дяной в_терок.

О чём говорится в стихотворении?

Сколько предложений?

Вставьте орфограммы.

Еще раз внимательно прочитайте, будете писать по памяти. Закрыли глаза и повторяем стихотворение под хлопки в ладоши.

Запись по памяти. Взаимопроверка. Оценивание.

4 страница «Музыкальная»

Физкультминутка под песню из кинофильма «Буратино».

Назовите прилагательные в песне.

5 страница «Склоняйте правильно»

Просклоняйте словосочетание (сосновые дрова), выделите окончания (работа у доски).

Что мы делаем, когда определяем окончание прилагательного? Задание классу.

Работа с учебником.

6 страница «Литературная»

– Ребята посмотрите видеозапись из Третьяковской галереи, где находится картина известного художника Левитана. Давайте попробуем эту картину оживить, используя в своих сочинениях имена прилагательные. Ведь прилагательные делают нашу речь богатой, красивой, выполняют роль эпитетов.

Звучит мелодия «Четыре времени года» А. Вивальди (2–3 минуты рассматривают картину и описывают устно.)

Задание классу.

– Внимательно слушайте рассказы, и когда встретятся имена прилагательные, просигнальте (круг сигнал).

7 страница «Проверяй-ка»

Пройдите к компьютерам и послушайте задание:

Запускаем локальный интернет, затем Работландию и открываем книгу!

Урок. Здравствуйте компьютер

Работать будем с исполнителем Привет и Сочинитель. (Ответив на все вопросы вам в награду сказка.)

Задание 1

– Прочитать сказку (1 учащийся).

– Сосчитать прилагательные.

– Определить падеж прилагательного в 1-м предложении.

Подходит к концу наше путешествие.

– Какая часть речи всегда была с нами?

– Сейчас каждый проверит свои знания об имени прилагательном (тесты). Оценивать буду не я, а машина.

Задание: Закрыть окно Роботландии.

Садимся за компьютер и находим тесты, 4 класс русский язык.


Тест

1. Выбери правильный ответ:

Имя прилагательное – часть речи, которая:

а) обозначает признак, но как предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает действие или состояние предмета.

2. Указать имена прилагательные:

а) бледнеть;

б) бледноватый;

в) бледнота

3. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;

б) числа;

в) рода.

4. Указать имена прилагательные с окончанием -ая:

а) дальн__ (дорога);

б) осенн__ (грязь);

в) лучш__ (ученица).

5. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по:

а) падежам;

б) родам;

в) временам.

Оценка за тест:

  • меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно)
  • три правильных ответа. Удовлетворительно.
  • четыре правильных ответа. Хорошо.
  • пять правильных ответов. Отлично.

– Закрыть все программы. Выходим на рабочий стол.

Итог урока

  • Предлагается обобщение по схеме:

  • Что понравилось?

Домашнее задание

Спасибо за урок.